Смартфон превращается POS-терминал
В настоящее время "Народный банк Казахстана" занимает более 50% рынка эквайринга, его сеть включает более 80 тыс. POS-терминалов по стране.
"Мы видим колоссальный рост безналичных платежей в нашей сети POS-терминалов – 200% в 2019 году по сравнению с 2018 годом. В ноябре в нашей сети POS-терминалов прошло 26 млн платежей, в декабре с учетом новогодних праздников, ожидаем, что их количество будет еще больше. Мы подключили семь платежных систем, скоро их будет восемь", – поделилась цифрами директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.
По ее словам, банк думал о том, как улучшить эквайринг – убрать лишнее. "Мы рассуждали так: а что если появится мобильное приложение, которое сможет принимать платежи через miniPOS, и оно сможет принимать платежи QR, и оно в целом станет POS-терминалом и сможет принимать карты любых платежных систем. "Халык" при сотрудничестве с Visa презентует проект Tap to Phone – прием платежей через смартфоны платежными картами, без POS-терминала, через модуль NFC", – рассказала спикер.
Для того чтобы предприниматель мог использовать свой мобильный телефон в качестве POS-терминала, ему нужно будет скачать приложение Halyk Pos (разработано международным разработчиком Payswiff) и заключить с Halyk Bank договор эквайринга. Приложение стартует в первом квартале 2020 года, заключить договор можно уже сейчас.
"Мы предусмотрели все, что нужно коммерсантам в каждодневной деятельности, – отчеты, закрытие смены, выписки. Комиссия по нашим картам составит 1,9%", – пояснила Гульсум Душатова. И добавила, что продукт может быть интересен, например, службам доставки, такси, магазинам у дома.
Без карточек и наличности
В прошлом году Halyk Bank запустил бесконтактные платежи Apple Pay с Visa и Mastercard; с того момента осуществлено 2 млн транзакций с использованием мобильных устройств, 5% бесконтактных платежей в банке сейчас проходит через Apple Pay.
Общее количество пользователей Homebank превысило 4 млн человек, из них 70% пользуются мобильными устройствами на Android. И сейчас банк запускает для них оплату покупок при помощи смартфона с модулем NFC. Платежи можно будет осуществлять в торговых и сервисных предприятиях, оснащенных POS-терминалами с функцией бесконтактной оплаты. Для этого потребителю нужно войти в установленное на смартфоне приложение Homebank, выбрать значок NFC-оплаты и поднести смартфон к POS-терминалу с функцией бесконтактной оплаты.
"Сейчас это работает на карточках Visa, это пока наш основной партнер по этому проекту. Обновление уже загружается, воспользоваться этой услугой можно будет в ближайшее время", – прокомментировал руководитель IT-проектов департамента Homebank Halyk Bank Шокан Дусипов.
Он рассказал, что было принято решение реализовать эту возможность через действующее приложение Homebank. "Мы уже наступали на грабли – когда сделали отдельное приложение. Его приходится дополнительно "продавать", не все его понимают. Поэтому решили запустить продукт через существующее приложение. Таким образом, получаем мгновенный рынок, мгновенное масштабирование", – поделился спикер.
Отвечая на вопрос inbusiness.kz о том, каким образом новый сервис Halyk Bank будет конкурировать с действующими на рынке сервисами мобильных денежных переводов, Шокан Дусипов пояснил: то, что предлагает банк, это не р2р-переводы, а "классический эквайринг в его инновационных проявлениях".
Для того чтобы воспользоваться сервисом, предпринимателю нужно быть клиентом банка и заключить с ним договор. "Главное – чтобы предприниматель был официально зарегистрирован, то есть имел законные основания заниматься предпринимательской деятельностью", – пояснил спикер.
Есть ли риски того, что услугу бесконтактных платежей будут использовать для оплаты товаров и услуг, не уплачивая при этом налогов, Шокан Дусипов подчеркнул, что принимать платежи как частное лицо предприниматель не сможет, поскольку доступ к специальному счету он получит только будучи официально зарегистрированным юрлицом или ИП.
Безналичные перспективы Казахстана
"Сейчас активно развиваются мобильные платежи, платежи через POS-терминалы, мобильный телефон и Интернет. Halyk Bank, как и все банки, в этом направлении очень активно двигается. В первую очередь, это удобно для клиентов. Во вторую – достаточно безопасно. К нам приходит много вопросов о кибербезопасности. Могу заверить, что "Халык" на высоком уровне защищает свои каналы дистанционного обслуживания", – сказала во время презентации председатель правления Halyk Bank Умут Шаяхметова.
Приобретение Казкома, по ее словам, в свое время рассматривалось как положительная сделка прежде всего из-за синергии, которую могла дать интеграция двух фининститутов. "В Казкоме были технологии, технологичные продукты, более развитые, чем у "Халыка", и клиентская база. Эту синергию мы уже сейчас показываем, и в течение всего этого года продолжаем развитие сервисов и продуктов. В 2020 году тоже очень много новинок будем выпускать на рынок", – поделилась планами банкир.
Она отметила также, что у "Халыка" широкая и диверсифицированная база клиентов, включающая физических лиц, а также МСБ, нацкомпании, госструктуры. Физических лиц, в частности, – около 10 млн, коммерсантов – 50 тыс.
"В обоих этих решениях использовались технологии Visa. Это и технология токенизации, которая позволила сделать платеж клиента с помощью смартфона совершенно безопасным. И технология Tap to Phone, которая позволила чиповую бесконтактную транзакцию перевести в смартфон и сохранить все преимущества безопасности, скорости, удобства", – рассказал старший директор по цифровым технологиям Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Андрей Алейкин.
В Казахстане, по его словам, более 52% всех операций в торгово-сервисных сетях выполняются с помощью банковских карт и из них больше половины – с помощью бесконтактной технологии.
"Если говорить о соседних странах, то, например, в России проникновение бесконтактной технологии составляет 69%, Грузия, имея уровень проникновения 96%, приближается к первому месту в мире. Казахстану есть, куда расти", – обозначил перспективы спикер.
Елена Тумашова