Но при этом оговариваются, что дефицита не будет, если не возникнет проблем с вагонами. Так, "Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства" акимата Астаны совместно с Министерством энергетики и КТЖ проработали вопрос по ранней поставке угля для коммунально-бытовых нужд. Структурным подразделениям даны поручения по передвижению денежных средств на покупку угля на второй-третий квартал.
На запрос abctv.kz в акимате сообщили, что проведены совещания с участием представителей министерства национальной экономики, министерства энергетики и министерства по инвестициям и развитию, угледобывающих компаний по своевременной поставке угля для регионов Казахстана.
В настоящее время Управлением начата работа по проработке вопроса о заключении меморандумов с реализаторами угля. В столице на отопительный сезон необходимо порядка 500 тысяч тонн угля. На сегодняшний день запас топлива на ТЭЦ и котельных соответствует 20-ти суточному запасу, сообщили в столичном акимате.
Уголь в северном направлении
По данным и.о. руководителя "Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства" акимата Северо-Казахстанской области Андрея Калиничева, ажиотажа с углем в области не наблюдается. Ежедневно на тупики отгружают бытовой и бюджетный уголь.
"В среднем пришло 35% от необходимого объема угля на отопительный сезон, на всех тупиках области есть уголь. Проведено два совещания с КТЖ, не видим никаких рисков повторения прошлогодней ситуации", – считает представитель акимата.
"Для вывода продажи угля из "серой" зоны мы подали предложение от области, чтобы продажи угля были аналогичны с реализацией газа, когда аккредитованные сертифицированные компании имеют право заниматься розничной продажей. В угольной отрасли такими предприятиями являются владельцы ЖД-тупиков, где можно складировать и разгружать уголь", – рассказал Калиничев.
Как отмечают в акимате, потребители уже могут покупать уголь на тупиках, в среднем ежедневно реализуется порядка 200-250 тонн. В целом, для обеспечения области углем в отопительный сезон необходимо 250 тысяч тонн.
По словам Калиничева, акимат провел совещание со всеми владельцами ЖД-тупиков в области, рекомендовал привести в порядок путевое хозяйство, погрузчики, а также сертифицировать весы. Ежедневно в область приходит порядка 9 тысяч тонн топлива, включая уголь для ТЭЦ. Идет работа по накоплению угля для населения, бюджетных организаций, ТЭЦ-2.
"В СКО отопительный сезон начинается самый первый в стране, поэтому в июле-августе пройдет основная работа по обеспечению угля", – резюмировал Андрей Калиничев.
Четкая цена шубаркольского угля
В "Шубарколь комир" подтверждают, что были проведены совещания со всеми акиматами и отработан план отгрузки с переносом поставок с октября-ноября на июнь-июль. На совместных совещаниях КТЖ, АО "Шубарколь комир" и акиматов областей было принято решение, что акиматы проработают вопрос с заявителями угля в своих областях с целью увеличения заявок на уголь в летний период. КТЖ и АО "Шубарколь комир" в свою очередь обеспечат увеличенную (раннюю) отгрузку и перевозку в летний период, согласно данным заявкам, сообщила пресс-служба "Шубарколь комир".
В данный момент вся техника готова осуществлять запланированную работу. С января по май 2018 года добыто более 4,5 млн. тонн угля. По данным АО "Шубарколь комир" в приоритете удовлетворение потребностей населения. На экспорт реализуется уголь, не пользующийся спросом на внутреннем рынке. Планируемый объем отгрузки угля для коммунально-бытовых нужд – более 3,7 млн тонн, что ориентировочно превышает показатели прошлого года на 10%, сообщили в компании.
Так, в частности "Шубарколь комир" поставляет уголь для ТЭЦ Бишкека. На запрос abctv.kz ОАО "Электрические станции" сообщили, что для прохождения осенне-зимнего периода 2018-2019 года объявлен конкурс на закупку на ТЭЦ Бишкек импортного угля в объеме 400 тысяч тонн. Конкурс состоялся 2 июля. В целом, объем планируемых закупок угля на ТЭЦ Бишкек составляет 1 млн тонн, из которых киргизского угля – 600 тысяч тонн.
В отношения АО "Шубарколь Комир" звучали нарекания со стороны компаний, занимающихся оптовой продажей угля по всему Казахстану, что для многих поставщиков проблематично, что они не могут работать с недпропользователем напрямую, так как он работает только с тремя-четырьмя дилерами.
В АО "Шубарколь комир" подчеркнули, что отгружают уголь для коммунально-бытовых нужд предприятиям, победившим в результате биржевых торгов, по итогам которых заключены контракты на поставку продукции. Также сообщили, что перебоев с поставкой угля контрагентам не было и нет.
В дефиците угля отопительного сезона прошлого года угледобывающие компании ссылались на национального перевозчика, не предоставившего вагоны. В 2017 году ТОО "Транском" (входит в Евразийскую Группу и является экспедитором и оператором вагонного парка для перевозок шубаркольского угля по Казахстану) приобрело 2600 полувагонов. В компании сообщили, что большая часть вновь приобретенного парка вагонов уже используется во внутриреспубликанских перевозках. Между тем, АО "КТЖ – Грузовые перевозки" отмечает, что проблем с нехваткой вагонов не было, и в этом году также не предвидится дефицита подвижного состава.
В данный период реализация угля для коммунально-бытовых нужд производится и даже в количестве, превышающем аналогичный период прошлого года. В тоже время, мероприятий по открытию розничных точек реализации угля АО "Шубарколь комир" в настоящее время не планирует, отметили в пресс-службе.
Отметим, уголь шубаркольского месторождения может храниться шесть месяцев и не терять энергетическую ценность. Средняя договорная цена на уголь с разреза в 2018 году, сформированная по итогам биржевых торгов, составляет 4851 тенге, без учета НДС и транспортных расходов. В течение всего срока действия договора повышение цены не планируется.
В редакции посчитали, если учитывать НДС и транспортные расходы, то примерная стоимость одной тонны угля в Карагандинской области и близлежащих регионах должна составлять около семи-восьми тысяч тенге. Однако, можно предположить, что население, которое производит закуп угля только с наступлением холодов, само провоцирует ажиотаж и спекулятивное поднятие цен. В этой связи, акиматы и угледобывающие компании напоминают, что в настоящее время уголь на тупиках есть и можно и нужно произвести заблаговременную покупку топлива.
Без вины виноватые
Другая угледобывающая компания – АО "Каражыра" в 2018 году планирует довести объем добычи до 8,5 млн тонн, в том числе 3,5 млн тонн коммунально-бытового угля. В 2017 году компания в целом добыла 7 млн тонн, из которых 6 млн тонн реализовано на внутреннем рынке, 1 млн тонн поставлено на экспорт. В этом году стоит план реализовать внутри страны 6,8 млн тонн, объем экспорта увеличить до 1,6 млн тонн. За январь-июнь текущего года добыто на 650 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На сегодняшний день акиматами районов проведены тендера и начинается закуп угля для бюджетных организаций и социального сектора, при этом закуп для муниципальных ТЭЦ в ВКО еще не начат. В Алматинской области Текелинская и Талдыкурганская ТЭЦ ведут отгрузку в полном объеме, происходит отгрузка для частных ТЭЦ: Риддерской, Усть-Каменогорской, Согринской. В Минэнерго создан штаб, региональным службам рекомендовано перенести бюджетные поставки на более ранние периоды, тендеры для школ, больниц и социальных объектов в областях в этом году проводились уже в мае. Например, пограничная служба КНБ, Министерство обороны провели конкурсы в марте и отгрузка в их адрес начата заранее, сообщили в АО "Каражыра".
"Мы видим резкое увеличение количества заявок от городов. Так, Семей, Аягоз, Шемонаиха, Усть-Каменогорск заявляют в 2-2,5 раза больше угля в непиковые месяцы – в июне-июле. В июне отгрузили рекордные 400 тыс тонн, на июль заказано более 700 тысяч тонн, что в 1,5-2 раза выше заказов за аналогичный период в прошлые годы", – сообщил Асет Сыдыков.
Рядом с разрезом находится оптовый склад, откуда осуществляется отгрузка угля для автомобилей и розничных покупателей, цена за тонну бытового угля составляет 6200 тенге. Тонна угля "Стандарт" для энергетических предприятий стоит 3500 тенге, промышленный уголь – от 4500 тенге. Минимальное количество вагонов в сутки с августа по декабрь составляет 400 вагонов. До трех тысяч тонн отпускается самовывозом.
Отметим, цена на уголь для теплоисточников и биржевых покупателей устанавливается один раз в год – 1 января. По данным компании, повышение цены за последние 13 лет ни разу не превысило коридор официальной инфляции. При этом, отмечает коммерческий директор АО "Каражыра", национальный железнодорожный перевозчик КТЖ за прошлый год повышал цены четыре раза на разные услуги, очередное повышение цены произошло с 1 июля этого года.
29 июня 2018 года Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства нацэкономики опубликовал информацию о привлечении АО "Каражыра" к ответственности за координацию экономической деятельности оптовых поставщиков угля.
"В ходе расследования в действиях АО "Каражыра" установлены факты координации деятельности оптовых посреднических компаний, что в последствии привело к установлению и поддержанию цен на уголь, искажению итогов торгов, а также разделу товарного рынка по объему покупки угля и составу покупателей", – говорится на сайте КРЕМиЗК.
В компании не согласны с такой формулировкой.
"На сегодняшний день в ВКО один угольный разрез, цены в розницу за прошедший отопительный сезон в Усть-Каменогорске и Аягозе составляли 8100 тенге, в Семее – 7200 тенге. В Павлодарской области находится большое количество разрезов, только коммунально-бытовой уголь добывается на семи разрезах, цена за тонну была от 11 до 14 тысяч тенге. В Карагандинской области больше 20 лицензированных угледобытчиков, цена превышает 10 тысяч за тонну. У нас самая низкая цена за тонну угля. При этом, нам вменяют координацию на совещаниях, при заключении договоров, когда мы говорим, чтобы перекупщики спекулятивно не повышали цены. Я считаю, КРЕМиЗК пытается наказать нас за хорошую работу", – резюмировал Асет Сыдыков.
Майра Медеубаева