Темпы роста государственного долга страны, похоже, вызывают определенную обеспокоенность в правительстве, поскольку в кабмине задумались о разработке мер по его сдерживанию. Что неудивительно - буквально за три года госдолг вырос в два раза: с 12,5% к ВВП в 2013 году до 24% к ВВП в 2016-м. Впрочем, пока этот размер в правительстве не считают критичным:
"На сегодня госдолг Республики Казахстан находится на самом низком уровне по сравнению с другими странами мира, - заявил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, выступая на правительственном часе в мажилисе пардамента. - По состоянию на 1 июля совокупный госдолг составляет 11 трлн тенге или 24% к ВВП. Для поддержания комфортного уровня госдолга планируется снижение дефицита республиканского бюджета до 1,2% к ВВП в 2017 году с последующим снижением до 1% в 2019 году".
Согласно правительственным расчетам, такое снижение дефицита бюджета позволит свести государственный долг к показателю не более 22% к ВВП.
Если же смотреть абсолютные показатели, по оперативным данным министерства финансов, на 19 сентября размер государственного долга составил 11,2 трлн тенге (по данным на 1 июля 2016 года - 10,6 трлн тенге). Из этой суммы внешний долг составил 4,8 трлн тенге, внутренний - 4,3 трлн тенге. Рост произошел за счет увеличения внешнего долга, который 1 июля составлял 4,6 трлн тенге.
Долг Национального банка составил на 19 сентября 2,06 трлн тенге (на 1 июля - 1,5 трлн тенге). Глава миннацэкономики, выступая в парламенте, объяснял это так: "Национальный банк активизировал свою деятельность на внутреннем рынке по выпуску краткосрочных нот, то есть часть этого долга (государственного долга - прим. ред.) не является постоянной, она является краткосрочной и связана просто с осуществлением нацбанком своих операций".
В сумму государственного долга входят также и долги местных исполнительных органах. По данным на 1 июля 2016 года общая сумма этих долгов составляла 348,8 млрд тенге, из которых 344,6 млрд - долг перед правительством, и 4,1 млрд - долг перед прочими кредиторами.
Размер гарантированного государством долга на 1 июля составил 232,5 млрд тенге (220,8 млрд - внешний долг, 11,6 млрд - внутренний), и долг по поручительствам государства - 39,1 млрд тенге.
Интересна структура внешних займов правительства. Наибольшую сумму долга составляют займы Международного банка реконструкции и развития - 1,3 трлн тенге. На втором месте Азиатский банк развития - 713 млрд тенге. 203,8 млрд тенге - это займы Японского агентства международного сотрудничества. 67,7 млрд тенге правительство занимало у иностранных коммерческих банков (список банков не уточняется), 62,1 млрд - у Европейского банка реконструкции и развития, 54,9 млрд - у Исламского банка развития. На этом фоне 4,2 млрд тенге, занятые у Кредитного агентства правительства Германии кажутся совершенно несущественными, как и 2,2 млрд тенге от Кувейтского Фонда Арабского Экономического Развития, и 1,9 млрд тенге - от Фонда Развития Абу-Даби. Сумма займа у Саудовского Фонда Развития и вовсе скромна - 595 млн тенге.
Наибольшую же сумму в структуре внешнего долга составляют обязательства по еврооблигациям - 2,2 трлн тенге.
Столь активный рост заимствования на протяжении нескольких лет неоднократно оказывался в центре внимания как финансовых аналитиков, так и депутатов парламента. Последние не раз обращали внимание правительства на необходимость учета в структуре госдолга займы, привлекаемые субъектами квазигосударственного сектора, на долю которых и приходится значительная доля займов, привлекаемых под гарантии государства. В ходе работы над проектом республиканского бюджета на 2017-2019 годы глава миннацэкономики заверил депутатов, что эта работа уже начата. "Мы вместе с министерством финансов, с отраслевыми министерствами пересматриваем все планы по выдаче государственных гарантий на реализацию инфраструктурных проектов, готовим оптимизацию этого процесса с тем, чтобы выделить наиболее приоритетные направления", - сказал г-н Бишимбаев, правда, не уточнив, когда эта оптимизация в итоге произойдет.
Ирина Севостьянова