Поддержка отечественного производства упирается в нежелание руководства предприятий госфонда "Самрук-Казына" отказываться от поставок импортных товаров. Такое мнение высказал Сергей Агафонов, председатель Казахстанской ассоциации энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования (КАЗЭПИ), на пресс-конференции в Астане, передает inbusiness.kz.
В 2025 году объем госзакупа превысил 600 млрд тенге. Еще около 3,5 трлн тенге составили закупки со стороны квазигоссектора. Итого общий рынок всего госсектора – более 4 трлн тенге. Куда пойдут эти деньги?
Для государства интересно, чтобы эти деньги остались в Казахстане. Это позволит не только запустить новое производство внутри страны, но и дать работу сотням тысячам казахстанцев, которые смогут получить работу на этих производствах, что снизит нагрузку на социальный сектор в бюджете страны.
За счет мультипликативного эффекта минимум четверть этих денег вернется в бюджет в виде налогов. Вроде бы выгодное со всех сторон дело. Но на самом деле ситуация смотрится очень печально.
Сегодня в Казахстане больше двух тысяч предприятий имеют индустриальный сертификат как отечественный товаропроизводитель (ОТП). По данным министерства промышленности и строительства, в реестре казахстанских товаропроизводителей уже 5 тысяч предприятий. Это означает, что они имеют массу преимуществ перед зарубежными компаниями. Например, при госзакупках.
Так, в рамках закупок для предприятий фонда "Самрук-Казына" отечественные товаропроизводители пользуются сразу полутора десятком мер поддержки. Это первоочерёдный закуп товаров у ОТП, обязательство подрядных организаций приобретать товары у ОТП при выполнении работ и услуг, освобождение ОТП от всех видов обеспечений. Это открывает массу возможностей для предприимчивых людей.
Больше других мерам господдержки казахстанского производства сопротивляются предприятия квазигоссектора, в частности, холдинга "Самрук-Казына".
"Мы с этим сталкиваемся во время конкурсов, которые проводят наши квазигоскомпании. Госкомпании во главе с "Самрук-Казына" сопротивляются победе ОТП в конкурсе. У нас много таких кейсов. Последний такой случай – мы сообщили о нём председателю фонда "Самрук-Казына". Уполномоченные сотрудники, которые должны заниматься разбором таких сложных и проблемных случаев, уклонились от диалога на площадке НПП "Атамекен". Они просто проигнорировали приглашение палаты предпринимателей. И таких случает всё больше", – сказал глава КАЗЭПИ Сергей Агафонов.
Масштаб таких махинаций очень большой, уверены представители ОТП.
Каждый член ассоциации знает как минимум 2-3 предприятия, которые имеют индустриальный сертификат, маркируются как отечественный производитель, но такими не являются, отметил Агафонов. По его утверждению, "больше половины госзаказа в Казахстане забирают предприятия, притворяющиеся казахстанскими".
"На прошлой неделе вышла статистика по промышленному производству в Казахстане. Рост составил 25-27%. Это результат мер поддержки, которые реализуются в стране, они дают свои плоды. И мы, настоящие ОТП, начинаем мешать чьим-то устоявшимся цепочкам купли-продажи", – сказал он.
"Это не проблема отдельных предприятий, а системная проблема государства. Лжепроизводитель не даёт рабочих мест, не платит все налоги. При этом получает от государства все привилегии, преференции. Мы не против конкуренции. Но мы против предприятий, которые не вкладывают в казахстанскую экономику ничего, получают доход", – говорит Татьяна Рыбалко, коммерческий директор Казахстанского изоляторного завода.
Глава КАЗЭПИ Сергей Агафонов добавил, что фальшивые ОТП чаще всего действуют в самых трудоёмких и капиталоёмких отраслях. Прежде всего, это обрабатывающая промышленность. Очень высокий уровень лже-производства в машиностроении, особенно в связанном с энергетикой. Лже-ОТП не выстраивают производственные цепочки. Это позволяет им получать более высокую норму прибыли по сравнению с казахстанскими конкурентами.
"Я хочу обратить ваше внимание на случай возбуждения уголовного дела против топ-менеджера компании OrdaMed. Это тот случай, когда уполномоченный орган квалифицировал дело как мошенничество. Очень хотелось бы, чтобы этот случай стал прецедентом для начала системной борьбы с лже-производителями", – сказал глава ассоциации.
26 января КНБ сообщил о задержании сотрудников АО "OrdaMed". По информации комитета, руководство компании, используя поддельные документы о наличии собственного производства в Казахстане, получило преференции по поставке 28 наименований медицинского оборудования в государственные лечебные учреждения. Но готовое оборудование поставлялось из-за рубежа. В результате государству нанесен ущерб на сумму 4,5 млрд тенге. С 28 января 44-летнего председателя правления АО "OrdaMed" Еркина Длимбетова объявили в розыск.
Читайте по теме:
Минздрав высказался по скандалу с медоборудованием на 4,5 млрд тенге