На границе Китая и Казахстана открылся крупный транзитный и производственный узел, который станет одним из ключевых пунктов возрождающегося Шелкового пути.
Комплекс позволит заметно ускорить доставку грузов из КНР в ЕАЭС.
Транспортно-логистический хаб международного масштаба Специальная экономическая зона «Хоргос — Восточные ворота» формируется на юго-востоке Казахстана в Панфиловском районе Алматинской области. Проект был задуман в начале 2000-х годов, а первый товарный поезд по новой железнодорожной магистрали прошел зимой 2015 года.
В Специальную экономическую зону «Хоргос — восточные ворота» входят: казахстанско-китайский железнодорожный переход Алтынколь-Хоргос, магистраль Жетыген-Хоргос, Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) и Сухой порт с его логистической и индустриальной зоной.
Новая транспортная артерия повлияет на развитие торговли на всем Евразийском континенте. Через «Хоргос» товары проследуют в Центральную Азию, Россию, Кавказ, в Европу, Персидский залив и в Индию. Страны региона, в том числе и Узбекистан, получат новые возможности для торговли как с ближайшими соседями, так и со странами Европы и с Китаем.
Новый комплекс позволит переориентировать грузы с морских путей на более выгодные: сухопутные и железнодорожные. Благодаря этому время товаров из Китая в страны ЕАЭС сократится примерно вдвое — с одного месяца до двух недель. Сегодня 98% перевозок товаров из Китая в Европу осуществляется по морю.
Стоимость перевозки одного контейнера по суше составляет около 9 тысячи долларов, по морю — 3 тысячи долларов, однако из-за сокращения время доставки повышается сохранность груза, особенно скоропортящихся товаров, что в конечном итоге будет выгоднее для производителей и перевозчиков.