Самые популярные автомобили в Казахстане, согласно опубликованным данным отраслевой ассоциации "КазАвтоПром", относятся к ценовой категории от 5 млн до 7 млн тенге. Их доля составляет 28,7% от общих продаж, в то время как в январе этот показатель равнялся 15,8%. При этом снизились продажи автомобилей стоимостью до 3,5 млн тенге – с 28,7% в январе до 13,5% в мае. Выросла также доля автомобилей бизнес-класса стоимостью 10-15 млн тенге – с 7,9% в январе до 20,5% в мае.
Всего за пять месяцев дилеры продали 20620 легковых авто на сумму 165,2 млрд тенге. В результате изменения структуры продаж увеличилась средняя стоимость проданного автомобиля, в мае она составила 8,875 млн тенге. Рост на 14% по сравнению с показателем в январе. Средняя цена легкового автомобиля отечественного производства составила 5,374 млн тенге (+20,4%, или 911061 тенге к январскому показателю).
Причина повышения средней стоимости кроется в изменении структуры поставок автомобилей и машинокомплектов и лишь отчасти обусловлена ростом отпускных цен, полагает председатель совета директоров союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром".
"Спрос на автомобильном рынке Казахстана восстанавливается быстрее ожиданий участников отрасли. Этим вызвана нехватка наиболее востребованных моделей бюджетного сегмента. Отсюда смещение структуры сбыта вверх по ценовой шкале. Но даже на фоне этой временной диспропорции в фокусе потребительских предпочтений остаются модели, предлагаемые локальными производителями: средняя стоимость автомобиля казахстанской сборки почти на 40 процентов доступнее среднерыночного ценника", – комментирует Олег Алфёров.
В Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) видят еще одну причину рост продаж дорогих автомобилей – "кредитные программы, которые разрабатывает каждый дилер отдельно для привлечения клиентов, программы лояльности и так далее". В "КазАвтоПроме" также отмечают активность дилеров по внедрению новых кредитных программ.
На росте продаж автомобилей бизнес-класса сказался и отложенный спрос – покупатели еще в прошлом году стали оформлять заказы на модели, поступившие в продажу в этом году.
"Двукратный рост сбыта автобилей бизнес-класса произошел в связи с увеличением продаж в 2018 году брендов Toyota и Land Rover в новом кузове, предзаказы на которые были оформлены еще в 2017 году", – говорят в АКАБ.
Нехватка в запасах у дилеров бюджетных автомобилей Ravon, связанная с пересмотром ценовой политики GM Uzbekistan, также сказалась на снижении продаж в бюджетном сегменте.
"Доля бюджетного сегмента сократилась из-за лимитированной реализации автомобилей бренда Ravon. Головная компания GM Uzbekistan в первом полугодии приостановила экспортные поставки автомобилей в страны СНГ в связи с пересмотром политики компании, в том числе относительно ценообразования на выпускаемые модели. Возобновление поставок дилеры ожидают в ближайшее время", – прокомментировали в АКАБ.
Наиболее востребованными среди покупателей по итогам пяти месяцев все же остаются модели стоимостью менее 3,5 млн тенге – на их долю пришлось 20,9% сбыта, или 4302 автомобиля. Автомобили стоимостью от 5 млн до 7 млн с января по май нашли 4208 покупателей, доля 20,4%. Доля сегмента от 3,5 млн до 5 млн – 19,6%, или 4047 ед. Доля сегмента от 7 млн до 10 млн, по данным "КазАвтоПрома", – 16,6%. Бизнес-класс (10-15 млн) и премиум-класс (более 15 млн) заняли соответственно 12,6% и 10% рынка за пять месяцев.
С начала года менялись цены на некоторые модели. Например, Hyundai Accent подорожал на 450 тыс., Ravon R4 – на 200 тыс., а Toyota Camry – на 485 тыс. тенге. Дешевле на 650 тыс. стал Hyundai Tucson. Lada 4x4 и Hyundai Elantra подешевели на 75 тыс. и 250 тыс. тенге соответственно.
Артур Мискарян