Гульнара Мусатаева: лучшее достижение за 30 лет – это успех клиентов

5743

Нынешний год для Нурбанка юбилейный: ему исполняется 30 лет. Это серьезный повод подвести итоги. О построении взаимоотношений с клиентами, приоритетных направлениях развития, социальной ответственности и планах на будущее состоялось наше интервью с Председателем Правления АО "Нурбанк" Мусатаевой Гульнарой, передает inbusiness.kz

Гульнара Мусатаева: лучшее достижение за 30 лет – это успех клиентов

– Гульнара Абаевна, у "Нурбанка" репутация одного из самых стабильных и устойчивых банков в Казахстане. Как вам удается сохранять и укреплять позиции?

– Главным капиталом я считаю клиентов и сформированную крепкую команду сотрудников. В работе у нас всегда акцентировалось внимание на взаимоотношениях в долгосрочной перспективе.

Клиентам банк предоставляет гибкий, можно сказать семейный сервис, поэтому многие из них с нами уже более 20 лет. Что банк дает клиентам? Во-первых, комфортные условия. Мы ведем диалог, предлагая взаимовыгодные условия сотрудничества и изыскивая оптимальные пути для удобства обслуживания займа и дальнейшего развития бизнеса.

Во-вторых, персональное обслуживание – в этом фишка Нурбанка. Даже при стремительном развитии онлайн-услуг многие клиенты предпочитают личное общение с менеджером в офисе.

Если клиенты испытывают трудности в выплате кредита, то стремимся договориться о его реструктуризации, выстраиваем  индивидуальные графики платежей и отрабатываем возможности по поддержанию их бизнеса. Банк не спешит реализовывать залоговое имущество и старается помочь подняться на ноги. Чем стабильнее и устойчивее наши заемщики, тем  крепче экономика страны в целом.

‒ В каком направлении вы развиваетесь?

В рамках стратегии банка до 2025 года мы остаемся универсальным классическим банком. Наш традиционный, в некотором роде консервативный подход в работе с клиентами дает положительный эффект в части долгосрочных взаимоотношений. Мы очень серьезно подходим к выбору наших заемщиков. Вместе с тем динамично развиваем digital-каналы и улучшаем продуктовую линейку как для розничных, так и для корпоративных клиентов. В наших планах - усиление позиции в розничном блоке и МСБ.

Стратегия развития розничного бизнеса включает в себя комплексную программу:

  • В 2021 г. банк внедрил новую версию интернет-банкинга для физических лиц. Через эту площадку мы планируем выдавать не только онлайн-займы, но и заниматься реализацией товаров через маркетплейс, где можно воспользоваться картой любого банка. Реализован сервис денежных переводов с карты на карту по номеру телефона, в планах – также и за рубеж.
  • Запускаем онлайн-кредитование в мобильном приложении. На первом этапе - беззалоговое кредитование, в последующем - залоговое.
  • Продолжаем работать над развитием карточных продуктов, систем самообслуживания, расширением возможностей по приему безналичных платежей через инновационные устройства. 
  • В ближайших планах - обновление интернет-банкинга для юридических лиц Nurbank24.

Особое внимание банк уделяет сфере образования. Для оплаты обучения молодежи предлагаем 2 продукта:

  • Образовательный кредит для оплаты образования в ВУЗах без залога по гарантии Финансового центра при Министерстве образования и науки РК. Нурбанк участвует в системе гарантирования образовательных кредитов и является единственным банком, предоставляющим их в Казахстане.
  • Образовательный вклад "AQYL", позволяющий копить деньги на обучение с начислением премий одновременно от банка (9% - ГЭСВ) и государства (от 5 до 7 %).

Мы стремимся предлагать лучшие ставки по депозитным продуктам. Один из последних: депозит "Нур Алтын Сберегательный" с высокой ставкой 14,6% (ГЭСВ), которую предлагают лишь единицы банков на рынке.

Не могу не упомянуть про рефинансирование, которое предлагается, чтобы снизить кредитную нагрузку за счет более выгодных условий и получить дополнительную сумму займа. Как известно, население Казахстана закредитовано и эта тенденция усиливается, по статистике Нацбанка РК каждый третий казахстанец имеет 1 и более потребительских кредитов. Люди брали и берут кредит под высокие проценты, особенно в микрокредитных организациях. Поэтому акция по рефинансированию в Нурбанке (ставка вознаграждения банку снижена на 1 %) очень актуальна в нынешних реалиях и пользуется популярностью у клиентов.

-  А как продвигается работа с МСБ и корпоративными клиентами?

- Сектор МСБ является перспективным и важным для банка как в отношении потенциала роста, так и значимости для экономики.

Мы выдаем кредиты из собственных средств, а также по государственным программам поддержки МСБ под ставку вознаграждения от 6%. Наряду с льготными программами кредитования банком успешно используются инструменты субсидирования.

Особым спросом в линейке кредитных продуктов МСБ пользуются "МСБ-Бизнес" с долей в портфеле более 88,2%, "МСБ Недвижимость" - 5,41% и "МСБ Микро" - 4,18%. 

В части корпоративного бизнеса мы планируем расширение клиентской базы, развитие продаж банковских продуктов в регионах, кросс-продаж. Один из приоритетов развития транзакционного бизнеса – увеличение доли условных обязательств в корпоративном кредитном портфеле с упором на валютные торговые инструменты, а именно экспортные международные гарантии, импортные и экспортные аккредитивы, требующие установления и использования межбанковских лимитов по торговому финансированию.

- Какие отрасли реального сектора экономики банк кредитует?

- Кредитуются отрасли, в которых предприятия чувствуют себя уверенно в связи со спросом на их услуги. В разрезе отраслей по выдаче кредитов в 1 квартале 2022 г. доминируют:  оптовая торговля -14,58%, потребительские кредиты - 12,47%, пищевая промышленность - 9,38%.

В структуре ссудного портфеля МСБ превалируют доли кредитов в сфере услуг (42%) промышленности (13 %), операций с недвижимостью (13%), строительства (9%).

Особое внимание Нурбанк уделяет поддержке женского предпринимательства. Его развитие стало одним из самых актуальных трендов в мире. Ответственные и финансово дисциплинированные женщины становятся точкой роста стабильного и надежного МСБ. В портфеле МСБ банка в общем количестве заемщиков на долю женщин-предпринимателей приходится 21,5% и этот показатель растет. Из них 53,59% - из сферы торговли и оказания услуг. Среди регионов, лидирующих по количеству женщин-предпринимателей в МСБ, можно выделить Восточный Казахстан, Кокшетау и Уральск.

Что касается корпоративного бизнеса, то в структуре ссудного портфеля лидируют доли кредитов в сфере услуг воздушного транспорта (28%), профессиональной научной и технической деятельности (13%), растениеводства и животноводства (12%).

Нурбанк также стремится поддерживать развитие "зеленой" экономики и реализует ряд проектов в данном направлении, например по электроснабжению, подаче газа, пара и воздушному кондиционированию, обработке и удалению неопасных отходов и т.д. Не так давно профинансировали масштабный эко-проект по возобновляемой электроэнергии - строительство малой гидроэлектростанции в ЮКО, которая может обеспечить электроэнергией до 4 поселков. И список таких проектов можно продолжать.

Значительный объем кредитов бизнесу направлен на пополнение оборотных средств. Также активно выдаются кредиты на строительство и реконструкцию объектов, приобретение основных фондов. Предоставляя весь спектр финансовых услуг предпринимателям и развивая их проекты, банк стремится  содействовать устойчивому развитию национальной экономики

- Гульнара Абаевна, каким для вас стал 2021 год?

- Несмотря на экономические трудности, банк подошел к своему 30-летию с хорошими результатами. В прошлом году он продолжал активно кредитовать  реальный сектор экономики, при этом нарастив ссудный портфель до 260 млрд тенге, что на 26 млрд тенге или 11,2% больше по сравнению с 2020 годом. Наиболее активное кредитование банк проводил в секторе  крупного корпоративного, среднего, микро- и малого бизнеса. Корпоративное кредитование выросло на 16,4 % и достигло отметки 124,2 млрд тенге. Кредиты, выданные физическим лицам, выросли на 3% по сравнению с 2020 г. 

Чистая прибыль банка в 2021 году составила 2,1 млрд тенге. По итогам года наблюдается рост активов Нурбанка за счет увеличения ссудного портфеля на 12%  и роста депозитного портфеля на 20%. В целом минувший год стал для банка успешным и имеет тенденцию улучшения результата. По итогам 2022 года прогнозируется значительное увеличение чистой прибыли и рентабельности с учетом роста кредитования, улучшения качества активов и трансформации ключевых бизнес-процессов банка. 

В январе 2022 года международное рейтинговое агентство "S&P Global Ratings", подтвердило кредитные рейтинги АО "Нурбанк" на уровне "В-/В", прогноз - "Стабильный".

- Нурбанк имеет репутацию  социально ответственного бренда. Какие проекты в социальной сфере вы считаете приоритетными?

- В течение 30 лет Нурбанк выстраивает социально ориентированный бизнес. Считаем, что благотворительность должна быть адресной, в таком случае видится конкретная цель. Ценность такой формы благотворительности – в личной вовлеченности в решение серьезных проблем, а не формальном предоставлении средств.

Банк оказывает помощь напрямую детям-сиротам, ветеранам, учреждениям для детей с особенностями психофизического развития,  детским медицинских учреждениям, финансируем региональные программы. Такая форма благотворительности сложная, но результаты того стоят.

Одним их наших проектов, отвечающим этой философии, стала социальная программа "Путевка в жизнь". Долгое время мы сотрудничали с детскими домами и убедились, что у воспитанников детских домов почти нет шансов получить высшее образование. Поэтому решили восполнить этот пробел. В проекте помощь направлена на предоставление высшего образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Также им покрываются расходы по проживанию, выплате стипендий, питанию и на повседневные нужды. После завершения обучения ребятам гарантировано трудоустройство. Таким образом дети сопровождаются на протяжении всего образовательного пути. Банк создает им условия для социальной адаптации  и интеграции в общество. Лучшее подтверждение эффективности программы – успех ребят, окончивших университет. Они женятся, работают, строят карьеры и находят свое призвание.

- Какое достижение за 30 лет вы считаете наиболее важным?

- Высшее достижение – это успех клиентов, бизнес которых приносит не только прибыль, но и способствует решению важных проблем общества в социально-значимых сферах, таких как производство, медицинские услуги, образование и т.д. Дело клиентов, которые когда-то рискнули взять кредит и доверили банку решение финансовых вопросов, стало началом большого пути, который мы прошли вместе. У нас много клиентов, которые начинали с нуля, а стали ведущими компаниями в стране и за ее пределами, достигнув невероятных результатов. Такая стабильность в выборе банка-партнера дорогого стоит.

Особое спасибо нашей команде Нурбанка. Самое главное в любом бизнесе - сплоченная команда единомышленников, которая всегда готова к решению поставленных задач. Сегодня наша команда состоит из очень разных людей. Отчасти это мои коллеги, с которыми я работаю уже много лет. Это носители истории и ценностей банка, которые смогли в своем время привлечь постоянных клиентов и сохранить их доверие на протяжении десятилетий. Пришла и новая волна людей с прогрессивными взглядами, которые делятся умениями и навыками в использовании передовых технологий в банковском деле. Такой симбиоз разных поколений и единство в понимании целей вселяют надежду на продолжение положительной динамики в развитии банка.

Лицензия №1.2.15/193 от 3 февраля 2020 года выдана Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка