Нефтяные месторождения Каспийского моря Хазар, входящее в блок "Жемчужина", и Каламкас-море, находящееся в близости от Кашагана, без сомнения, привлекут будущий интерес международных инвесторов, так же как и другие близлежащие разведочные блоки, после налоговых реформ 2018 года. Такое мнение в рассылке для СМИ выразил главный аналитик агентства Wood Mackenzie Эшли Шерман.
Однако это еще одна проверка на реальность для нефтегазовой индустрии Каспийского региона, пишет аналитик, комментируя недавний выход из проекта Хазар со стороны компании Shell и консорциума проекта Кашаган NCOC из процесса разработки Каламкас-море. Их совместное развитие с нуля было ключевым для наблюдателей в нефтяной отрасли Казахстана, полагает он.
"График работ проектов мог быть длинным с учетом добычи, которая не намечалась ранее конца 2020-х годов, однако они могли бы предложить что-то существенное: крупномасштабное производство нефти в будущем помимо трех мегапроектов страны – Кашагана, Тенгиза и Карачанака", – считает Шерман.
По его мнению, момент решения о выходе может удивить с учетом того, что этап определения объема и состава работ мог бы предоставить больше возможностей для исследований и потенциально большее сокращение затрат из прогнозируемых 5 млрд долларов. Однако само по себе решение выявляет ограниченную экономику проекта в высококонкурентном портфолио крупнейших нефтяных компаний мира.
"Будь это трудная логистика или же сложная геология, морское мелководье Казахстана сталкивается с преградами на пути к полной конкурентоспособности по сравнению с низкозатратными глубоководными возможностями в других частях света", – констатирует эксперт Wood Mackenzie.
Данияр Сериков