Правительство Казахстана предпринимает беспрецедентные шаги для реализации объявленной президентом второй волны приватизации.
Ряд принятых в последние дни новаций касаются как списка выставляемых на продажу компаний, так и принципов, условий, а также технических средств, которые будут использоваться в приватизационной кампании.
- Основной задачей первой волны приватизации было создание частного сектора. Цель второй волны – поддержка частного сектора, – заявил, выступая на заседании правительства министр финансов Бахыт Султанов.
По его словам, между двумя волнами частично произошел обратный процесс, то есть реприватизация. И в настоящий момент капитал, подконтрольный государству, если брать в расчет активы, по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 43% к ВВП, а если брать обязательства, то это цифра превышает 70%.
Не мудрено, что в таких условиях президент страны Нурсултан Назарбаев потребовал от правительства максимально сократить участие государства в экономике. Как результат, 19 ноября текущего года парламентом принят законопроект, предусматривающий меры по разгосударствлению и приватизации. Наиболее важные новеллы документа следующие. Во-первых, введена возможность продажи объектов приватизации по цене ниже балансовой стоимости.
- Три вопроса, которые бизнес поднимал в течение первого года приватизации, сегодня сняты. Первый вопрос – это то, что балансовая стоимость не всегда соответствует рыночной. Теперь этот барьер снят. Правительство готово тот или иной актив отдать рынку, а не цепляться за его балансовую стоимость, даже фиксируя при этом какие-то убытки, – так прокомментировал это положение глава Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов.
Во-вторых, введен новый вид прямой адресной продажи объектов республиканской и коммунальной собственности стратегическому инвестору. При этом, как заявил министр национальной экономики Ерболат Досаев, наиболее крупные активы будут реализованы стратегическим инвесторам путем прямой продажи или путем вывода на фондовый рынок через механизмы IPO и SPO, в том числе с 1 января 2018 года – на площадку Международного финансового центра «Астана» (AIFC).
В-третьих, отменены дополнительные условия при реализации организаций, за исключением сохранения профиля деятельности. В-четвертых, четко артикулировано количество и методы торгов. Так, при продаже с аукционов торги будут проводиться не более трех раз: первые торги – по английскому методу на повышение цены, вторые и третьи торги – по-голландски на понижение. При отсутствии покупателей после проведения трех торгов, объект, 100% акций или доли участия, в котором находятся в государственной собственности, подлежит ликвидации как юридическое лицо.
В-пятых, все государственные активы более 5 млрд тенге будут оцениваться в соответствии с международными стандартами независимыми консультантами. Кроме того, сняты законодательные ограничения по продаже активов национальных управляющих холдингов. И наконец, в-шестых, обеспечен единый подход приватизации госсобственности и собственности квазигосударственного сектора, в частности, по определению стоимости объектов приватизации, методам и условиям продажи.
Ерболат Досаев предлагает создать при правительстве проектный офис (delivery unit), как консультативно-совещательный орган, с привлечением независимых международных консультантов во главе с международной консалтинговой компанией МcKinsey. Проектный офис представит рекомендации по политике, направлениям и повышению эффективности проводимой приватизации, предложения по предпродажной подготовке, условиям, методам продажи крупных объектов приватизации, по потенциальным покупателям. Кроме того, данный орган будет осуществлять мониторинг процесса приватизации, используя лучший международный опыт.
- Министерством национальной экономики совместно с Министерством финансов, отраслевыми государственными органами и национальными холдингами сформирован перечень объектов приватизации государственного и квазигосударственного сектора. Он состоит из 65 наиболее крупных компаний республиканской собственности, ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек» и АО «КазАгро». Также сформирован перечень, состоящий из 182 компаний АО «ФНБ Самрук-Казына». В основу формирования данных перечней взяты принципы Yellow Pages («Желтые страницы»), предусмотренные в законе «О конкуренции» и указ главы государства «О перечне объектов, не подлежащих отчуждению», – заявил министр национальной экономики.
- Для придания импульса второй волны приватизации правительством подготовлен список из 65 крупных компаний, мы называем их «ТОП-65». Данный список дополняют компании из 853 объектов, учрежденных правительством в 2014 году, – дополнил коллегу Бахыт Султанов. – По этим «ТОП-65» планируется привлечь международных консультантов для проведения оценки и сопровождения сделки по объектам приватизации. Работа по каждому крупному объекту будет индивидуально контролироваться проектным офисом при правительстве.
Что касается конкретики, то от «КазАгро» в ТОП-65 войдут четыре актива.
- Продовольственная контрактная корпорация (Продкорпорация) предлагается к реализации в связи с отходом от агентской функции по управлению государственными ресурсами зерна, а также осуществлением деятельности на конкурентном рынке торговли зерном, – проинформировал глава «КазАгро» Нурлыбек Малелов. – Вторая компания – это «Казагропродукт», которая осуществляет деятельность по закупке на животноводческом рынке. «Казагрофинанс» – это крупнейшая лизинговая компания, которая занимает 70 процентов рынка лизинга сельхозтехники. «Казагромаркетинг» представляет консультационные и информационные услуги. Надо сказать, что данные компании выполнили свои задачи, поставленные при их создании, и сейчас работают на конкурентном фоне.
Холдинг «Байтерек» также выставит на продажу четыре актива. В их число войдут Жилстройсбербанк, Национальное агентство по технологическому развитию, АО «Казэкспортгарант», а также дочерние и зависимые организации Инвестиционного фонда Казахстана. Однако, как заявил глава фонда «Байтерек» Куандык Бишимбаев, это будут сделки с ограничениями.
- По Жилстройсбербанку предлагается продажа только стратегическому инвестору, который имеет профессиональные навыки в банковской деятельности или в сфере жилищно-строительных сбережений. Это позволит сохранить доверие к системе, так как реализация пакета неквалифицированному инвестору может вызвать отток вкладов и развал системы, – считает Бишимбаев.
Если же такой инвестор не будет найдет, то, по словам Бишимбаева, совет директоров «Байтерека» попросят определить дальнейший ход приватизации актива. Аналогичный подход будет применен и к «Казэкспортгаранту» и к Нацагентству по технологическому развитию. Правда, в этом случае в качестве альтернативы Куандык Бишимбаев предлагает рассмотреть возможность проведения IPO.
- Хотелось бы отметить, что процесс предстоящей приватизации полностью основан на принципах Yellow Pages. Это принципиально важно как для иностранных инвесторов, так и для отечественного бизнеса. Принимаемые меры не просто вынужденные – по причине сокращения бюджетных расходов, это принципиальная позиция правительства и главы государства. Государство, следуя стандартам ОЭСР, уходит с конкурентных рынков и дает возможности для развития бизнеса, – подчеркнул глава НПП Аблай Мырзахметов. – Отмечу, что в Нацпалате есть база данных 10 тысяч крупных компаний, которые имеют оборот более миллиона долларов. Мы считаем, что хозяева этих бизнесов – потенциальные инвесторы, которым адресно будет подготовлена памятка совместно с Министерством финансов.
Правительство также предпринимает усилия, дабы вовлечь отечественный бизнес в процесс приватизации.
- Что продается, по какой цене и как, а также отчетность продаваемых компаний – все это можно посмотреть на веб-сайте gosreestr.kz. Торги проходят на Единой электронной торговой площадке по принципу «одного окна» для продавцов и покупателей. Доступ к ней реализован через сайт. Торговать и просматривать можно через смартфоны, так как разработаны мобильные приложения для Android и IOS, – пояснил министр финансов Бахыт Султанов.
Однако и он, и первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев назвали причину, по которой благие намерения правительства могут так и остаться прожектами.
- Изначально местные исполнительные органы плохо прорабатывали список объектов. Было даже противостояние с целью не допустить продажу тех или иных объектов, – заявил глава Минфина.
- В прошлом году, когда мы начинали эту программу, составили перечень объектов на приватизацию и сразу стали получать массу писем не только от акиматов, но и от министров с тем, чтобы тот или иной объект исключили, включили, поменяли… Еженедельно такие письма мы получаем до сих пор. Сейчас должно быть так: приняли решение – и все! А то все думают, что поменяют решение, не выставляют объекты на приватизацию и всяческими способами тормозят процесс. Сейчас мы переходим в этом вопросе на жесткий контроль, – пообещал первый вице-премьер.
Александр Константинов