/img/tv1.svg
RU KZ
Госдолг: будет ли конечная точка

Госдолг: будет ли конечная точка

Правительство Казахстана задумалось о сокращении размера государственного долга.

13:06 20 Сентябрь 2016 7846

Госдолг: будет ли конечная точка

Автор:

Ирина Севостьянова

Темпы роста государственного долга страны, похоже, вызывают определенную обеспокоенность в правительстве, поскольку в кабмине задумались о разработке мер по его сдерживанию. Что неудивительно - буквально за три года госдолг вырос в два раза: с 12,5% к ВВП в 2013 году до 24% к ВВП в 2016-м. Впрочем, пока этот размер в правительстве не считают критичным:

"На сегодня госдолг Республики Казахстан находится на самом низком уровне по сравнению с другими странами мира, - заявил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, выступая на правительственном часе в мажилисе пардамента. - По состоянию на 1 июля совокупный госдолг составляет 11 трлн тенге или 24% к ВВП. Для поддержания комфортного уровня госдолга планируется снижение дефицита республиканского бюджета до 1,2% к ВВП в 2017 году с последующим снижением до 1% в 2019 году".

Согласно правительственным расчетам, такое снижение дефицита бюджета позволит свести государственный долг к показателю не более 22% к ВВП.

Если же смотреть абсолютные показатели, по оперативным данным министерства финансов, на 19 сентября размер государственного долга составил 11,2 трлн тенге (по данным на 1 июля 2016 года - 10,6 трлн тенге). Из этой суммы внешний долг составил 4,8 трлн тенге, внутренний - 4,3 трлн тенге. Рост произошел за счет увеличения внешнего долга, который 1 июля составлял 4,6 трлн тенге.

Долг Национального банка составил на 19 сентября 2,06 трлн тенге (на 1 июля - 1,5 трлн тенге). Глава миннацэкономики, выступая в парламенте, объяснял это так: "Национальный банк активизировал свою деятельность на внутреннем рынке по выпуску краткосрочных нот, то есть часть этого долга (государственного долга - прим. ред.) не является постоянной, она является краткосрочной и связана просто с осуществлением нацбанком своих операций".

В сумму государственного долга входят также и долги местных исполнительных органах. По данным на 1 июля 2016 года общая сумма этих долгов составляла 348,8 млрд тенге, из которых 344,6 млрд - долг перед правительством, и 4,1 млрд - долг перед прочими кредиторами.

Размер гарантированного государством долга на 1 июля составил 232,5 млрд тенге (220,8 млрд - внешний долг, 11,6 млрд - внутренний), и долг по поручительствам государства - 39,1 млрд тенге.

Интересна структура внешних займов правительства. Наибольшую сумму долга составляют займы Международного банка реконструкции и развития - 1,3 трлн тенге. На втором месте Азиатский банк развития - 713 млрд тенге. 203,8 млрд тенге - это займы Японского агентства международного сотрудничества. 67,7 млрд тенге правительство занимало у иностранных коммерческих банков (список банков не уточняется), 62,1 млрд - у Европейского банка реконструкции и развития, 54,9 млрд - у Исламского банка развития. На этом фоне 4,2 млрд тенге, занятые у Кредитного агентства правительства Германии кажутся совершенно несущественными, как и 2,2 млрд тенге от Кувейтского Фонда Арабского Экономического Развития, и 1,9 млрд тенге - от Фонда Развития Абу-Даби. Сумма займа у Саудовского Фонда Развития и вовсе скромна - 595 млн тенге.

Наибольшую же сумму в структуре внешнего долга составляют обязательства по еврооблигациям - 2,2 трлн тенге.

Столь активный рост заимствования на протяжении нескольких лет неоднократно оказывался в центре внимания как финансовых аналитиков, так и депутатов парламента. Последние не раз обращали внимание правительства на необходимость учета в структуре госдолга займы, привлекаемые субъектами квазигосударственного сектора, на долю которых и приходится значительная доля займов, привлекаемых под гарантии государства. В ходе работы над проектом республиканского бюджета на 2017-2019 годы глава миннацэкономики  заверил депутатов, что эта работа уже начата. "Мы вместе с министерством финансов, с отраслевыми министерствами пересматриваем все планы по выдаче государственных гарантий на реализацию инфраструктурных проектов, готовим оптимизацию этого процесса с тем, чтобы выделить наиболее приоритетные направления", - сказал г-н Бишимбаев, правда, не уточнив, когда эта оптимизация в итоге произойдет.

Ирина Севостьянова

Павлодарские чиновники не считают бюджетных средств

20 Октябрь 2020 10:09 1099

Дорого не значит хорошо.

Проектный офис «Ертіс – адалдық алаңы» сэкономил бюджетам Павлодарского региона почти 52 миллиона тенге. В рамках одной из своих задач – обеспечении открытости и масштабного общественного контроля за сферой государственных закупок – был проведен мониторинг портала «Интерактивная карта открытых бюджетов» на предмет рисков завышения цен при приобретении товаров, работ и услуг в государственных органах региона. И не ошибся. Выяснилось, что администратор бюджетных программ одного из районов области планировал закуп четырех офисных кресел на общую сумму 95 800 тенге, по 23 950 тенге за единицу. В итоге от кресел отказались. Сидеть теперь чиновникам на стульях. А бюджет сэкономил деньги, главное, чтобы их правильно потратили.

В другом случае администраторы бюджетных программ для своих подведомственных организаций планировали закуп по четыре зимних шины для легковых автомобилей. В первом случае речь шла о сумме 86 640 тенге, по 21 660 тенге за единицу. Во втором – 74 107 тенге, по 18 527 тенге за «обувь для колес». Проверяющие выяснили, что в интернет-магазинах средняя стоимость аналогичных шин составляет 14-15 тысяч тенге. Деваться было некуда, пришлось сократить расходы. Общая экономия бюджетных средств составила 51 820 тенге.

Дорогая офисная мебель просто карма павлодарских чиновников. В прошлом году на покупке эбеновой мебели для офиса за 6 млн тенге – двух столов, журнальных столиков и шкафа – погорел аким областного центра. Он лишился должности и подмочил репутацию. На этот раз нерачительных чиновников вовремя схватили за руку.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Уличное освещение городов ВКО подорожало?

18 Октябрь 2020 13:56 5130

Inbusiness.kz изучил закуп властями Усть-Каменогорска и Семея услуг «аренды системы уличного освещения» за 3,5 млрд тенге до 2022 года.

АО «Региональный центр ГЧП ВКО» вне конкурса методом закупа из одного источника получило право на оказание двум ключевым городам региона услуг по аренде систем уличного освещения. Бюджет потратит на эти цели в 2020-2022 годах суммарно 3,5 млрд тенге или по 1,16 млрд ежегодно, что заметно выше аналогичных трат прошлых лет.

Об этом в частности говорят траты на освещение в городе Усть-Каменогорск. Согласно данных электронного правительства, в рамках бюджетной программы на «освещение улиц и содержание сетей наружного освещения» из местного бюджета в 2014-2016 годах было направлено 387,3 млн, 420,2 млн и 555,4 млн тенге соответственно. При этом в 2016 году благодаря в рамках компенсации потерь местного бюджета, был выделен целевой трансферт из республиканского бюджета в 214,3 млрд тенге. Таким образом, чистые затраты местного бюджета скорректировались с 555,4 млн до 341,1 млн тенге.

Сколько же выделяет акимат в следующие три года? Только на освещение Усть-Каменогорска бюджет перечислит до 2022 года 2,2 млрд тенге или в среднем по 730 млн тенге ежегодно. Данных по Семею за прошлые года для сравнительного анализа на момент написания получить пока не удалось.

Что изменится в ближайшую трехлетку?

Согласно данным результатов госзакупа за прошлые года по услугам освещения в Усть-Каменогорске, основным поставщиком всегда являлось ТОО «Горсвет». В 2016 году компания заключила  договор на содержание сетей и текущий ремонт наружного освещения и оплату за электроэнергию уличного освещения на сумму 454 млн тенге, следует из результатов госзакупа; в 2017 году – 340 млн тенге; в 2018 – 571 млн тенге, тогда как  2019 – 424 млн тенге.

Как видим, госрасходы на услуги колебались в среднем на уровне 450 млн тенге. Теперь региональные власти могут потратить на аналогичные цели в 1,6 раз больше средств. Кто их получит? В этом году заказчик в лице Отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска заключил договор с АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО». Закупки проведены из одного источника.

Примечательно, что учредителем общества является ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования ВКО». При этом в перечень деятельности компании, по данным Министерства юстиции РК, входит консультативное сопровождение концессионных проектов и проектов ГЧП, управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе и прочие электромонтажные работы.

Договор заключен еще в марте 2020 года. Трехлетний бюджет на освещение улиц областного центра составит 2,2 млрд тенге. Из них на 2020 год предусмотрено свыше 691 млн тенге (более 596 млн тенге из областного бюджета); в 2021 году – более 811 млн тенге (84 млн тенге из местного бюджета, свыше 727 млн тенге из областного бюджета); в 2022 году – более 740 млн тенге (170 и 570 млн тенге соответственно).

По данным официального ресурса, оплата поставщику осуществляется с марта нынешнего года.  На сегодня выплачено более 374 млн тенге, из них 367 млн тенге за счет трансфертов из областного бюджета.

Точно также же договор с АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО» заключил Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Семея. Основной договор заключен в мае 2020 года на сумму почти 1,3 млрд тенге.

На 2020 год по договору на услуги по аренде систем уличного освещения Семея предусмотрено 452 млн тенге (90 млн тенге из местного бюджета, свыше 362 млн тенге из областного бюджета). На 2021 год – 408 (90 и 318 млн тенге), на 2022 год – 418 млн тенге (90 и 328 млн тенге соответственно). Оплата производится с июня 2020 года. Всего оплачено свыше 170 млн тенге, из них за счет трансфертов из областного бюджета 129 млн тенге.

Как видим, если раньше акиматы напрямую заключали договора на оказание услуг у поставщика, то в следующие три года деньги будут идти через «дочку» акимата Восточно-Казахстанской области. 

Обслуживание и штрафы

В техспецификации указаны требования, которым должна соответствовать система уличного освещения «после завершения работ по проектированию-установке». Всего прописано порядка 40 требований к обслуживанию систем. Так, все элементы оборудования и коммутационных систем установок наружного освещения по типам, модификациям и параметрам должны соответствовать исполнительной документации и документации заводов изготовителей, количественные значения светотехнических показателей установок должны соответствовать нормативному уровню. Обязателен круглосуточный контроль за работой электроустановок уличного освещения, бесперебойное техническое обслуживание, периодически должны проводиться планово-предупредительные ремонтные работы.

Также в требования входят устранение повреждений, удаление сбитых опор с проезжей части и замена, снятие показании приборов учета и направление заказчику и энергопередающей либо энергоснабжающей организации.  Процент горения исправных светильников в установках наружного освещения должен быть не менее 95% на каждую точку питания.

Централизованная диспетчерская должна работать 24 часа в сутки и 365 дней в году, с телефонной, SMS линией для сообщений о неполадках на бесплатной основе. В течение часа требуется сообщать в городскую администрацию о незаконных электрических подключениях. Прописано, что доверенное имущество, машины и оборудование, должны использоваться с особой ответственностью и уходом, чтобы не допустить повреждений, чрезмерного износа или выхода из строя.

Также от поставщика требуется регулярное обслуживание и сервис механизмов и оборудования с ежемесячным подробным техническим отчетом о состоянии системы уличного освещения и обеспечение наличия у подрядчика единообразной чистой и опрятной спецодежды с логотипом фирмы подрядной организации.

При несоответствии техническим параметрам и характеристикам услуг предусмотрен штраф. К примеру, если не работает более 20 светильников на одну точку питания будет удерживаться 5% с ежемесячной суммы оплаты за услуги. Также штрафы могут быть за ненадлежащую эксплуатацию и обслуживание, превышение или смещение более чем на 15 минут утвержденного заказчиком графика работы уличного освещения и за нарушение сроков выполнения мониторинга и предоставления отчетов. Совокупный размер штрафов по всем нарушениям в месяц не может превышать 10% от суммы ежемесячной платы за обслуживание.

Отмечается, что в Усть-Каменогорске предоставляемая в аренду система освещения должна охватить 428 улиц, переулков. В перечне прописаны названия улиц и количество светильников. Итого, согласно техспецификации, в областном центре 16 603 светильников. Также в систему входят 214 шкафов управления, 12 трансформаторных подстанций, 4 точек подключения праздничной иллюминации. В Семее система должна охватить 140 улиц, 7659 светильников, 196 шкафов управления, 5 трансформаторных подстанции, 1000 праздничных иллюминации.

Брали кредит

Отметим, по состоянию на начало октября нынешнего года новые энергосберегающие лампы, приобретенные в рамках проекта модернизации систем уличного освещения на кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в Усть-Каменогорск и Семей еще не были доставлены.

По информации Информационного центра города Семей, товар в страну прибыл, но произошла задержка с поставкой в ВКО. Сообщалось, что аким Семея Ермак Салимов 1 октября встретился с представителями компании-подрядчика и обсудил сложившуюся ситуацию.

«Подрядчик проекта – компания «Everlight», субподрядчик – ТОО «Горсвет». Задержка поставки первоначально произошла из-за пандемии коронавируса, были проблемы с передачей документов от головной компании генподрядчика в местные компании банка Республики Казахстан. Задержка около месяца. Сейчас первый этап – это проектирование, оно уже подошло к концу. По графикам проектирования идем в норму. Светильники в РК уже пришли. Закупки произведены. Большой объем светильников у нас уже готов. Так как это проект ВКО на два города, такую же работу произведем и в Усть-Каменогорске. Замены светильников будут в двух городах, улицы у нас уже обозначены», – рассказал главный инженер проекта Станислав Пономаренко.

Напомним, что сумма кредита ЕБРР составляет свыше 3,4 млрд тенге под 4,25% годовых. Как сообщил inbusiness.kz управляющий директор ЕБРР по Центральной Азии Бруно Балванер во время встречи с акимом ВКО Даниалом Ахметовым в июне 2019 года, финансирование является долгосрочным, сроком до 10 лет, из которых три года составляет льготный период.

Планируется, что экономия электроэнергии от ламп «последнего поколения» составит до 60%. Inbusiness.kz продолжит отслеживать развитие событий и всех деталей вокруг данной бюджетной статьи расходов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!