О том, как увеличить благосостояние страны и избежать социальной напряженности, на CFO Summit Idea Exchange & Networking Event 2022 рассказал независимый экономист, член совета директоров Visor Kazakh Алмас Чукин, сообщает inbusiness.kz.
Как сказал спикер в начале выступления: "Мы сейчас получили маму всех санкций и всех политических рисков".
Черная дыра
По его словам, если в целом говорить об экономике, то за 30 лет Казахстан (не считая Прибалтики) из постсоветских республик показывал во многом лучшие показатели. Наша страна действительно добилась многого.
"В Казахстане ВВП достигал 200 млрд долларов. Но при этом возьмем, к примеру, Кыргызстан, где ВВП 7 млрд долларов. Если сравнивать, то возникает вопрос: во сколько раз больше мы должны жить лучше? В 6-7 раз, а у нас разница в уровне жизни, я сравнил по средним зарплатам, в 2-2,5 раза. Почему у нас экономика в 7 раз больше, а зарплаты только в 2,5 раза?
Но бедные не становятся богаче, если у богатого чуть-чуть забрать и передать бедному. Это перераспределение, это не умножает денег. Как говорят в Китае: "Наша задача не в том, чтобы было больше богатых, а в том, чтобы было меньше бедных".
Алмас Чукин отметил, что динамика Нацфонда показывает, что еще в 2015 году наши пополнения закончились. Мы или забираем почти столько же, или забираем больше из него. Никакого пополнения там нет, и показатели застряли на уровне 55 млрд долларов.
По его мнению, может быть, в этом году могло бы быть и лучше со 100-долларовой нефтью. Но в связи с этими забираниями от 7 млрд до 10 млрд долларов в год, в этом объясняется и стабильность тенге, потому что эти доллары ходят на внутренний рынок. И тут не столько интервенции Нацбанка, если вот этот в 10 млрд канал перекрыть, то тогда поддержка тенге сильно ослабнет.
"Плюс к этому текущие доходы обеспечивают наш бюджет только на 60 процентов. То есть трансферы (из Нацфонда. – Прим. авт.) пополняют бюджет, все остальные госпрограммы – "Нур Жол" и другие. Если убрать трансферы, то у нас огромная дыра (в бюджете. – Прим.) И она уже не за горами.
Что дали экономике проведенные реформы и госпрограмма ГПФИИР? Ничего. Если мы посмотрим, то наблюдается прямая корреляция между ценой на нефть и ВВП. Если дорожает нефть, то и растет наш ВВП, если нефть дешевеет, то падает ВВП. Этот же тренд прослеживается между курсом тенге и стоимостью нефти. Никакие другие факторы на рост экономики практически не влияют", – подчеркнул экономист.
Также Алмас Чукин отметил, что динамика средней заработной платы привязана к тому, как поведет себя нефть.
"К тому же у нас очень большой дисбаланс по зарплате по регионам. В принципе, это нормально. У нас нет стран, где в региональном разрезе зарплата была бы одинакова. Жители Нью-Йорка никогда не будут зарабатывать меньше, чем жители штата Монтана. Но между зарплатой тех, кто живет в регионах, и тех, кто живет в городах, должен быть какой-то паритет. У нас же его нет. Разница по регионам отличается в разы – это ненормально. В тех же США различие между штатами лишь на 40%", – привел довод спикер.
О самом главном
Член совета директоров Visor Kazakh перешел, по его словам, к самой серьезной теме. Что наступает сейчас и грозит в ближайшие годы? Он отметил, с начала 2000-х в стране начался беби-бум. Идет рост молодого населения.
Каждый год в Казахстане 350-370 тыс. человек достигает возраста 18 лет. Через два года таковых будет уже 400 тыс. 150-180 тыс. человек поступят в институты и так далее. То есть не будут давить на рынок рабочей силы. Но остальным потребуются рабочие места. А так как средняя продолжительность жизни казахстанца увеличивается, то и рабочие места дольше освобождаются. При этом молодых, естественно, сразу не возьмут в топ-менеджеры, придется начинать с низов. Но нужны хорошо оплачиваемые рабочие места.
То есть вырисовывается еще одна проблема Казахстана – темпы занятости не успевают расти за темпами роста населения.
Много вопросов к статистике. Алмас Чукин считает, что необходимо изменить формирование статистических данных по безработице. Уровень безработицы в нашей стране может быть в разы выше против официальных 4,9%. То есть может составлять даже не 10%, а все 20%.
"А получающие минимальную заработную плату – это работающая нищета", – отметил спикер.
Сырье – наше настоящее и будущее
"Во-первых, мы – сырьевая страна. Во-вторых, мы таковой и должны оставаться. Мы должны развивать основу нашей экономики, укреплять сырьевой экспорт. Казахстану надо развиваться в смежных отраслях, а именно производить товары высокого передела из сырья. Например, если мы производим алюминий, то давайте производить фольгу. То есть если нам даны такие большие богатые территории, нам нужно делать упор на сырье. Нам главное – не потерять сырьевую базу. В противном случае мы не сможем поддерживать бюджет. Мы не одни такие. Россия экспортирует сырье. Австралия, Норвегия и другие. Они не являются высоко индустриально развитыми, но их экономика развитая", – подчеркнул Алмас Чукин.
Нам нужна вторая целина
По словам спикера, наблюдается взрывной рост населения, который идет и будет происходить в будущем. Следовательно…
"Нам необходимо массовое жилищное строительство. Причем разумное, с правильной помощью государства. Потому что рост цен на аренду жилья, который происходил в 2021 году и наблюдается сейчас, – это же катастрофа. Рост стоимости аренды бьет по самым незащищенным слоям населения. Эта категория казахстанцев не может не только взять ипотеку – они и так живут на последние деньги. Учитывая, что в 2021 году стоимость аренды выросла, по некоторым оценкам, на 14-15%, зарплата населения никак не растет", – привел цифры спикер.
Он также отметил о необходимости развития сельского хозяйства. Пока люди не забыли, как работать в поле и пасти скот, им надо дать наделы по 50-100 гектаров.
"Нам нужна вторая целина. Государство должно обеспечить инфраструктуру (вода, дороги, электричество). А также выделить бесплатные наделы для освоения новых территорий. У нас столько земли. А не даем ни чужим, ни своим", – резюмировал выступление Алмас Чукин.
Семён Данилов