2021 год выдался неоднозначным для всей мировой экономики, в том числе для криптовалютного рынка, передает inbusiness.kz. С одной стороны новые исторические пики стоимости многих криптовалют, новые продукты, с другой – "закручивание гаек" государством, в первую очередь это касается Китая.
Миграция майнеров
К маю 2021 года пришелся пик государственного регулирования криптовалютной сферы в Китае. Сначала в Поднебесной запрещали майнинг в отдельных провинциях, после местным энергетиками запретили отпускать электроэнергию майнерам, а потом и вовсе создавать новые компании. Запреты постепенно распространились на всю страну, а майнеры начали перевозить свои мощности в другие страны.
В итоге это явление станут именовать не иначе как "великий исход майнеров из Китая". На тот момент КНР была общемировым лидером криптовалютной индустрии, на долю которой в лучшие времена приходилось более 70% всего мирового майнинга. Однако буквально за несколько месяцев эта доля опустилась до нуля.
Казахстан и майнеры
Многие бежавшие из Поднебесной майнеры нашли свое пристанище в соседнем Казахстан. Республика и без того была одним из крупнейших мировых центров майнинга. Уже к августу прошлого года Казахстан выходит на чистое второе место по майнингу биткоина с долей, превышающей 18%.
Изменение долей ключевых стран по добыче биткоина после китайского запрета
Однако страна в итоге не выдержала столь значительного притока добытчиков криптовалют. Началась целая вереница постоянных изменений правил игры, а также ужесточения регулирования криптовалютной отрасли.
Сначала президент Казахстан Касым-Жомарт Токаев подписал закон о налогообложении криптоферм в размере 1 тенге за каждый потраченный киловатт-час электроэнергии на майнинг. К слову, нововведение начало свое действие с начала 2022 года.
Но дальше на сцену вышло министерство энергетики во главе с теперь уже бывшим главой ведомства Магзумом Мирзагалиевым, к слову, еще ранее занимавшего пост министра экологии Казахстана. Дело в том, что казахстанская система электроэнергетики, несмотря на стабильный профицит производства электричества в последние годы, оказалась не готова к значительному росту потребления внутри страны. Так, выяснилось, что по итогам девяти месяцев 2021 года потребление электричества в Казахстане выросло более чем на 7%, в то время как до этого оно стабильно росло на 1-2%.
Этот всплеск потребления объяснили приходом майнеров. Учитывая износ вырабатывающих мощностей, возникла реальная угроза дефицита электричества в стране. Дошло до того, что жителям отдельных населенных пунктов без предупреждения отключали электричество на несколько часов. Пока проблему решили импортом электричества из России.
Но интереснее всего в этой саге была постоянно меняющаяся позиция минэнерго. Сначала Магзум Мирзагалиев заявил, что в случае дефицита электроэнергии внутри страны должна существовать опция снижать потребление со стороны майнеров. Например, физическое ограничение общего потребления майнерами в пределах 100 МВт. Для сравнения, объем потребления только со стороны нелегальных майнеров господин Мирзагалиев оценил в 1,2 тыс. МВт. При этом в стране зарегистрировано около 50 майнинговых компаний, работающих в "белую". Таким образом, реализация только этого предложения экс-министра могла бы уничтожить сферу.
Здесь же можно вспомнить и другое его предложение касательно развития майнинга за счет возобновляемых источников энергии. Учитывая, что в Казахстан майнеры поехали за дешевым электричеством, а ВИЭ стоит в несколько раз дороже, это точно так же только способствовало дальнейшей миграции добытчиков.
Позже Мирзагалиев уже заявил, что казахстанские майнинг-фермы не будут отключать от электричества при условии, что те будут соблюдать законодательство РК. Поскольку криптофермы являются такими же субъектами бизнеса, как и другие предприниматели, а их отключение можно расценивать как дискриминацию. А потому отключать будут только "серых" майнеров.
В итоге противоречивые заявления и действия со стороны властей вылились в то, что некоторые майнеры уже начали перевозить мощности в другие страны. Но более важно то, что подобные действия заставят инвесторов из других областей в следующий раз лишний раз задуматься, стоит ли свои средства вкладывать в экономику страны, которая мечется из одной крайности в другую.
Позже в Казахстане начались беспорядки, в результате чего вся страна около недели была отключена от интернета. Это, безусловно, сказалось и на работе майнеров. Но это уже история 2022 года.
Илон Маск и Dogecoin
Также 2021 год стал настоящим бенефисом для Илона Маска, который после ухода Трампа с поста президента США, стал главным экономическим инфлюенсером в Twitter. Твиты Маска стали серьезными информационными поводами, влияющими на котировки криптовалют. Например, заявления Илона Маска, что Tesla будет принимать биткоины в качестве оплаты, толкнули цены на биткоин вверх. Последовавший за этим отказ из-за неэкологичности добычи криптовалют, напротив, уронил котировки BTC.
Однако больше Илон Маск продвигал другую криптовалюту – Dogecoin. Например, в апреле прошлого Маск опубликовал, казалось бы, безобидный твит - Doge Barking at the Moon (пес лает на луну). Doge – это отсылка к криптовалюте Dogecoin, о которой Маск ранее уже писал в твиттере, к примеру, что купил "доджкоины" для своего сына. Фраза "to the moon" используется в коммьюнити криптотрейдеров для обозначения феноменального роста котировок криптовалют. Менее чем через два дня цена Dogecoin выросла почти на 360%, в результате чего мемная криптовалюты вышла на тот момент на шестое место по капитализации.
Doge Barking at the Moon pic.twitter.com/QFB81D7zOL
— Elon Musk (@elonmusk) April 15, 2021
Твит Илона Маска
Помимо этого, Илон Маск еще не раз делал громкие заявления, которые толкали котировки Dogecoin вверх. Продолжается это и сейчас. Буквально вчера Маск заявил, что Tesla начинает принимать оплату на свой мерч за Dogecoin. В итоге в течение дня "додж" вырастал на 23,5% в сравнении с ценой закрытия предыдущего дня. 2021 год Dogecoin закрывал при 0,17 доллара с доходностью за год более 3500%. И это при том, что на своем пике в начале мая мем-валюта в моменте достигала 0,725 доллара, то есть в 4,25 раза выше котировок конца 2021 года.
Динамика котировок Dogecoin в 2021 году
Еще одна мемная криптовалюта - Shiba Inu
Shiba Inu резко выстрелила в октябре 2021 года, когда в течение месяца в моменте вырастала почти на 1200%. Потом, конечно, последовала значительная коррекция, и сейчас мем-криптовалюта торгуется по 0,00003131 доллара – примерно на 36% ниже октябрьских максимумов. Тем не менее, с середины января 2021 года доходность Shiba Inu составила более чем 20,500,000%, если верить данным coinmarket. Дело в том, что до мая 2021 года об ее существовании мало кто знал, и большинство сайтов начали ее отслеживать именно с того времени.
Подобные взлеты обычно порождают новые истории успеха. В случае Shiba Inu такой историей стал случай одного из ранних инвесторов монеты, остающийся инкогнито. Якобы в августе 2020 года он вложил в Shiba Inu 8 тыс. долларов. В октябре 2021 года его состояние оценивалось в 4,84 млрд долларов. Но другой вопрос заключается в том, что насколько ликвидна данная криптовалюта?
Изменение стоимости Shiba Inu в 2021 году
NFT – новая эпоха цифрового искусства или пузырь?
2021 стал годом настоящего бума вокруг токенов NFT. Это токен, который подтверждает право на владение каких-либо цифровым активом, чаще всего это картинка. Причем это право не препятствует копированию цифрового актива, а только закрепляет право владения оригинальным экземпляром цифрового артефакта.
В теории NFT дает право на обладание цифровых произведений искусства. На практике же люди продают друг другу пиксельные картинки котиков, а также селебрити, которые пытаются за феноменальные деньги продать фанатам свои фото, аудио или видео файлы. Например, GIF-изображение Nyan cat, которое никому не было нужно более 10 лет, продали за 590 тыс. долларов.
Nyan cat стоимостью 590 тыс. долларов
Дошло до того, что в начале прошлого года Хабиб Нурмагомедов решил выпустить коллекцию NFT-токенов. Спортсмен предложил три вида карточек – золотые (290 штук по 2,9 тыс. долларов каждая), платиновые (29 штук по 29 тыс. долларов) и алмазная (единственный экземпляр, стартовая цена которого составила 290 тыс. долларов). Такая стоимость токена обоснована только тем, что в личной статистике Хабиба числится 29 боев без поражений. Распродажа токенов должна была начаться еще в конце апреля 2021 года, а все нераспроданные карточки должны были сжечь. К сожалению, о результатах розыгрыша NFT-токенов ничего не известно.
NFT-токены Хабиба Нурмагомедова
В то же время самый дорогой NFT был продан за 69,3 млн долларов при стартовой цене в 100 долларов. Им стал коллаж художника Beeple "Everydays: The First 5000 days". Это JPEG-изображение с разрешением 21069х21069 пикселей. Изображения из своей серии "Ежедневно" художник публиковал каждый день с 1 мая 2007 года. Создание коллажа заняло более 13 лет.
Один из самых авторитетных инвесторов Чарли Мангер в ноябре прошлого года раскритиковал всю криптоиндустрию в целом, и его слова во многом характеризуют NFT-рынок. Он заявил, что что нынешнее положение дел на рынке криптовалют еще более безумно, чем это было во времена доткомов. И большинство крипто-проектов на данный момент не имеют под собой какого-либо практического применения и фундаментальной базы. Единственное, чем многие из них значимы – это то, что их покупают и продают.
Руслан Логинов