"Для снижения риска неэффективной передачи госорганом будут установлены индикаторы для качественной и эффективной реализации функций, будет введена система мониторинга за переданными функциями госоргана. Наряду с этим, будет установлен механизм возврата функции государству", - сообщил во вторник на расширенном заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса парламента первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов. В целом выступление представителя руководства министерства национальной экономики было посвящено алгоритму передачи непрофильных функций от государства в рыночную среду. Данный механизм будет закреплен отдельным законодательным актом, который первый вице-министр пообещал презентовать в июле этого года на заседании Комиссии для выработки предложений по вопросам передачи функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Ее председателем является заместитель премьер-министра Казахстана Дарига Назарбаева.
Кто не спрятался – я не виноват
При этом данный алгоритм, по словам вице-министра, предусматривает не только передачу функций от госорганов в рынок, но и обратный процесс – механизм отзыва функций из конкурентной среды в государственное лоно. Каких-либо разъяснений о том, что может послужить причиной такого отзыва, министерство национальной экономики пока не дает, но очевидно, что самой главной причиной отзыва может послужить снижение качества исполнения той или иной услуги, переданной от государства бизнесу. Выражающееся, к примеру, в увеличении числа жалоб со стороны пользователей этой услуги после передачи ее в рынок.
Made in USA
Что касается общих подходов, которые министерство национальной экономики намерено использовать при разработке упомянутого алгоритма передачи функций в конкурентную среду, то они, по словам Марата Кусаинова, во многом совпадают с аналогичными методами, действующими в США. "Согласно Закону США об инвентаризации функций федеральных органов власти, ежегодно определяются функции, которые не являются по своей природе однозначно государственными и могут быть реализованы частными компаниями. Данная работа проводится на постоянной основе", - заметил вице-министр. Такую же работу в ежегодном режиме собираются проводить и в Казахстане: каждый год госорганы республики будут проводить инвентаризацию своих функций на предмет возможности их передачи в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. "В текущем году указанная работа будет проведена до конца мая", - уточнил Марат Кусаинов.
Следующим шагом упомянутого алгоритма станет проведение анализа готовности рынка к способности реализовать предлагаемые ему госфункции. И здесь, по утверждению представителя министерства национальной экономики, основная роль по взаимодействию с конкурентной средой и неправительственным сектором предоставляется Национальной палате предпринимателей Казахстана "Атамекен" и Гражданскому альянсу Казахстана. Затем на основе проведенных инвентаризации и анализа готовности рынка Комиссией для выработки предложений по вопросам передачи функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям будут представлены рекомендации правительству для принятия итогового решения. В этом году, по словам Марата Кусаинова, завершение этой части работы запланировано на сентябрь.
"Четвертый шаг: с учетом одобренных правительством предложений госорганы приступят к непосредственной передаче функций в рынок через законодательную работу", - подытожил перечисление этапов будущего алгоритма вице-министр. По его словам, инвентаризация функций госорганов будет заключаться в поэтапной их классификации: на первом этапе будет проведен анализ стратегических, регулятивных, реализационных и контрольных функций государственных органов, что позволит определить среди них возможные для передачи. "При этом стратегические функции, являющиеся основополагающими в деятельности каждого государственного органа, к передаче рассматриваться не будут", - оговорился Марат Кусаинов. Функции госорганов также будут разделены по продолжительности осуществления на постоянные и временные. "Временные функции госорганов, прекращающих свое действие с решением определенных задач, также предлагается не рассматривать к передаче", - пояснил представитель министерства.
После этого ежегодного просеивания функций методом исключения в сите и должны оставаться несвойственные функции госорганов. При изучении готовности конкурентной среды, где роль первых скрипок будут играть Национальная палата предпринимателей Казахстана "Атамекен" и Гражданский альянс Казахстана, будет определяться и способ передачи тех или иных функций в рынок: аутсорсинг, госзаказ или же осуществление их за счет средств услугополучателей, а также саморегулирование. "Отмечаю, что передача функций госорганов будет напрямую зависеть от готовности рынка к такой передаче, - заявил г-н Кусаинов. - При передаче будут учитываться следующие риски: во-первых, это, неготовность конкурентной среды. Например, конкурентная среда не имеет возможности реализовывать функцию, так как стоимость ее реализации бизнесу не выгодна, либо отсутствует конъюнктура для реализации".
Как будут минимизировать риски
Еще одним риском, по его словам, является неэффективная передача функций в конкурентную среду, что приведет к снижению качества ее исполнения. "Для минимизации рисков предлагаются следующие подходы, которые будут закреплены в базовом законопроекте: при неготовности конкурентной среды функция будет передаваться поэтапно, по мере готовности конкурентной среды, частично выполняясь государственным органом. До развития конкурентной среды функция будет сохранена за госорганом", - сказал заместитель министра. Примером такой поэтапной передачи может служить проведение отдельных видов экспертизы: так, до 1 января 2016 года в конкурентной среде находилось всего 20% экспертизы проектов, с начала этого года в конкурентную среду дополнительно передано еще 30% видов госэкспертизы, а в дальнейшем ежегодно в конкурентную среду будут передаваться еще по 10% видов экспертизы проектов.
В итоге к 2020 году частные аккредитованные организации будут проводить экспертизу до 90% от общего числа проектов, в ведении же государственной экспертизы останутся лишь 10% технологически сложных проектов. При такой поэтапной передаче на соответствующем рынке попутно создается инфраструктура для осуществления этой функции: так, на рынке экспертизы в настоящее время действует 46 аккредитованных негосударственных экспертных организаций, создана палата экспертных организаций при Национальной палате предпринимателей, в состав которой вошли 40 экспертных организаций. Создан единый портал для проведения комплексной вневедомственной экспертизы по принципу "одного окна" приемки проектов строительства – в результате сегодня, аккредитованными организациями рассматриваются 500 проектов.
Также к инструментам минимизации возможных рисков относится упомянутые в начале статьи система мониторинга за исполнением функций в рынке и возможность их обратного отзыва государством из конкурентной среды.
Работы – непочатый край
"Для проведения инвентаризации функций госорганов и последующего анализа готовности рынка утвержден состав экспертной группы при Комиссии, - добавил Марат Кусаинов. - На сегодня, в центральных государственных и местных исполнительных органах созданы рабочие группы, уже проводится соответствующая работа с учетом принятых подходов. В текущем году, как уже говорилось, работа по инвентаризации будет завершена в конце мая. Затем в июне будет опубликован предварительный перечень функций для передачи в конкурентную среду. В июле-августе Национальная палата предпринимателей и Гражданский альянс Казахстана подготовят анализ готовности рынка, и в сентябре Правительству будет представлен базовый перечень функций предлагаемых к передаче".
Отметим, что с 2000-го по 2014 годы в Казахстане в конкурентную среду полностью, а не поэтапно, было передано всего четыре функции государственных органов. Это функции по сертификации товаров и услуг (ранее входило в компетенцию министерства по инвестициям и развитию), по организации технического осмотра (ранее входило в компетенцию МВД). Еще две функции министерства по инвестициям и развитию в 2014 году были переданы в Национальную палату предпринимателей "Атамекен": речь идет об организации и проведении конкурсов "Алтын Сапа" и "Лучший товар Казахстана".
Таким образом, простор для ежегодного анализа и ежегодной же передачи новых функций госорганов в конкурентную среду имеется достаточно обширный. Как отмечают в министерстве национальной экономики, согласно данным проведенного анализа в 2015 году за центральными исполнительными органами закреплено 4 тысячи 418 функций, в том числе стратегических - 172 функции, регулятивных - 1663, реализационных - 2 127, контрольных – 45. За местными исполнительными органами закреплено порядка 757 функций, в том числе стратегических – 40, регулятивных – 95, реализационных – 558, контрольных – 64.
Игорь Воротной