DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Гособязательства перед концессионером БАКАД привязаны к инвалюте

Гособязательства перед концессионером БАКАД привязаны к инвалюте

Девальвация тенге обнулила эффект от проекта для казны, а новое ослабление нацвалюты таит риск роста тарифа, который пока рассчитан по курсу 185 KZT/USD.

01 Ноябрь 2018 07:00 4630

Гособязательства перед концессионером БАКАД привязаны к инвалюте

Автор:

Майра Медеубаева

Крупнейший проект государственно-частного партнёрства (ГЧП) – строительство Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) – несёт для бюджета валютные риски, выяснил abctv.kz. Гособязательства по проекту составляют 512 млрд тенге, или 64% всех обязательств по ГЧП-контрактам (798,6 млрд тенге).

Как сообщили в Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) на запрос abctv.kz, размер (а именно 512 млрд тенге) обязательств по строительству БАКАД фиксированный и включает в себя возмещение затрат концессионера на: строительство, ремонт и содержание дороги, а также расходов, понесённых за управление проектом, в частности процентные ставки банков, налоги, доход в собственный капитал, операционные расходы.

Однако в эту сумму не входит компенсация валютного риска. Как стало известно, в ходе переговоров с концессионером проекта был проведён предварительный расчёт возможного изменения стоимости в связи с изменением курса доллара.

«При укреплении национальной валюты свыше зафиксированного курса на момент заключения договора стоимость снизится, в случае ослабления курса есть вероятность удорожания проекта на 15-20%. В этой связи в ходе переговоров стороны пришли к соглашению о конвертации долларового займа в тенговый после завершения строительства. Это позволит снизить потенциальные расходы по компенсации валютного риска», – говорится в ответе МИРа.

Таким образом, ослабление тенге может привести к удорожанию стоимости проекта и, соответственно, росту проездного тарифа для автовладельцев. Ранее было озвучено, что предварительная стоимость проезда для легкового транспорта составит 240 тенге, грузового – 330 тенге. Однако, как сообщили в МИРе, расчёт тарифов производился при курсе 185 KZT/USD.

«На основе прогноза по трафику от 38 тысяч машин в сутки в первый год до 70 тысяч в последующем ожидаемый сбор за проезд может покрыть на 45 процентов от суммы договора. Однако данное покрытие может быть увеличено за счёт повышения тарифов, в основном по легковым автомобилям», – акцентируют в ведомстве.

Отметим, тариф будет установлен министерством по предложению концессионера и утверждён приказом до начала эксплуатации дороги. По данным МИРа, концессионер в лице турецкой и южнокорейской компаний «Алсим Аларко – Макйол – SK – Korean Expressway Corporation» имеет право вносить предложения в отношении изменения ставки в зависимости от частоты использования дороги. В период эксплуатации концессионер отвечает за функционирование, обслуживание системы платы за проезд и сбор средств, которые будут перечисляться в республиканский бюджет.

На вопрос, в случае падения пассажиропотока будет ли предусмотрена сумма сборов в сторону увеличения для возврата средств концессионера и планирует ли государство выделять средства из бюджета, чтобы доплатить ежегодную сумму концессионных обязательств, в министерстве подчеркнули: «Транзитному транспорту быстрее уехать в объезд города за 20-30 минут и заплатить меньше, чем проезжать через город порядка 20-30 километров за 1,5-2 часа и понести больше расходов».

Напомним, срок концессии составляет 20 лет. В период 2018-2022 годов (4,5 года) будет вестись строительство дороги, после завершения она будет передана в эксплуатацию на 15,5 года, до 2038 года. Период эксплуатации включает в себя ежегодное содержание дороги, а также проведение двух средних ремонтов.

По данным Жениса Касымбека, озвученным в кулуарах правительства, стоимость строительства БАКАД в ценах 2017 года составила 150 млрд тенге. 20% составляют собственные средства концессионеров, остальная часть – заёмные средства, привлекаемые частным партнёром от пула банков – Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка, Всемирного банка, Азиатского банка.

В соответствии с условиями договора до конца текущего года будут подписаны кредитные соглашения с банками, одобрившими заём. Объём, валюта и процентная ставка по займам будут известны после подписания кредитных соглашений.

«Предположительно за 20 лет платная дорога позволит собрать 570 миллиардов тенге, а сумма концессионных обязательств составляет порядка 512 миллиардов тенге, то есть бюджет получит дополнительные доходы от эксплуатации дороги, напрямую не заплатив ни копейки», – подчёркивал ранее министр Женис Касымбек.

По его словам, высказывание, что отложенные обязательства государства по проекту БАКАД составляют 512 млрд, исходит от неправильного понимания вопроса:

«Концессионные средства будут погашаться за счёт взимания платы с автомобилистов».

Напомним, ранее депутаты выражали обеспокоенность тем, что размер гособязательств по проектам государственно-частного партнёрства превышает объём привлечённых инвестиций. На 1 октября заключено 411 проектов ГЧП на местном и восемь проектов на республиканском уровне. При этом если сумма местных проектов составила 209,6 млрд тенге, то сумма обязательств правительства составила 177,7 млрд тенге, сумма привлечённых инвестиций – 101 млрд тенге.

Постановлением правительства определён объём принятых государственных концессионных обязательств по проекту БАКАД. Общая базовая сумма предполагаемой (без учёта валютной компенсации, а также корректировки платы за доступность, предусмотренных условиями договора концессии) платы за доступность составляет 512,35 млрд тенге (в том числе компенсация инвестиционных затрат (КИЗ) – 176,72 млрд тенге, компенсация эксплуатационных затрат (КЭЗ) – 28,03 млрд тенге, вознаграждение за управление (ВЗУ) – 307,6 млрд тенге).

Источник: приложение к Постановлению правительства № 41 от 6 февраля 2018 года

В целом протяжённость будущей трассы составит 66 км, она пройдёт по территории трёх районов Алматинской области: Карасайского, Илийского и Талгарского. Планируется строительство шестиполосного автобана, включая семь транспортных развязок и 13 мостов-путепроводов.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Мой массовый и нудный спорт

«Дворовая физкультура» в Казахстане не будет развиваться ввиду отсутствия системы управления спортобъектами.

25 Февраль 2020 14:46 1757

Мой массовый и нудный спорт

Фото: Олег И. Гусев

24 февраля в ходе правительственного часа в мажилисе обсуждались перспективы развития массового спорта в стране. Депутаты неплохо подготовились и достаточно активно высказывались по этому вопросу.

По словам Гульшары Абдыкаликовой, в Казахстане сфера физкультуры и спорта финансируется по остаточному принципу и занимает лишь 1,4% от ВВП. Затем она добавила, что сейчас в стране не хватает 600 тысяч квадратных метров спортивных площадок:

«Только треть населения Казахстана занимается спортом, тогда как в европейских странах, Канаде, Австралии и Японии этот показатель достиг 60%. В Алматинской, Костанайской областях были закрыты детско-юношеские клубы. В Алматы их вовсе нет. 27% школ не имеют спортзалов, где детям заниматься спортом. К сожалению, нам не удалось возвести здоровый образ жизни в число приоритетных направлений», – резюмировала депутат.

Гульмира Исимбаева посчитала, что количество спортплощадок в стране в два раза ниже необходимого уровня:

«В соответствии с государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденными приказом министерства экономики РК от 2014 года, в стране должно быть 80 квадратных метров спортивных площадок на каждую тысячу человек. Но на сегодняшний день в стране на тысячу человек приходится 47 квадратных метров спортплощадок».

Но товарищи депутаты не увидели главного.

Давайте рассмотрим развитие массового спорта и использование спортивной инфраструктуры в реале на примере города первого президента.

История началась в начале 2017 года, когда житель Темиртау Валерий Кравченко обратился к акиму Галыму Ашимову с необычным предложением.

«В районе домов 59 и 61 по проспекту Республики находятся останки футбольной площадки – остовы от ограждения с разодранной сеткой, искусственного покрытия там уже нет, а сама клетка заросла травой по пояс. Отдайте эту площадку (по сути, только рамы ограждения) нам во двор, и мы сами ее восстановим».

Аким дал разрешение, и площадку (за собственные средства Валерия и методом народной стройки) демонтировали, перевезли во двор на пр. Металлургов, 3/1, подлатали, и теперь летом там гоняют мяч дети. Желательно, конечно, настелить нормальное покрытие, а не бегать по отсеву, но на это денег нет.

У Валерия Кравченко, к слову, трое сыновей. Старший сын, Владислав, стал футболистом и играет за алматинский «Кайрат». Средний, Егор, – хоккеист команды «Юность» (2008 г. р.). В Караганде родители не платят за тренировки детей, как в Алматы. Самый маленький, Александр, еще ходит в детский сад и пока еще не определился с выбором спортивной секции.

Тем же летом наш герой, приехав в гости к товарищу на 4 «А» квартал, обратил внимание на погибающий хоккейный корт, на котором уже отрывали искусственное покрытие, сняли несколько секций верхнего ограждения из рабицы и утащили калитку с воротами. На площадке были завалены, но еще «на соплях» держались борта.

Через месяц корт своим разграбленным видом уже вызывал жалость.

Новый поход к акиму, обращение к депутатам, вплоть до Мухтара Тиникеева, и долгожданное разрешение на передислокацию получено. Демонтаж производили уже в ноябре, поэтому установкой корта во дворе на Металлургов, 3/1, тем же методом народной стройки занялись следующим летом.

Он получился без искусственного покрытия и меньше проектного, поскольку «траву» и несколько секций просто растащили еще на прежнем месте. Но зато на площадке есть освещение и даже играет музыка!

«На этом корте мы провели уже второй турнир среди дворовых команд на открытом льду: первый – в феврале 2019 года, а второй буквально несколько дней назад», – рассказывает общественник.

Кроме Валерия Кравченко, в Темиртау есть еще два «сумасшедших», которые самостоятельно заливают лед и собирают на игры команды: Александр Реймер (Старый город) и Евгений Пестов (8-й микрорайон).

В нынешнем году на турнир памяти детского тренера Александра Потайчука, кроме трех темиртауских детских дружин, приехала еще и команда «Юность» из Караганды, где играют дети 2008 года рождения.

«Нужны были призы, медали, грамоты, подарки, автобус для юных гостей из области, придумать горячий чай и какое-то питание для пацанов. Носились по городу как угорелые. Помог аким, помогли предприниматели. Когда все закончилось, мы реально перекрестились», – улыбается Валерий.

Второй ежегодный детский турнир по дворовому хоккею на открытом льду памяти детского тренера Александра Анатольевича Потайчука, февраль 2020 года

К чему было такое длинное предисловие? Развитие массового спорта невозможно без свободного доступа к спортивной инфраструктуре.

Хоккейных кортов и хоккейных площадок в свое время в Темиртау установили множество: с 2007 по 2017 год их поставили числом 23. И это еще не считая наличия советских железных коробок, чудом сохранившихся практически в каждом микрорайоне.

Новые корты бодро устанавливали, красиво за них отчитывались, но на баланс ОЖКХ, ОКМС или КСК их не поставили. А поскольку хозяина у этих спортобъектов не было и следить за их состоянием было некому, то начался безнаказанный разгул вандализма.

Был даже интересный случай, дошедший до Верховного суда (!), когда местные жители порезали и сожгли покрытие на корте, а предпринимателя, поскольку он давал трехлетнюю гарантию, суд заставил за свои деньги восстановить искусственную траву.

«Площадки надо брать на городской баланс и выделять деньги на их полноценное содержание. Нужны тренеры, нужна еженедельная заливка льда в зимнее время. А где брать воду, если в подвале каждого дома стоит общедомовой прибор учета? Мы после каждого снегопада по несколько часов машем лопатой на площадке, очищая лед от снега. Кто будет этим заниматься на коммунальном корте – дворник? Смешно сказать, чуть ли не в каждой школе есть корт, но они простаивают, а заливаются и очищаются в городе всего только три. И то только тремя сумасшедшими», – разводит руками Валерий Кравченко.

Следует отметить одну очень интересную деталь: поскольку об этом «народном корте», куда приезжают покататься со всего города, постоянно пишут в соцсетях, то на протяжении нескольких месяцев темиртаусцы привозили на него б/у коньки, защиту, клюшки, свитера, гетры и многое другое из хоккейной амуниции, что тут же раздавалось детворе. По меньшей мере 45 детей свои первые коньки или клюшки бесплатно получили именно здесь.

И, возвращаясь к правительственному часу в мажилисе, приведем мнение депутата Нуржана Альтаева, который правильно предложил изменить приоритеты в развитии массового и профессионального спорта:

«Зачем тратить десятки миллионов долларов, приглашая иностранных спортсменов? Давайте направим эти деньги на строительство спортивных площадок, футбольных полей во дворах наших домов, куда наши дети практически перестали выходить».

Предложение замечательное. Однако на практике мы видим, что даже при наличии спортивной инфраструктуры во дворах у нас в стране нет системы управления ею.

Александр Реймер с командой «Старый город»

Как нет у нас и такого количества сумасшедших энтузиастов, которые будут тратить свое время, деньги и нервы на содержание площадок и организацию занятий с детьми.

И, по всей видимости, лучше старой советской системы детских дворовых клубов с закрепленными к ним своими спортплощадками и тренерами придумать пока нечего.

Олег И. Гусев

Автокоридор Западный Китай – Западная Европа отстал от графика на семь лет

Несмотря на наличие федерального плана, в программе строительства госкомпании «Автодор» участок Москва – Нижний Новгород – Казань отсутствует, выявила Счетная палата РФ.

13 Февраль 2020 10:53 7269

Автокоридор Западный Китай – Западная Европа отстал от графика на семь лет

Фото: Максим Морозов

Строительство российского участка автобана Западный Китай – Западная Европа переносится с 2020 на 2027 год. Соответствующий вывод содержится в результатах госаудита проекта со стороны Счетной палаты РФ.

«Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и федеральным проектом «Европа – Западный Китай» (ЕЗК) предусмотрено строительство до 2024 года автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута ЕЗК, но программой деятельности госкомпании «Автодор» это не предусмотрено», – отмечено аудиторами по итогам проверок.

Более того, «не на все участки автомобильных дорог, входящих в международный транспортный маршрут ЕЗК, планируемых к доведению нормативной нагрузки на ось транспортных средств до 11,5 тонны, имеется проектно-сметная документация». А удлинение сроков строительства дороги вызовет перерасход средств на строительство.

«Перенос сроков выполнения строительно-монтажных работ на автомобильной дороге Москва – Нижний Новгород – Казань с 2021-2024 годов на 2021-2027 годы приведет к общему увеличению объема капитальных вложений на прогнозируемый трехлетний уровень инфляции», – акцентируют в Счетной палате РФ.

Документы стратегического планирования требуют корректировок в части сроков реализации проекта, предлагают госаудиторы России. В число рекомендаций включено дополнить программу деятельности госкомпании «Автодор» в части строительства участка автодороги Москва – Нижний Новогород – Казань.

Создание международного транспортного маршрута Западный Китай – Западная Европа было поддержано президентами России и Казахстана 22 сентября 2008 года в рамках подписанного меморандума о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог, связывающих Европу и Китай.

12 сентября 2014 года правительствами стран Шанхайской организации сотрудничества подписано Соглашение о создании благоприятных условий для международных автоперевозок, которым предусмотрено строительство автодороги. Этот документ предусматривал открытие автотрассы Западный Китай – Западная Европа не позднее 2020 года. Китай и Казахстан на текущий момент завершили строительство своих участков автокоридора.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: