Государство не слышит общество: власти обещают перезагрузить работу 256 общественных советов

2260

Качественный состав института оставляет желать лучшего.

Государство не слышит общество: власти обещают перезагрузить работу 256 общественных советов

Предстоящую перезагрузку работы общественных советов (ОС) обсудили представители центральных госорганов и свыше 200 делегатов из регионов: активисты, депутаты маслихатов и общественники в рамках III мажилиса общественных советов РК в пятницу, 14 октября, передает корреспондент inbusiness.kz.

Мероприятие проводилось впервые после пандемии. Делегаты не только обсудили имеющиеся вопросы, но и поделились опытом и предложениями.

Напомним, что законодательное закрепление института общественного совета состоялось в конце 2015 года при принятии Закона "Об общественных советах". По мнению участников, это позволило повысить прозрачность принятия государственных решений и укрепило коммуникацию между обществом и властью.

В настоящее время работа ОС демонстрирует положительную динамику и эффективность, появилась возможность донести проблему граждан, отметили делегаты.

На сегодняшний день общее количество ОС в стране – 256, из которых на республиканском уровне – 22, на местном – 221 и в субъектах квазигоссектора – 13.

По итогам 9 месяцев 2022 года проведено более 300 общественных слушаний по вопросам водоснабжения, улучшения санитарно-эпидимиологического состояния, качества оказания госуслуг и др. Для принятия действенных мер в госорганы направлено свыше 400 рекомендаций, проведено более 200 исследований. В составе ОС доля гражданского общества составляет 86%.

Первоначально в Законе "Об общественных советах" было предусмотрено, что ОС будут формироваться в два этапа на конкурсной основе. Это было главным отличием от других консультативно-совещательных органов. Однако сегодня остается не менее важным вопросом качественный состав ОС – отмечена непрозрачность деятельности, отбора кадров, давление руководства в лице административной власти в регионах.

"Необходимо, чтобы общественный совет был работающим институтом. Поставили работать депутата или аксакала, а эффекта нет. Если не работаешь, дай место другим. Потенциал у данного института есть, с этим надо работать и прислушиваться к народу при принятии решений", – подчеркнул Марат Башимов, председатель ОС агенства по противодействию коррупции РК.

Независимость, автономность, открытость действий, внесение личного вклада в общественную работу, противодействие коррупции на местах, персональная ответственность председателя – перечень требований, которых должны придерживаться ОС, считают участники мажилиса.

"Некоторые подходы в работе ОС устарели и стали непригодными. Общество сегодня обновилось, появились новые цели, задачи, и мы должны  полностью соответствовать духу современных требований – совместно вырабатывать наиболее оптимальные и правильные решения при формировании соответствующих предложений. Решается огромное количество житейских проблем, эту работу надо показывать и усилить информационную работу. В рамках деятельности ОС мы должны слышать голос общества", – отметил Абзал Нукенов, заместитель заведующего отделом внутренней политики администрации президента Республики Казахстан.

О деятельности ОС не всегда знают. Спикер привел данные проведенного исследования о том, что 63% респондентов впервые слышат о таком институте, как общественный совет.

Задача общественного совета – выявлять проблему и доносить ее до уполномоченных органов власти для того, чтобы эти вопросы решались системно. На местах в регионах широко обсуждаются вопросы жилищной, земельной сферы, экологии, здравоохранения и так далее.

К примеру, в Алматы было рассмотрено 17 нормативных документов, среди топовых проблем – экология и точечная застройка.

"Общественный совет в своей работе должен всегда опираться на мнения и пожелания населения, то есть, если жители обращаются, мы смотрим, насколько эта проблема актуальна. Почему говорят "общественно значимая проблема"? Это не лично проблема одного человека, она затрагивает большое количество людей. ОС может анализировать – выехать на место, провести общественные слушания, выработать рекомендации. К сожалению, наша деятельность носит рекомендательный характер – эти рекомендации обязательны к рассмотрению, но не обязательны к исполнению.  Но государственный орган обязан дать мотивированный ответ – принимает он наши рекомендации или нет. Если же нет, то он должен обосновать, по какой причине он не принимает. Поэтому очень важно, чтобы ОС вырабатывал качественные и измеримые рекомендации", – считает Алтынай Кубеева, председатель ОС Алматы.

Регионы выработали свои рекомендации и готовят соответствующие письма в уполномоченные органы, много внимания уделяется вопросам инклюзии. 

Так, по результатам проведенного мониторинга, большое количество жалоб от населения поступило по присвоению инвалидности. В частности, к деятельности медико-социальной экспертизы. Люди жалуются, что очень сложно получить инвалидность. Есть виды неизлечимых заболеваний, и врачи в курсе этого, однако все равно люди с инвалидностью вынуждены проходить комиссию ежегодно и раз за разом доказывать, что они инвалиды.

Также население просит внести изменения в нормативно-правовые документы, например в стандарты государственных услуг. У каждого человека с ограниченными возможностями есть индивидуальная программа реабилитации, и государство, исходя из степени инвалидности, выписывает бесплатно кому-то слуховой аппарат, кому-то коляску и так далее. Есть, условно, инвалидные коляски для общественного пользования, а есть для домашнего. Согласно стандарту госуслуг, у коляски есть определенный срок использования. При этом дети с инвалидностью растут, и коляска, которой предстоит пользоваться еще несколько лет, становится непригодной. Поэтому активисты предлагают сократить срок годности коляски до двух лет.

Среди уже успешных кейсов есть результаты в Алматы, где с инициативой выступил местный общественник Богдан Джепка: он добился того, чтобы общественный транспорт брал с остановок инвалидов-колясочников.

"Инвалиды жалуются, что общественный транспорт не всегда останавливается на остановках и водители не знают, как завезти коляску в автобус, в большинстве случаев проезжают мимо.  Богдан Джепка бесплатно провел серию семинаров-тренингов для водителей общественного транспорта, где рассказал, как завозить коляску,  общаться с людьми с инвалидностью. Сегодня пошли положительные отзывы, благодаря семинарам водители не пугаются человека на коляске, они уже понимают, как к нему обратиться и как завезти", – резюмировала Алтынай Кубеева.

Решать подобные проблемы несложно, если есть неравнодушные люди в лице активистов, власти и выработаны совместные механизмы по реагированию.

По результатам встречи решено переформатировать и активировать деятельность ОС, а также рекомендовано госорганам обеспечивать активное вовлечение членов ОС в процесс разработки и совместного обсуждения проектов решений. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться