RU KZ
Хайп на COVID-безопасности: почему выгодно запускать сервисы быстрой доставки продуктов

Хайп на COVID-безопасности: почему выгодно запускать сервисы быстрой доставки продуктов

08:00 08 Август 2020 11588

Хайп на COVID-безопасности: почему выгодно запускать сервисы быстрой доставки продуктов

Автор:

Венера Смаилова

Коронавирус оказал положительное влияние на e-grocery.

Вынужденные лишний раз не покидать свои дома, люди прибегают к услугам курьеров. Конкуренция на рынке доставки растет бешеными темпами…

Недавно число быстрых доставок пополнил казахстанский холдинг Chocofamily с новым проектом «Рядом». Заказать продукты на дом можно с помощью приложения, и за 10-15 минут курьер привезет хлеб, масло, кофе. Привезет абсолютно бесплатно. Более того, человек может заказать только соль и спички, и в течение 15 минут курьер в маске и с хорошим настроением все это ему доставит.

Для потребителя, как заявляют в компании, выгода очевидна. Для компании, как комментируют эксперты, весьма сомнительна.

Кому выгоден коронавирус?

«Пандемия коронавируса ударила по бизнесу и экономике не только Казахстана, но и всего мира. Организации и корпорации пересматривают свои стратегии развития, большинство из них если могут, то переходят в онлайн. Это абсолютно нормальная тенденция. Когда пандемия закончится, уже не будет такой отличной возможности протестировать новый онлайн-сервис», – говорит Диас Кумарбеков, руководитель департамента прикладных исследований AERS.

В условиях пандемийного карантина не только организации пересмотрели свои методы работы, люди тоже изменили свое потребительское поведение. В онлайн перешли все по максимуму. Экспресс-доставка становится все более важным игроком на продовольственном рынке. Почему именно на продовольственном? Потому что пандемия урезала траты на все остальные покупки.

«В период пандемии коронавируса мы стали активно пользоваться службами доставки продуктов. Но текущие сервисы не решали полностью проблемы, ведь приходилось ждать пять-шесть часов, а иногда и несколько дней, чтобы получить продукты. Плюс приходилось либо доплачивать за доставку, либо набирать товаров на условные 10 тыс. тенге, чтобы получить доставку бесплатно. В итоге за хлебом, молоком все равно регулярно приходилось спускаться в магазин у дома, стоять в очередях», – рассказал сооснователь проекта Куаныш Аблаев.

Идея, в общем-то, интересная, хотя и не новая. Магазин начинает работу с 08:00, так что можно заказать свежий хлеб и кофе к завтраку, и в течение 10-15 минут курьер все это доставит. Секрет быстрой доставки в том, что склад находится рядом с домом, вернее сказать, в радиусе одного километра. Пока склад у компании всего один, поэтому экспресс-доставка ограничена квадратом улиц по г. Алматы: Сейфуллина – Абая – Манаса – Габдуллина.

Ближайшие три-четыре месяца компания планирует тестировать процессы на этой первой точке в Алматы. А до конца 2021 года планируется открыть около 30 складов доставки в Алматы и 15 складов в Нур-Султане, до конца 2022 года в планах у компании захватить часть рынка в 15 городах Казахстана.

«Сегодня мы начинаем революцию в ритейле и верим, что через два-три года люди во всех городах Казахстана перестанут ходить в магазины за продуктами. Теперь магазин будет приезжать к пользователю», – говорит СЕО компании Рамиль Мухоряпов.

Суммарный объем инвестиций в проект, по расчетам авторов-основателей, составит $15-20 млн.

В ближайшие один-два месяца сервис позволит видеть дату изготовления товара и срок годности прямо в приложении, а также сможет предсказывать время доставки в зависимости от загрузки команды доставки. В «Рядом» можно будет заказывать горячий хлеб, кофе, а после решения регуляторных вопросов – табак и алкоголь при обязательной проверке возраста покупателя в момент доставки.

В чем выгода, когда выгоды нет?

Ретейлеры констатируют, что объемы заказов, совершенных онлайн, из-за пандемии коронавируса выросли в пять, а то и в семь раз. По словам инсайдеров, онлайн-супермаркет Arbuz.kz за время пандемии вырос очень быстро, и ему потребовалось больше складов.

Но… при высокой себестоимости доставки низкий чек – это разорение. Потому большинство онлайн-магазинов сразу оговаривают условия, что бесплатная доставка только при заказе от 10 тысяч и выше. А тут, более того, утверждают, что «если пользователю не понравится товар, он сможет вернуть за него деньги за одну секунду прямо в приложении. Без споров и переживаний».

Этот момент немного настораживает экспертов.

«На рынке курьерской доставки огромная конкуренция, некоторые компании сильно демпингуют цены. То есть их доставка сейчас стоит дешевле, чем на самом деле», – рассказал Болат Башеев, председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП «Атамекен».

Это делается, чтобы захватить большую долю рынка, говорят эксперты, создать у клиента привычку пользоваться сервисом постоянно. Стратегия верная именно сейчас, когда люди сидят дома и предпочитают не ходить лишний раз по магазинам. Если им понравится, они оставят эту привычку и в послекоронавирусное время.

Не надо выдумывать велосипед?

Другое объяснение дал Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции, посвященной запуску этого нового сервиса. Он сказал, что турецкий интернет-магазин Getir, предлагающий более тысячи товаров повседневного спроса, а также занимающийся доставкой продуктов питания, показывает небывалые темпы роста. Этот успех и хочет повторить Мухоряпов.

«Для нас ориентиром послужил турецкий проект Getir, который растет поразительными темпами, в следующем году, по некоторым предположениям, он обгонит

Migros (один из самых больших торговых центров в Анталье. – Прим. ред.)», – сказал Рамиль Мухоряпов.

Кроме того, в январе этого года все СМИ облетела новость, что миллиардер из Силиконовой долины Майкл Мориц инвестировал $25 млн в турецкую компанию по доставке товаров Getir. После его инвестиций Getir получил дополнительные инвестиции ($13 млн) от инвесторов из Турции и Бразилии. Видимо, этот успех также вдохновил СЕО Chocofamily. В своих последних интервью Рамиль Мухоряпов говорил, что из-за пандемии компании пришлось потуже затянуть пояса и прогнозы в основном вырисовывались пессимистичные.

«Общее падение выручки по группе компаний составляло 85%. Купонный сервис Chocolife и тревел-проекты Aviata/Chocotravel после начала карантина сократили выручку на 95%, «Рахмет», которым в основном пользуются в офлайне, – на 85%».

Сейчас Мухоряпов уверяет, что восстановление компаний идет быстрее ожиданий. За время пандемии холдинг запустил два новых проекта – телемедицину от iDoctor и сервис доставки «Рядом» на базе приложения «Рахмет».

Венера Смаилова


Подпишитесь на наш канал Telegram!