Проект нового Кодекса о недрах и недропользовании был презентован первым вице-министром по инвестициям и развитию Аликом Айдарбаевым на заседании правительства 19 сентября. По его словам, одной из главных проблем, которые новый документ призван решить, является привлечение инвестиций в геологоразведку, поскольку большая часть разрабатываемых в настоящее время в Казахстане месторождений была открыта еще во времена СССР, а темпы добычи в стране в последние годы опережают темпы восполнения минерально-сырьевой базы.
"При этом в Казахстане наблюдается недостаточный объем инвестиций в геологоразведку, который на данный момент в среднем составляет около семи долларов на квадратный километр территории, тогда как этот показатель достигает в США 87 долларов, в Австралии – 167, в Канаде – 203 доллара. В Канаде в геологоразведку вкладывается в 30 раз больше средств, чем в Казахстане, имеющем схожие параметры. Низкий уровень инвестиций в геологоразведку сдерживает открытие новых месторождений", – считает Алик Айдарбаев.
Для того чтобы стимулировать приток инвестиций в геологоразведку, разработчики проекта кодекса попытались заложить в нем возможность перехода на принцип "первый пришел – первый получил". В рамках данного принципа вводятся лицензии по твердым полезным ископаемым на разведку и добычу, предусматривается очередность рассмотрения заявок, блочная система и программа управления недрами для обеспечения эффективного управления участками недр по всем видам полезных ископаемых. Помимо этого, документом декларируется доступность геологической информации.
"Максимальная площадь по лицензии на разведку составит до 200 блоков, или около 400 квадратных километров, – уточнил представитель разработчиков. – Срок разведки составит шесть лет, с возможностью двукратного продления до двух последовательных лет для сложных и очень сложных участков. При этом предлагаются понятные и исчерпывающие обязательства недропользователя по оплате ежегодных прогрессивных арендных платежей и выполнению минимальных требований по расходам на один блок".
По его словам, государство готово пойти на упрощение регулирования с переходом от тотального контроля со стороны госорганов на экономические механизмы, стимулирующие быструю разведку (ежегодно возрастающие арендные платежи, требования по финансовым затратам и возврату отработанной территории). Предлагается также осуществить переход на австралийскую модель предоставления права недропользования. Срок добычи составит 25 лет для средних и 45 лет для крупных месторождений, при этом будут закреплены обязательства недропользователей по выполнению фиксированных минимальных расходов, оплате фиксированных арендных платежей взамен действующих на сегодня подписного бонуса, бонуса коммерческого обнаружения, а также требования по обучению кадров, расходов на НИОКР. Одновременно объем добычи регулироваться не будет, проект добычи будет подлежать экологической экспертизе и будет утверждаться непосредственно недропользователем.
"Все это позволит сократить сроки по предоставлению права недропользования в сравнении с ныне действующими в 180 раз", – утверждает Алик Айдарбаев. Для действующих контрактов на недропользование в целях сохранения поступлений в бюджет и стабильности условий недропользования предусмотрены переходные механизмы по сохранению баланса интересов в текущих добычных проектах. Спикер подчеркнул, что Кодекс о недрах и недропользовании должен стать прорывным законодательным актом, направленным на внедрение принципов и подходов, принятых в международной практике, обеспечение прозрачных и понятных методов государственного регулирования, переориентации государственного аппарата на поддержку инвестиций.
"Все это будет способствовать созданию новых рабочих мест, продукции, увеличению налоговых поступлений, развитию отдельных регионов", – отметил вице-министр.
"Мы ожидаем, что реализация новых подходов будет способствовать притоку новых инвесторов в сферу недропользования, что в последующем способствует созданию дополнительных рабочих мест, развитию отдельных регионов, укреплению экономической стабильности и поднятию конкурентоспособности Республики Казахстан на международной арене", – заключил он.
Председатель правления национальной палаты предпринимателей Казахстана "Атамекен" Аблай Мырзахметов подтвердил, что проект кодекса "в части углеводородного сырья предусматривает совершенствование существующего баланса интересов государства и недропользователей, существующих норм регулирования".
"Предполагает повышение, не просто повышение инвестиционной активности, а именно в геологоразведку, в чем Казахстан отстает от ведущих стран, плюс упрощение процедур, работ и сроков по получению контрактов, аукционов, – сказал глава правления НПП. – Также прописаны гарантии стабильности, переход на международные стандарты и то, что на этапе геологоразведки исключены излишние неналоговые платежи, которые шли всегда на соцразвитие, обучение и НИОКР. Также есть такие нормы, как совмещение контрактов добычи и разведки, исключение разовых контрактов только на разведку".
И напомнил, что в настоящее время в Казахстане идет параллельно рассмотрение проекта нового Налогового кодекса.
"Мы просили бы, чтобы понятийный аппарат был совмещен в обоих документах, этот вопрос был услышан", – отметил Аблай Мырзахметов.
"Там были нормы в части стимулирования геологоразведки, я считаю, что баланс интересов сохранен, что касается вопросов по низкорентабельным месторождениям, самой отрасли, надо еще доказать (необходимость особого порядка налогообложения. – Прим. авт.), и здесь замечания, которые прозвучали от разработчиков, они уместны. И, может быть, в мажилисе понимание мы найдем, а в целом кодекс по углеводородному сырью достаточно проработан", – считает он.
Что касается той части документа, которая посвящена добыче твердых полезных ископаемых, то, по его словам, вопросы пресечения спекуляций участками, на которых находятся месторождения, а также переработки производственных отходов, которых с 90-х годов прошлого столетия на территории республики накопилось порядка 28 миллиардов тонн, разработчики и НПП решили продолжить обсуждать с подключением парламентариев.
"В целом работа большая проделана, и я думаю, что проекты Налогового кодекса и Кодекса о недрах дадут толчок инвестпривлекательности этой отрасли", – заявил Аблай Мырзахметов.
"И, может быть, надо третий кодекс, который с этим связан, экологический, если поручение будет, надо потихоньку прорабатывать, посмотреть нормы, чтобы они тоже приобрели бы инвестиционную привлекательность, и в комплексе это дало бы толчок основным базовым отраслям. Как мы видели по докладам, в этих отраслях в части формирования ВВП и налоговых поступлений 11% рост по восьми месяцам имеет большое значение", – обратился он к премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву.
Тот согласился с тем, что проект Горного кодекса готов к внесению в парламент.
"Считаю, что достаточно проработан данный кодекс, поэтому предлагаю одобрить и согласовать с администрацией президента, а потом выносить на голосование", – подвел он итоги презентации.
Игорь Воротной