Транспортно-логистический центр "Калжат" на казахстанско-китайской границе Алматинской области обновили первым в рамках очереди ТОО Euratransit Logistic.
Представляя проект, директор компании Ерлан Диханбаев не забыл сообщить, когда закроется международный грузовой и пассажирский пункт пропуска "Хоргос". По его словам, "Хоргос" исчезнет из списка транспортных коридоров на казахстанско-китайской границе после того, как на его месте завершится строительство ТЛЦ "Нуржолы", открытие которого запланировано на 2018 год.
Одновременно должны быть завершены работы по усовершенствованию инфраструктуры в пунктах пропуска "Бахты" и "Майкапчагай". Всего в рамках проекта планировали модернизировать инфраструктуру в шести существующих пунктах: "Калжат", "Бахты", "Достык", "Алтынколь", "Майкапчагай" и будущем "Нуржолы".
Но пока только на ТЛЦ "Калжат" устранены логистические проблемы с помощью инвестиций в основной капитал. Официальное открытие модернизированного торгово-логистического центра состоялось в одноименном поселке Уйгурского района Алматинской области.
Директор ТОО Eurotransit Logistic надеется, что новая информационная система в разы сэкономит время предпринимателей. По словам г-на Диханбаева, представители логистических компаний смогут получить не только услуги по сортировке, хранению и маркировке грузов, но и на время получения услуг находиться в комнате отдыха или бизнес-руме с Интернетом и условиями для работы.
Проект реализован в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом государством была оказана поддержка в налаживании сотрудничества на уровне глав таможенных ведомств.
Eurotransit Logistic, как проект, предполагает создать сеть современных таможенно-логистических центров на территориях, прилегающих к границе Казахстана и Китая, с целью максимального охвата автотранспортного потока из Поднебесной. Об этом указано на официальном сайте соучредителя – ТОО "Форпост – инвестиции и развитие", которое позиционирует себя как казахстанская инвестиционная компания с 2012 года.
В модернизацию таможенного поста были вложены частные финансовые средства. По словам г-на Диханбаева, инвестиции составили около 30 миллиардов тенге, 60% из которых – заемные деньги. По его словам, на строительство центра были взяты кредиты в национальной валюте в нескольких казахстанских банках. Общая площадь ТЛЦ – 20 гектаров. На сегодняшний день "Калжат" может пропускать до 150 машин в день. После полного завершения всех работ этот показатель планируют довести до 500. В течение четырех месяцев тут будет установлен современный комплекс техконтроля. Его прохождение займет не более трех минут, за которые сканер просветит всю машину, утверждает директор нового ТЛЦ.
"Новый логистический центр позволяет не ждать в очереди. Старая инфраструктура такого потока машин просто не могла переварить. Теперь зона досмотра вмещает 30 машин одновременно, а раньше захлебывались всего на двух машинах", – рассказал заместитель председателя комитета государственных доходов министерства финансов РК Госман Амрин во время открытия ТЛЦ.
Он отметил, что основными составляющими этого проекта являются принципы шаговой доступности и прозрачности. Одна из проблем на границе – это плохая связь. Как бы ни было хорошо все построено, но происходит потеря времени. По словам г-на Амрина, сегодня центр имеет канал связи со скоростью 80 Кбит в секунду. Некоторые услуги ТЛЦ "Калжат" будут платными. Как сообщил г-н Амрин, при составлении прайса учитывался анализ рынка таможенных услуг в Алматинской области. Участники внешнеэкономической деятельности заявили, что готовы платить за ускоренное оформление документов.
"Скорость дает экономию финансовых ресурсов. Груз будет доставляться быстрее, соответственно, можно говорить о снижении общей стоимости перевозки для компании. В данном случае речь идет об эффективном расходовании финансовых средств компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью", – рассказал директор по развитию "Антанта Логистик" Виталий Киричик.
Предполагается, что развитие приграничной транспортно-логистической инфраструктуры в Казахстане приведет к созданию самой крупной логистической системы Евразии.
Ранее Ерлан Диханбаев числился руководителем ТОО Eurotransit-KTC, 25% акций которого принадлежало дочерней компании АО "КТЖ". В данный момент "КТЖ" является акционером СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" и управляющей компанией МЦПС "Хоргос".
Римма Гахова