Индира Кусаинова узнала также мнение специалистов о сейсмической активности и тенденциях, происходящих в алматинской агломерации.
Статистика говорит, что каждые 120-130 лет на территории города происходили крупные землетрясения мощностью 8-9 баллов. Последние катаклизмы такого масштаба фиксировались в 1887 и 1911 годах, что актуализирует вопрос. Особую озабоченность вызывает строительный бум, который привел к активной застройке предгорий города и линий тектонического разлома. Насколько готовы наши власти к таким природным катаклизмам и какую работу ведут сегодня специалисты в этой сфере, рассказала inbusiness.kz Елизавета Есенжигитова, заведующая лабораторией флюидного режима земной коры Института сейсмологии РК.
– В последнее время вблизи Алматы происходили землетрясения. Расскажите, с чем это связано?
– Регион Северного Тянь-Шаня, куда входит территория Алматинской области, включая крупнейший мегаполис Казахстана – город Алматы, является одним из наиболее сейсмоопасных во всей Центральной Азии. Достаточно отметить, что за прошедшие сто с небольшим лет, в период предшествовавшей активизации сейсмических процессов в мире с 1880 по 1915 год, здесь произошло около десятка разрушительных землетрясений. Два из них (Чиликское 1889 года и Кеминское 1911 года) имели магнитуду более 8 баллов и вошли в ранг мировых сейсмических катастроф.
В настоящее время ежегодно в радиусе 100 км от Алматы происходит до 200 землетрясений. По данным Института сейсмологии, за 2018-2022 годы в Алматы произошло более 2000 землетрясений. Судя по характеру их площадного распределения, основная сейсмическая деятельность развивается на юге и юго-востоке города. Большое число слабых землетрясений в течение длительного времени относит этот район к сейсмически опасным зонам.
Согласно карте общего сейсмического районирования Казахстана, границы с Китаем и Кыргызстаном считаются наиболее сейсмоопасными регионами. Последние события, произошедшие за период 20-22 ноября на расстоянии 263-270 км от Алматы на северо-восток, считаются фоновыми, так как район сейсмичный. Эти события имеют одинаковую силу К=11.4, произошли недалеко друг от друга, но имеют разные механизмы. Первое событие ощущалось в городе Талдыкоргане и Капал-Арасане, а второе не ощущалось нигде.
– Алматы находится в 9-10-балльной сейсмозоне, что создает потенциально существенные риски. Насколько высока вероятность, что может произойти катастрофически разрушительное землетрясение? К каким последствиям это может привести?
– 40% территории Республики Казахстан находится в сейсмоактивной зоне, и около 30% территории страны подвержены землетрясениям техногенного характера. На вышеуказанных территориях проживает более 10 млн человек, расположено свыше 400 населенных пунктов, сосредоточено 40% промышленного потенциала и до 50% объектов экономики. Более 1200 дамб, более 900 моренных озер, более 45 000 км дорог, более 8000 км нефте- и газопроводов.
На территории Казахстана всегда происходили землетрясения и в дальнейшем будут происходить. Дело в том, что в недрах земли происходят геологические процессы и во время этих процессов в земной коре накапливается энергия. Земля освобождает себя от этих энергий, и в местах их выхода на поверхность и происходят события (толчки). Если взять общее количество событий по Казахстану, то в год мы регистрируем их больше 10 тысяч.
Научные исследования показывают, что, когда эти толчки происходят, земля разряжается, накопленная энергия потихоньку выходит. Если бы не было толчков, то произошли бы большие землетрясения и привели бы к разрушительным последствиям. Поэтому мы считаем, что чем больше происходит таких событий, тем лучше для земной коры.
В Институте сейсмологии занимаются научно-исследовательскими работами, и одно из направлений – это прогноз. Существует три вида прогноза – долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Согласно долгосрочному прогнозу, мы готовим карты различной детальности. И на этих картах отмечены наиболее сейсмоопасные места. Согласно этой карте, город Алматы находится в 8-9-балльной зоне.
– Последние разрушительные землетрясения в Алматинской области датируются 1887 и 1911 годами. С тех пор прошло более ста лет... Грядет ли, по вашим подсчетам, подобная катастрофа в наши дни?
– После серии сильнейших землетрясений (1887-1911) до 1990 года вблизи Алматы произошли 14 землетрясений с магнитудой более 5,0. После Байсорунского землетрясения 12 ноября 1990 года на территории Алматинского региона землетрясения с магнитудами М>5,0 не происходили. С 1991 года в пределах Алматинской зоны наступило очередное относительное затишье по сильным землетрясением. Однако жители Алматы довольно часто ощущают слабые сотрясения от транзитных землетрясений, эпицентры которых располагаются даже далеко за пределами Казахстана.
Изучение последствий трех сильнейших землетрясений (Верненское 1887 года, М=7,3; Чиликское 1889 года, М=8,3; Кеминское 1911 года, М=8,2) в городе Верном (ныне Алматы) показало, что происходят активные геологические процессы. Изучая последствия этих землетрясений, мы пришли к выводу, что цикличность существует и каждые 120-130 лет есть вероятность повторения этих событий. Но мы все время следим за тектонической активностью в земной коре, это очень медленный процесс – промежутки между событиями такого масштаба могут достигать столетий или даже тысячелетий. Вероятность землетрясения существует, но точное время предсказать очень сложно.
– Что дают в таком случае составляемые вами кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы?
– По первому, долгосрочному прогнозу мы определяем сейсмоопасные зоны, где есть вероятность землетрясения. В январе каждого года Институт сейсмологии для директивных органов (МЧС, ДЧС) составляет среднесрочный прогноз на год. Согласно заключению на 2022 год (до конца года осталось немного), сильных событий выше магнитуды 5,5 у нас не ожидается. Ежедневных толчков (событий) на территории Казахстана тысячи, поэтому мы на все эти события прогнозы не даем, только на сильные разрушительные землетрясения.
– То есть в ближайшие несколько лет алматинцам можно спать спокойно?
– Да, по нашим прогнозам, до конца этого года, согласно среднесрочному прогнозу, землетрясений магнитудой 5,5 и выше не ожидается. Следующий прогноз, на 2023 год, у нас будет в январе. В середине года мы по материалам шести месяцев будем делать корректировку. Тогда может появиться дополнительная информация. До настоящего времени прогнозы, особенно среднесрочный прогноз, сбываются. Небольшие "возможные" события, которые мы отмечали на карте, происходят. Это фоновый режим, так должно быть и будет, а разрушительного землетрясения за время существования Института сейсмологии не было.
– Допустим, произошла такая катастрофа. Есть ли у государства антикризисный план на этот случай? К примеру, взять недавний случай в Экибастузе – там власти не были готовы к аварии...
– Да, у нас в уполномоченных органах (МЧС, ДЧС) существует план реагирования и ликвидации сильных землетрясений. По плану в этом мероприятии участвуют местные силы – это департаменты чрезвычайных ситуаций и близкорасположенные военные части, силы министерства обороны. Существуют план и маршруты эвакуации, определяются места пребывания помощи, особенно состава железнодорожных поездов. Ежегодно по Казахстану проводятся командно-штабные учения ("Жер" и "Скальный город") совместно с ближними зарубежными странами. В специально отведенных местах происходят учения по ликвидации и реагированию.
– Проводит ли какие-то мероприятия по подготовке к землетрясениям Институт сейсмологии? Имеет ли он рычаги влияния на местные власти по недопущению, например, бездумной застройки во избежание ЧС?
– Институт сейсмологии занимается фундаментальными и прикладными научно-исследовательскими задачами по решению проблем в области прогноза землетрясений, оценки сейсмической опасности и сейсмического риска и обеспечения сейсмической безопасности населенных пунктов и стратегических объектов на территории Республики Казахстан. Также наши специалисты читают лекции, готовят брошюры и буклеты, принимают участие в ежегодных командно-штабных учениях. Стараемся быть готовыми в случае землетрясения.
Результатом наших работ являются карты различной детальности. Они являются нормативными документами, на основе которых составляются строительные нормы и правила. Наиболее сейсмоопасные регионы Казахстана – Алматы, Алматинская область, Восточный Казахстан, а также Жамбылская и Туркестанская области.
Мы провели детальное сейсмическое районирование Алматинской области, ВКО и в настоящее время делаем ДСР Жамбылской области. Завершена работа по сейсмомикрорайонированию Алматы и Усть-Каменогорска. В 2024 году планируем работу по сейсмомикрорайонированию Шымкента. И все строительные работы должны проводиться с учетом всех строительных правил, составленных на основе этих карт.
– Общественники говорят о том, что застроены все тектонические разломы и предгорья, то есть максимально сейсмоопасные зоны. У многих это вызывает обеспокоенность…
– Разломы являются разрывами сплошности геологической среды, по которой происходит или происходило в прошлом перемещение блоков. Разломы простираются от сотен метров до сотен и более километров, а в глубину – до десятков километров.
По фондовым и литературным источникам нами уточнены более 20 разломов и блоков земной коры по Алматинскому району. Они имеют глубину проникновения, протяженность, мощность зоны разлома, преобладающее простирание, вероятное падение, характер подвижек, и все они имеют названия. Есть активные разломы, есть и древние (неактивные). При строительстве должны учитываться эти характеристики, и застройщики должны понимать, что Алматы находится в 8-9-балльной зоне.
– То есть вы считаете нормальным, что тектонические разломы и предгорья застроены?
– Мы считаем это ненормальным и не рекомендуем. Мы будем продолжать изучать эти разломы.
– А сколько тектонических разломов есть в Алматы? Может ли бездумная застройка служить причиной их появления и, как следствие, землетрясений?
– Существует карта разломов. Согласно этой карте в настоящее время уточнены более 20 разломов по Алматы и вблизи города. Бездумные застройки не могут быть причиной землетрясения. Мировой опыт ликвидации последствий разрушительных землетрясений показывает, что более 50% ущерба от землетрясений связаны не с самим землетрясением, а с его вторичными явлениями.
Часто землетрясение вызывает активизацию других природных явлений. Жителям Алматы известны катастрофические явления, вызванные землетрясениями на северном склоне Заилийского Алатау. Сейсмические обвалы и селевые потоки здесь сопровождались образованием естественных плотин, завалов. Прорыв водоема сопровождался селевыми потоками в бассейне реки Большая Алматинка.
Люди больше страдают от паники и боязни разрушений, чем от самого землетрясения. Вот в этом все и заключается. Да, есть специальные планы эвакуации, маршруты, но надо соблюдать культуру и навыки безопасного поведения, а именно – надо знать, что делать.
Например, в случае землетрясения до следующего толчка у нас есть несколько секунд, которые можно использовать. Но этого времени достаточно только для того, чтобы отключить электроэнергию, газопроводы, лифты и метро, спуститься со второго этажа, а начиная с третьего этажа уже искать безопасные места (проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные внутренними капитальными стенами, места у внутренних капитальных стен, а также у колонн и под балками каркаса).
– Назовите места, где можно спрятаться, если вдруг произойдет землетрясение?
– Сейчас город очень плотно застраивается, и собираться возле зданий уже небезопасно. Лучшим местом при землетрясении считается открытая площадка, например стадион или футбольное поле. В настоящее время каждый жилой комплекс либо организация самостоятельно определяют место сбора при ЧС. Но все равно сотрудники ДЧС в случае чего могут помочь определить площадку для сбора горожан.
Безопасным местом сбора должна быть открытая местность на удаленном расстоянии от линии электропередачи, столбов, деревьев и зданий. Во время подземных толчков не следует приближаться к строениям во избежание падения обломков. А в подъездах жилых домов нужно установить информационные стенды с пошаговой инструкцией.