Хлеб и масло – всегда в цене

4530

Казахстан ждет смена ориентиров на экспортном рынке: вместо нефти – хлеб, мясо, овощи

Хлеб и масло – всегда в цене

Казахстан ждет смена ориентиров на экспортном рынке: вместо нефти – хлеб, мясо, овощи.

"Агропромышленный комплекс и "пищевка" должны выйти на первый план", - заявил на недавнем совещании, посвященном вопросам развития агропромышленного комплекса председатель президиума НПП "Атамекен" Тимур Кулибаев. – "При продуманном подходе именно здесь мы можем быстро достичь ощутимых результатов".

По словам руководителя Палаты, акцент на развитие АПК нужно сделать в региональной Карте развития.

"В рамках региональной карты развития следует определиться с перечнем того, где и что целесообразно и результативно выращивать и перерабатывать. Здесь нет высокотехнологического производства. В течение двух-трех лет мы должны стать самодостаточными и обеспечивать сами свою продовольственную корзину, с учетом сельхозпереработки. До этого времени следует пересмотреть весь список импорта продовольствия, чтобы существенно сократить валютные траты", - отметил Тимур Кулибаев.

На время руководитель Палаты предложил активизировать поставки продуктов, которыми не располагает внутренний рынок, из соседних стран. Во всяком случае до тех пор, пока в Казахстане не освоят их производство.

"У нас серьезный торговый оборот с соседними странами. Давайте временно расширим оттуда поставки пока недостающего у нас собственного продовольствия. Понятно, что какао, кофе и другие экзотические продукты, используемые в той же кондитерской отрасли, мы вынуждены будем брать за валюту, но львиную долю можно субсидировать в тенге", - предложил Тимур Кулибаев.

Глава Президиума НПП "Атамекен" подчеркнул, что при официальной цифре в 46% сельского населения (а фактически эта цифра больше) с учетом малых городов с населением от 1,5 тысяч человек, страна пока не может прокормить себя.

"О продовольствии сегодня все говорят. Но им никто, по сути, не занимается. С учетом фактического сельского населения, в первую очередь, нужно занять людей на земле. Помочь молодежи осваивать профессии, связанные с сельским хозяйством, с работой в АПК и пищевой промышленности. Обратите внимание, что не хватает маркетологов. Отсюда нет грамотной специализации по регионам. Зачем, спрашивается, в степи строить молочный завод? А теплицы на севере, если на юге почти круглый год плюсовая температура? Заранее нужно все продумывать, просчитывать", - отметил председатель президиума Национальной палаты предпринимателей.

Доля основных продовольственных товаров во внутреннем потреблении, % за 2015 год

Наименование продукции

Обеспеченность, %

1

Мука пшеничная

192

2

Рис

121

3

Яйцо куриное**

101

4

Баранина

100

5

Молоко

100

6

Хлеб пшеничный из муки 1 сорта

100

7

Картофель

99

8

Говядина

97

9

Огурцы

97

11

Конина

95

12

Макароны

95

13

Крупы

94

14

Свинина

94

15

Свекла столовая

93

16

Томаты

93

17

Морковь

92

18

Лук репчатый

88

19

Кисломолочные

87

20

Растительное масло-всего

83

21

Капуста

81

22

Сахар-песок

72

23

Масло сливочное

60

24

Колбасные изделия

56

25

Яблоки

52

26

Сыры и творог

50

27

Мясо птицы

47

(Источник: Комитет по статистике МНЭ РК)

Тимур Кулибаев предложил брать пример с соседей по ЕАЭС, - России и Беларуси, - где не только успешно справляются с задачей продовольственного самообеспечения, но и в отличие от нас активно, при поддержке государства, продвигают свою продукцию в торговых сетях и учреждениях общепита.

Глава НПП поручил руководителям комитетов Палаты активизировать работу в направлении развития сельхозкооперации, совершенствование программы субсидирования, развитие системы транспортно-логистических цепочек в продуктовом кластере Астаны и Алматы с дальнейшим проецированием их опыта на другие регионы. Первые конкретные предложения обсудят в Плате уже на следующей неделе.