Сроки завершения модернизации Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) рискуют быть сорваны в очередной раз, предупредило министерство энергетики РК. Ведомство обозначило крайний срок запуски установки для производства высокооктанового бензина – 8 ноября. Нарушение дедлайна грозит увольнением и. о. вице-президента по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО "НК "КМГ" ("КМГ") Данияру Тиесову и директору ПНХЗ Шухрату Данбаю. Таковы результаты ведомственного совещания по модернизации ПНХЗ с участием руководства "КМГ" и ПНХЗ.
Ультиматум Минэнерго трудноисполним. "КМГ" заявляет, что крайний срок завершения модернизации завода – середина декабря текущего года. Дополнительный простой таит в себе риски возникновения нового дефицита топлива. Ситуация усугубляется тем, что на ноябрь-декабрь запланирован запуск установки каталитического крекинга на Атырауском НПЗ.
Новый срыв на ПНХЗ грозит снижением производства нефтепродуктов из-за работ сразу на двух заводах, а это новый риск дефицита ГСМ и необходимости импорта российского бензина. К слову, мощности АНПЗ и ПНХЗ составляют 10,1 миллиона тонн в год, что равно 66% всех перерабатывающих мощностей в стране.
Как показала практика, увеличение доли российского топлива на рынке приводит к росту цен "на пистолете". И это не случайно, российское топливо заметно дороже отечественного. По данным центрального диспетчерского управления ТЭК России, средняя цена бензина марки АИ-92 за 22-29 октября составляла 37,76 рубля за литр. Официальный курс тенге к рублю на 3 ноября был равен 5,76. Соответственно, литр бензина АИ-92 в России стоит около 217,5 тенге. Средняя розничная цена АИ-92 в Казахстане, по данным АО "ИАЦ нефти и газа" на 1 ноября, 156,49 тенге за литр.
"Выслушав информацию Данияра Тиесова и Шухрата Данбая, на основании представленных данных о возникновении дефектов на отдельных установках, [министр энергетики] Канат Бозумбаев указал на возможные срывы сроков установки производства нефтепродуктов", – говорится в пресс-релизе ведомства.
Формулировка Минэнерго подразумевает снижение производственной мощности в ноябре-декабре текущего года. Для нивелирования негативных последствий ведомство на этой неделе командировало комиссию по выявлению возможных рисков затягивания модернизации ПНХЗ.
На данный момент неизвестно, восстановил ли ПНХЗ прежние объемы производства после ремонта (завершился 26 октября). На момент написания материала ответ на запрос abctv.kz в "КМГ" относительно деталей переноса сроков завершения модернизации не получен.
"Отгрузки бензина АИ-92 идут", – подтвердил abctv.kz источник, близкий к деятельности ПНХЗ, "но в небольших объемах".
Напомним, на прошлой неделе Канат Бозумбаев объявил о завершении ремонта и модернизации ПНХЗ, а также пообещал, что завод начнет выпуск высокооктанового бензина уже 30 октября. По его словам, планировалось максимально загрузить Шымкентский и Павлодарский заводы, а вот на Атырауском заводе загрузку, наоборот, снизить.
По итогам совещания министр поручил принять "экстренные меры обеспечения внутреннего рынка высокооктановым бензином и дизельным топливом в ближайшие сроки". Другими словами, сетям АЗС необходимо законтрактоваться на ноябрь на импортные поставки из России. Примечательно, что еще месяц назад в ведомстве прогнозировали снижение импорта АИ-92 из РФ с 90-100 тысяч тонн до 30-40 тысяч тонн в месяц, что возможно только при условии выхода ПНХЗ на полную мощность (с новыми установками) в ноябре. При завершении модернизации на АНПЗ и ПНХЗ в срок производство АИ-92 могло бы увеличиться в ноябре на 76 тысяч тонн, до 236 тысяч тонн, в декабре – до 266 тысяч тонн.
Топливный кризис уже привел к кадровым чисткам в руководстве Минэнерго и "КМГ". В октябре премьер-министр Бакытжан Сагинтаев назначил выговор председателю правления "КМГ" Сауату Мынбаеву. В свою очередь, вице-министр энергетики Асет Магауов и заместитель председателя правления "КМГ" Данияр Берлибаев поплатись креслами. Не остался в стороне и министр энергетики Канат Бозумбаев, который получил равнозначный увольнению выговор в Акорде.
И угроза новых увольнений в руководстве "КМГ" выглядит без малого как заблаговременное перекладывание ответственности за ситуацию в нефтяной отрасли. Напомним, в октябре образовался острый дефицит ГСМ на внутреннем рынке из-за остановки сразу двух НПЗ на плановый ремонт.
Работы на АНПЗ проводились с 18 августа до 22 сентября (планировалось до 29 сентября). Следом на ремонт вышел ПНХЗ – с 20 сентября по 26 октября. Изначально работы на ПНХЗ были запланированы на июль, но сроки поставки оборудования затянулись, и ремонт был перенесен на конец сентября.
Теперь же затягивание модернизации наглядно трансформируется в риски не только для руководства "КМГ", но и для ситуации на внутреннем рынке ГСМ, от самочувствия которого напрямую зависит сохранность кресел в руководстве самого Минэнерго.
Куралай Абылгазина, Арман Джакуб