Крупнейший проект государственно-частного партнёрства (ГЧП) – строительство Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) – несёт для бюджета валютные риски, выяснил abctv.kz. Гособязательства по проекту составляют 512 млрд тенге, или 64% всех обязательств по ГЧП-контрактам (798,6 млрд тенге).
Как сообщили в Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) на запрос abctv.kz, размер (а именно 512 млрд тенге) обязательств по строительству БАКАД фиксированный и включает в себя возмещение затрат концессионера на: строительство, ремонт и содержание дороги, а также расходов, понесённых за управление проектом, в частности процентные ставки банков, налоги, доход в собственный капитал, операционные расходы.
Однако в эту сумму не входит компенсация валютного риска. Как стало известно, в ходе переговоров с концессионером проекта был проведён предварительный расчёт возможного изменения стоимости в связи с изменением курса доллара.
"При укреплении национальной валюты свыше зафиксированного курса на момент заключения договора стоимость снизится, в случае ослабления курса есть вероятность удорожания проекта на 15-20%. В этой связи в ходе переговоров стороны пришли к соглашению о конвертации долларового займа в тенговый после завершения строительства. Это позволит снизить потенциальные расходы по компенсации валютного риска", – говорится в ответе МИРа.
Таким образом, ослабление тенге может привести к удорожанию стоимости проекта и, соответственно, росту проездного тарифа для автовладельцев. Ранее было озвучено, что предварительная стоимость проезда для легкового транспорта составит 240 тенге, грузового – 330 тенге. Однако, как сообщили в МИРе, расчёт тарифов производился при курсе 185 KZT/USD.
"На основе прогноза по трафику от 38 тысяч машин в сутки в первый год до 70 тысяч в последующем ожидаемый сбор за проезд может покрыть на 45 процентов от суммы договора. Однако данное покрытие может быть увеличено за счёт повышения тарифов, в основном по легковым автомобилям", – акцентируют в ведомстве.
Отметим, тариф будет установлен министерством по предложению концессионера и утверждён приказом до начала эксплуатации дороги. По данным МИРа, концессионер в лице турецкой и южнокорейской компаний "Алсим Аларко – Макйол – SK – Korean Expressway Corporation" имеет право вносить предложения в отношении изменения ставки в зависимости от частоты использования дороги. В период эксплуатации концессионер отвечает за функционирование, обслуживание системы платы за проезд и сбор средств, которые будут перечисляться в республиканский бюджет.
На вопрос, в случае падения пассажиропотока будет ли предусмотрена сумма сборов в сторону увеличения для возврата средств концессионера и планирует ли государство выделять средства из бюджета, чтобы доплатить ежегодную сумму концессионных обязательств, в министерстве подчеркнули: "Транзитному транспорту быстрее уехать в объезд города за 20-30 минут и заплатить меньше, чем проезжать через город порядка 20-30 километров за 1,5-2 часа и понести больше расходов".
Напомним, срок концессии составляет 20 лет. В период 2018-2022 годов (4,5 года) будет вестись строительство дороги, после завершения она будет передана в эксплуатацию на 15,5 года, до 2038 года. Период эксплуатации включает в себя ежегодное содержание дороги, а также проведение двух средних ремонтов.
По данным Жениса Касымбека, озвученным в кулуарах правительства, стоимость строительства БАКАД в ценах 2017 года составила 150 млрд тенге. 20% составляют собственные средства концессионеров, остальная часть – заёмные средства, привлекаемые частным партнёром от пула банков – Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка, Всемирного банка, Азиатского банка.
В соответствии с условиями договора до конца текущего года будут подписаны кредитные соглашения с банками, одобрившими заём. Объём, валюта и процентная ставка по займам будут известны после подписания кредитных соглашений.
"Предположительно за 20 лет платная дорога позволит собрать 570 миллиардов тенге, а сумма концессионных обязательств составляет порядка 512 миллиардов тенге, то есть бюджет получит дополнительные доходы от эксплуатации дороги, напрямую не заплатив ни копейки", – подчёркивал ранее министр Женис Касымбек.
По его словам, высказывание, что отложенные обязательства государства по проекту БАКАД составляют 512 млрд, исходит от неправильного понимания вопроса:
"Концессионные средства будут погашаться за счёт взимания платы с автомобилистов".
Напомним, ранее депутаты выражали обеспокоенность тем, что размер гособязательств по проектам государственно-частного партнёрства превышает объём привлечённых инвестиций. На 1 октября заключено 411 проектов ГЧП на местном и восемь проектов на республиканском уровне. При этом если сумма местных проектов составила 209,6 млрд тенге, то сумма обязательств правительства составила 177,7 млрд тенге, сумма привлечённых инвестиций – 101 млрд тенге.
Постановлением правительства определён объём принятых государственных концессионных обязательств по проекту БАКАД. Общая базовая сумма предполагаемой (без учёта валютной компенсации, а также корректировки платы за доступность, предусмотренных условиями договора концессии) платы за доступность составляет 512,35 млрд тенге (в том числе компенсация инвестиционных затрат (КИЗ) – 176,72 млрд тенге, компенсация эксплуатационных затрат (КЭЗ) – 28,03 млрд тенге, вознаграждение за управление (ВЗУ) – 307,6 млрд тенге).
Источник: приложение к Постановлению правительства № 41 от 6 февраля 2018 года
В целом протяжённость будущей трассы составит 66 км, она пройдёт по территории трёх районов Алматинской области: Карасайского, Илийского и Талгарского. Планируется строительство шестиполосного автобана, включая семь транспортных развязок и 13 мостов-путепроводов.
Майра Медеубаева