Госаудит акимата столицы выявил хроническую проблему в финансовом хозяйстве

3230

Долги перед акиматом растут ежегодно, достигнув 45 млрд тенге, что является следствием слабости юридической службы, не ведущей работу по возврату этих денег – вывод ревизионной комиссии.

Госаудит акимата столицы выявил хроническую проблему в финансовом хозяйстве

Государственный аудит эффективности использования средств акимата г. Нур-Султана и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей показал ряд проблем, что и стало предметом обсуждения в среду, 24 августа, на совместном заседании маслихата и ревизионной комиссии, передает корреспондент inbusiness.kz.

Как отметил член ревизионной комиссии Егор Лебо, при выделении средств из резерва местного исполнительного органа допускались нарушения бюджетного законодательства, в том числе в жилых комплексах "Орбита", "Территория комфорта – 2". Объекты приняты, но фактически данные противопожарной системы не функционируют. В управлении строительства не обеспечена достоверность подтверждения выполненных работ по четырем проектам на общую сумму 7,7 млн тенге, реализованных за счет средств резерва МИО.

По проекту "Капитальный ремонт фасада и усиление несущих конструкций ЖК "Байконур" договор расторгнут, а числящаяся по договору дебиторская задолженность в сумме 41,8 млн тенге не взыскана. К подрядчику, не исполнившему обязательство, не приняты меры по признанию недобросовестным участником госзакупок.  

Анализ дебиторской задолженности администратора бюджетных программ показал, что наблюдается ежегодный рост в общей сумме задолженности. На конец 2020 года задолженность перед акиматом столицы составляла 44,6 млрд тенге, что составило на 5,1 млрд тенге больше, чем в 2019 году (рост 13%).

На конец 2021 года сумма задолженности увеличилась на 1,6 млрд тенге, достигнув 45,2 млрд тенге. Основная доля дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2022 года приходится на управление строительства акимата г. Нур-Султана – 18,6 млрд тенге (41,1%), управление энергетики – 17,5 млрд тенге (38,8%), управление транспорта – 6,2 млрд тенге (13,8%), на остальных администраторов дебиторская задолженность приходится в сумме 2,8 млрд тенге (6,3%).

При этом общая сумма дебиторской задолженности прошлых лет составляет 83,1%  в сумме 37,6 млрд тенге. 

По словам спикера, претензионно-исковая работа проводится не на должном уровне. Например, управлением строительства не проводилась судебно-претензионная работа по взысканию с 7 подрядных организаций задолженности на общую сумму 96,1 млн тенге. Кроме того, анализ данных по исполнительному производству в отношении 38 подрядчиков по 57 договорам, по которым имеются решения судов, показал, что 26 исполнительных документов возвращены без исполнения, 31 исполнительный документ не значится в автоматизированной информационной системе органов исполнительных производств. При этом управление строительства не воспользовалось правом повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах установленного законом срока, а также правом признания банкротом подрядчиков, числящихся с задолженностью прошлых лет.  

Установлено, что судебными исполнителями своевременно и в полном объеме не приняты меры по обеспечению исполнения исполнительных документов, полученных по решениям судов в отношении дебиторов управления строительства. Также установлено, что 15 подрядчиков с непогашенной дебиторской задолженностью перед бюджетом являются действующими налогоплательщиками, оплачивающими обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. По трем поставщикам, имеющим на сегодняшний день действующие договоры о госзакупках с управлением строительства, не принимаются соответствующие меры по погашению дебиторской задолженности. 

Аналогично управлением энергетики акимата вообще не проводилась судебно-претензионная работа по взысканию задолженности с 11 подрядных организаций на общую сумму 7,2 млрд тенге. При этом 32 подрядчика с непогашенной задолженностью перед бюджетом являются действующими налогоплательщиками.

Управлением транспорта по подрядчикам, имеющим дебиторскую задолженность прошлого периода, направлялись иски в суд, однако управлением проведена слабая работа по взаимодействию с частными судебными исполнителям по материалам, направленным для принудительного исполнения. В результате по вынесенным решениям в отношении 5 подрядчиков на сумму 83,5 млн тенге срок исполнительного производства истек, по 8 подрядчикам, имеющим задолженность прошлых лет перед управлением, отсутствуют сведения по исполнительному производству. 

Управление транспорта не воспользовалось правом признания банкротом подрядчика, числящегося с задолженностью прошлых лет. В нарушение действующего законодательства управлением не проведена инвентаризация дебиторов перед составлением годовой финансовой отчетности по установленным срокам, а также не проводится сверка с дебиторами.  

Так, дебиторская задолженность компании CTS перед акиматом города Нур-Султана достигла 8,8 млрд тенге.

"На сегодняшний день дебиторская задолженность нашего управления составляет около 23,2 млрд тенге, из них 8,5 млрд тенге возникли по цессионному контракту. Данная задолженность была накоплена по лизингам на приобретение автобусов во время хозяйственной деятельности компании CTS. По данному пункту существует два медиативных соглашения, и до 2027 года они обязаны погасить задолженность",  подчеркнул руководитель управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Жансултан Сапарбаев.

"Сложившаяся ситуация является следствием низкого уровня систем внутреннего контроля, выраженного в отсутствии надлежащего контроля со стороны руководства и должностных лиц управления за взыскание дебиторской задолженности, отсутствие мониторинга исполнения судебными исполнителями исполнительных документов и взаимосвязи с судебными исполнителями",  подчеркнул член ревизионной комиссии Егор Лебо.

Председатель маслихата Ерлан Каналимов, выслушав всех руководителей управлений, сделал ряд замечаний по имеющейся дебиторской задолженности прошлых лет в размере 37,6 млрд тенге (83%), образованных в период с 2004 по 2013 год.

"Мы с вами подписываем комплексный план на целых 45 млрд тенге. У меня масса вопросов. Как мы реально собираемся погашать задолженность прошлых лет? Мы ее погасим или из года в год этот долг будет, как кость в горле, нас мучить? Может, уже пора по безнадежным компаниям, руководителей которых осудили давно за махинации, коллегиально списание провести? В прошлом году эта сумма была, в этом году снова та же сумма. С такими подходами и темпами на следующий год результатов тоже не будет",  отметил председатель маслихата.

Депутат признал, что работа, откровенно говоря, завалена – ни один юрист в управлениях не работает, нет толковых кадров. Также следствием имеющейся дебиторской задолженности стала ротация в госорганах – одни уходят, другие приходят. 

Несмотря на то, что в законодательстве имеются все законные основания по списанию дебиторской задолженности, руководители управлений и администраторы не проводят данную работу.  

Ерлан Каналимов поручил провести анализ юридических служб управлений акимата, в частности, по компетенции, образованию, стажу и т. д., вплоть до проведения бесплатных курсов, а также подготовить график совместно с заинтересованными госорганами с учетом списания и признания банкротами подрядчиков с числящейся задолженностью прошлых лет. Кроме того, для оперативного решения этих проблем депутатами было предложено привлечь коллекторов или частных судебных исполнителей. 

Индира Кусаинова