Министерство финансов представило на рассмотрение мажилиса давно ожидаемый пакет поправок в законодательство по вопросам государственных закупок. В этом документе в числе прочих содержатся и нормы, направленные на приведение к единому стандарту закупок субъектов квазигосударственного сектора, на чем давно настаивало бизнес-сообщество и требовали депутаты. Но, как выяснилось уже в ходе презентации, обещанное "единство" в подходах таким уж единым не будет. Вице-министр финансов Руслан Бекетаев вначале рассказал, что законопроектом предлагается установить административную ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок.
"При этом ответственность предлагается установить только по шести чувствительным составам адмправонарушений со смягченными санкциями. Такой подход обусловлен попыткой минимального вмешательства государства в корпоративное управление", – уточнил он.
Также предусматривается перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат, при этом будут утверждены единые правила закупок субъектов квазигоссектора. И сделал маленькую оговорку.
"За исключением фонда "Самрук-Казына", правила которых будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с министерством финансов. Данное исключение обусловлено предстоящим выведением компаний фонда на IPO. Так, по мнению фонда "Самрук-Казына" и некоторых международных экспертов, чрезмерное государственное регулирование корпоративного сектора может негативно повлиять на инвестиционный климат, что ставит под угрозу выведение крупнейших компаний фонда на IPO", – объяснил вице-министр.
Депутаты все-таки решили уточнить, почему такая избирательность в отношении именно "Самрук-Казына", тем более что именно у группы компаний фонда большой объем закупок.
"По "Самрук-Казына", (в преддверии) предстоящей приватизации, хотелось сохранить минимальное вмешательство в корпоративные принципы. Но опять же подчеркну: они будут максимально гармонизированы, эти правила – то, что будем утверждать мы для квазигоссектора, и то, что будет утверждаться для "Самрук-Казына". Во-первых, потому, что совет директоров возглавляется политическими государственными служащими, это премьер-министр на сегодняшний день. И второй вопрос – то, что мы будем согласовывать их правила. И вот при элементе согласования мы максимально учтем гармоничность этих правил, и по факту это будет выглядеть как очень близкие документы", – заверил он.
Пока депутаты удовлетворились прозвучавшим объяснением. И сосредоточились на изучении других поправок, которых немало. В частности, предлагается создать централизованные закупочные органы на базе действующих единых организаторов.
"На республиканском уровне это комитет по государственным закупкам министерства финансов. На областном уровне это действующие управления госзакупок при акиматах областей. На районном уровне это будут вновь созданные отделы госзакупок при акиматах районов, либо эти функции будут возложены на существующие отделы райакиматов", – перечислил г-н Бекетаев.
При этом Минфин будет определять для всех этих уровней перечни товаров, работ и услуг, благодаря чему, считают в ведомстве, "будут четко разграничены полномочия между уровнями централизованных служб".
Также предложены нормы, призванные по замыслу разработчиков исключить возможности для манипуляций при проведении закупок из одного источника. Вице-министр подчеркнул, что именно высокая доля таких закупок остается одной из главных проблем сферы госзакупок.
"Больше половины госзакупок (63%), проведенных в 2017 году, признаются несостоявшимися, что является основанием для осуществления закупок из одного источника. Анализ закупок, проводимых на 2018 год, показывает, что свыше 80% конкурсов признаются несостоявшимися и осуществляются из одного источника. А по строительным видам работ стоимостью свыше миллиарда тенге практически все 100% закупок признаются несостоявшимися и осуществляются из одного источника (общий объем которых составляет 850 миллиардов тенге)", – констатировал г-н Бекетаев.
Несмотря на конкурентную среду в закупках (в среднем семь-восемь компаний), закупки признаются несостоявшимися ввиду того, что к закупке допускается только один поставщик, остальные заявки участников закупок отклоняются. После чего заказчики заключают договор с допущенным участником, который, как правило, представляет заявку с максимальной ценой и ценой, соответствующей выделенной сумме.
Причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсные документации требуют представления неоправданно большого количества подтверждающих документов и содержат устаревшую технику.
Чтобы устранить все эти проблемы и закрыть возможности отклонять заявки участников закупок по формальным причинам, в Минфине предлагают упростить требования к участникам закупок, сделав упор "не на количественные, а на качественные критерии выбора поставщика, такие как коэффициент налоговой нагрузки, финансовая состоятельность, положительный опыт".
А в целях недопущения необоснованного снижения цен на работы законопроектом устанавливаются пределы, ниже которых снижение цены не допускается. Особенно это будет касаться строительно-монтажных работ, работы по проектированию и услуги технического надзора, пояснил логику предложения вице-министр.
Еще одна проблема действующей системы госзакупок – низкая квалификация участников и, соответственно, низкое качество товаров, работ и услуг. Решить эту проблему предлагается через "широкое применение закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором, что позволит участвовать в госзакупках только квалифицированным поставщикам".
"В целях упрощения и повышения качества приобретаемых товаров, работ и услуг законопроектом предлагается увеличить пороговую сумму одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 240500 тенге до 1202500 тенге), – пояснил г-н Бекетаев. – Для сельских акимов порог одного источника увеличивается до 3000 МРП (7215000 тенге). Это обусловлено введением четвертого уровня бюджета. Заказчикам по госзакупкам способом запроса ценовых предложений предлагается предоставить право указывать в технической спецификации на фирменные наименования и модели товаров, широко представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает 1000 МРП. Также предлагается предусмотреть возможность объединения в один лот неоднородных товаров, работ, услуг. К примеру, к таким видам услуг можно отнести комплексное обслуживание зданий, сопровождение информационных систем. Предлагаемая мера направлена на оптимальное и эффективное расходование бюджетных средств".
Ирина Севостьянова