Казахстан ждет смена ориентиров на экспортном рынке: вместо нефти – хлеб, мясо, овощи.
"Агропромышленный комплекс и "пищевка" должны выйти на первый план", - заявил на недавнем совещании, посвященном вопросам развития агропромышленного комплекса председатель президиума НПП "Атамекен" Тимур Кулибаев. – "При продуманном подходе именно здесь мы можем быстро достичь ощутимых результатов".
По словам руководителя Палаты, акцент на развитие АПК нужно сделать в региональной Карте развития.
"В рамках региональной карты развития следует определиться с перечнем того, где и что целесообразно и результативно выращивать и перерабатывать. Здесь нет высокотехнологического производства. В течение двух-трех лет мы должны стать самодостаточными и обеспечивать сами свою продовольственную корзину, с учетом сельхозпереработки. До этого времени следует пересмотреть весь список импорта продовольствия, чтобы существенно сократить валютные траты", - отметил Тимур Кулибаев.
На время руководитель Палаты предложил активизировать поставки продуктов, которыми не располагает внутренний рынок, из соседних стран. Во всяком случае до тех пор, пока в Казахстане не освоят их производство.
"У нас серьезный торговый оборот с соседними странами. Давайте временно расширим оттуда поставки пока недостающего у нас собственного продовольствия. Понятно, что какао, кофе и другие экзотические продукты, используемые в той же кондитерской отрасли, мы вынуждены будем брать за валюту, но львиную долю можно субсидировать в тенге", - предложил Тимур Кулибаев.
Глава Президиума НПП "Атамекен" подчеркнул, что при официальной цифре в 46% сельского населения (а фактически эта цифра больше) с учетом малых городов с населением от 1,5 тысяч человек, страна пока не может прокормить себя.
"О продовольствии сегодня все говорят. Но им никто, по сути, не занимается. С учетом фактического сельского населения, в первую очередь, нужно занять людей на земле. Помочь молодежи осваивать профессии, связанные с сельским хозяйством, с работой в АПК и пищевой промышленности. Обратите внимание, что не хватает маркетологов. Отсюда нет грамотной специализации по регионам. Зачем, спрашивается, в степи строить молочный завод? А теплицы на севере, если на юге почти круглый год плюсовая температура? Заранее нужно все продумывать, просчитывать", - отметил председатель президиума Национальной палаты предпринимателей.
Доля основных продовольственных товаров во внутреннем потреблении, % за 2015 год
№ |
Наименование продукции |
Обеспеченность, % |
1 |
Мука пшеничная |
192 |
2 |
Рис |
121 |
3 |
Яйцо куриное** |
101 |
4 |
Баранина |
100 |
5 |
Молоко |
100 |
6 |
Хлеб пшеничный из муки 1 сорта |
100 |
7 |
Картофель |
99 |
8 |
Говядина |
97 |
9 |
Огурцы |
97 |
11 |
Конина |
95 |
12 |
Макароны |
95 |
13 |
Крупы |
94 |
14 |
Свинина |
94 |
15 |
Свекла столовая |
93 |
16 |
Томаты |
93 |
17 |
Морковь |
92 |
18 |
Лук репчатый |
88 |
19 |
Кисломолочные |
87 |
20 |
Растительное масло-всего |
83 |
21 |
Капуста |
81 |
22 |
Сахар-песок |
72 |
23 |
Масло сливочное |
60 |
24 |
Колбасные изделия |
56 |
25 |
Яблоки |
52 |
26 |
Сыры и творог |
50 |
27 |
Мясо птицы |
47 |
(Источник: Комитет по статистике МНЭ РК)
Тимур Кулибаев предложил брать пример с соседей по ЕАЭС, - России и Беларуси, - где не только успешно справляются с задачей продовольственного самообеспечения, но и в отличие от нас активно, при поддержке государства, продвигают свою продукцию в торговых сетях и учреждениях общепита.
Глава НПП поручил руководителям комитетов Палаты активизировать работу в направлении развития сельхозкооперации, совершенствование программы субсидирования, развитие системы транспортно-логистических цепочек в продуктовом кластере Астаны и Алматы с дальнейшим проецированием их опыта на другие регионы. Первые конкретные предложения обсудят в Плате уже на следующей неделе.