Горячая пора для посадки

3240

Как борются с последствиями снегопадов в самом большом аэропорту страны.

Горячая пора для посадки Фото: Максим Морозов

Осень и зима в АО "Международный аэропорт Алматы" всегда были напряженными периодами. Расположение и климатические особенности Алматинского региона постоянно держат в напряжении как наземные авиационные службы, так и пилотов, заходящих на посадку или вылетающих из аэропорта.

Снегопад, а особенно обильный, не только доставляет много проблем автомобилистам и властям Алматы, но и серьезно усложняет работу пилотов и служб аэропорта. Отсутствие видимых ориентиров при посадке и рулении – лишь малая часть проблем.

В первую очередь речь идет о безопасности пассажиров. Неочищенная полоса или обледенение воздушного судна могут стать главной причиной авиакатастрофы. Именно поэтому погодные катаклизмы заставляют авиационные службы работать по-настоящему в авральном режиме.

"Форпостом" борьбы выступает аэродромная служба аэропорта. Именно это подразделение контролирует состояние взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок самолетов.

В подчинении у "аэродромщиков" находится арсенал технических средств для уборки снега и приборного контроля за важнейшими параметрами покрытия. Заранее получая в свое распоряжение точные прогнозы погоды, служба начинает заблаговременную подготовку к предстоящим работам.

На период снегопада усиливаются бригады водителей снегоуборочной техники. Работы по уборке ведутся в круглосуточном режиме. В первую очередь от снега очищаются взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки.

Монструозного вида комплексные снегоуборщики отгребают снег "плугами", одновременно очищая поверхность вращающимися щетками и продувая асфальтобетон мощнейшей реактивной струей горячего воздуха. Применение подобной техники позволяет значительно сократить время снегоуборки.

Всего в арсенале алматинского аэропорта находится 12 плужно-щеточных машин и три шнекороторных очистителя, сгребающих снежный бурт и отбрасывающих снег на значительное расстояние от взлетно-посадочных полос.

По некоторым данным, состояние взлетной полосы является главной причиной в 60% авиационных инцидентов, поэтому качество уборки, наличие или отсутствие гололеда на полосах и рулежных дорожках и необходимость обработки этих поверхностей реагентами определяют специальным оборудованием. Пикап аэродромной службы с небольшим прицепом совершает регулярные "пробежки" по взлетным полосам, определяя коэффициент сцепления самолета с взлетно-посадочной полосой.

В серебристом кейсе, находящемся в кабине автомобиля аэродромной службы, находится прибор Бриз-КС, измеряющий коэффициент сцепления в реальном времени и позволяющий дать пилотам и наземным службам точные данные о состоянии полосы.

Зима заставляет включиться в работу еще одну наземную службу аэропорта. В период снегопадов и отрицательных температур настает время для противообледенительной обработки воздушных судов. После посадки пассажиров в самолет его отбуксировывают от телетрапа, и с двух сторон к воздушному судну подъезжают специальные автомобили, которые начинают обливать самолет специальными жидкостями. Противообледенительная обработка, или деайсинг и антиайсинг, – одна из важнейших процедур, снижающих риск авиакатастроф.

На обработку одного самолета может уходить от 150 литров реагента. Расход этого состава на основе гликоля может сильно увеличиться в зависимости от размера самолета и погодных условий. В алматинском аэропорту для обработки воздушных судов используют два состава антиобледенителя. Тип 1 применяют для удаления с крыльев, фюзеляжа, вертикального и горизонтального оперения снега и ледяной корки. А для предотвращения образования наледи при взлете – антиайсинга – применяют тип 4. Защитное покрытие препятствует образованию корки льда и действует на протяжении от нескольких минут до двух часов, в зависимости от температуры воздуха. Эти жидкости производятся в том числе и в России и закупаются алматинским аэропортом непосредственно у производителя.

И если для жителей мегаполиса или акимата Алматы снегопад чреват неприятнейшими пробками на улицах, задержками общественного транспорта и другими подобными неприятностями, то для авиации снег и мороз всегда были и останутся одними из главных противников в борьбе за безопасность полетов.

Максим Морозов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться