Готовы ли казахстанские молочники к цифровой маркировке экспортируемой продукции?

5845

Уже летом возить молоко в Россию придется по новым правилам.

Готовы ли казахстанские молочники к цифровой маркировке экспортируемой продукции?

Товар, не имеющий цифровых меток, будет признаваться контрафактным, передает inbusiness.kz.

На пороге перемен

Для Казахстана российский рынок молока очень важен – только за 2020 год туда ушло почти 80% от всего молочного экспорта. Однако теперь возить молочку в РФ станет не так просто для всех стран Евразийского экономического союза. Соседи требуют наличие цифровой метки. Так, немаркированным сырам отведено время пересечения границы до 1 июня текущего года, молочной продукции со сроком годности более 40 дней – до 1 сентября, а менее 40 – до 1 декабря 2021.

Цифровая маркировка будет содержать в себе информацию о производителе, сроках годности продукции, обеспечит защиту от подделок. Начинание кажется правильным, ведь казахстанские производители, например, муки, часто сталкиваются с тем, что их названия, бренды за рубежом, в частности в Узбекистане, используются недобросовестными конкурентами.

Сложно сказать, как часто подделывают казахстанскую молочку, ведь большинство отечественных производителей на слуху. Тем не менее, по информации Центра развития цифровой экономики, на теневой оборот молочной продукции приходится 13% рынка.

"Пилот" провалился?

Однако готовы ли сами молокопереработчики к новому формату работы? Оказывается, к переменам они относятся весьма настороженно, отказываясь даже обсуждать это. Несмотря на неминуемое приближение сроков, говорят, что сам проект очень сырой и предприятиям нужно больше времени для того, чтобы привести свои товары в соответствие.

И это удивительно, поскольку пилотный проект по маркировке и прослеживаемости в Казахстане уже действует. Однако, по сообщениям наших инсайдеров, предприятия, изъявившие желание участвовать в "пилоте", до сих пор не получили необходимое оборудование для начала данной работы. Лишь в одной компании проект был реализован, но и то частично.

Эту информацию нам подтвердили и в Молочном союзе Казахстана. Исполнительный директор организации Владимир Кожевников по телефону рассказал inbusiness.kz, что сегодня сложно даже обозначить возможные сроки для того, чтобы производители провели работу по нанесению кодов на продукцию. Пилотный проект же, по сути, провалился. В целом инициатива по внедрению цифровых маркировок несет молочному бизнесу только проблемы, считает спикер. Печальным последствием этого нововведения станет повышение цен на молоко для потребителей. При этом, уверен представитель союза, реальных оснований, для того чтобы загонять производителей под необходимость маркировать продукцию, нет – при экспорте товар и без того сопровождает вся необходимая документация, а контрафакт в отрасли практически отсутствует.

Накаляет ситуацию и то, что в настоящее время у многих компаний отсутствует информация по стоимости необходимого оборудования для изготовления цифровых меток, о затратах на сам процесс нанесения, а также по дальнейшему механизму поставки молочной продукции на рынок РФ, когда нововведения с маркировками начнут действовать. Так что экспортные перспективы 2021 года по молочке на данный момент кажутся очень туманными.

Павел Притолюк


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться