30% акций одного из крупнейших заводов Северного Казахстана продали на аукционе в июне этого года. Данная доля была оценена в 455 миллионов тенге, сообщали СМИ. "Мунаймаш" входит в состав "Казахстан Инжиниринга", которому до процесса продажи 30-процентной доли принадлежало 54,99%. Пакетом в 45,01% владеет ТОО "Элкам-Мунаймаш". Экономист Жанат Нургалиев считает, что такие прибыльные компании не стоит выставлять на продажу в рамках плана приватизации.
Ход продажи объектов, вопрос справедливой оценки и конечной стоимости, а также степень прозрачности самого процесса спикеры обсудили в очередном выпуске "Время говорить", передает inbusiness.kz.
Кайрат Мырзахметов, заместитель председателя комитета государственного имущества и приватизации МФ РК:
"У нас в 2021-2025 годы предусмотрена реализация 675 объектов, из них 253 объекта реализованы, 60 объектов ликвидированы либо реорганизованы. Это уже составляет порядка 46% от всего количества подлежащих продаже активов. Плюс хочу отметить, что 146 объектов у нас сейчас на торги выставлены. Итого получается, на три года – с 2023 по 2025 год – у нас остается 216 объектов".
Жанат Нургалиев, экономист:
"Здесь можно рассматривать несколько целей. Сама программа была принята в декабре 2020 года, четыре раза уже вносились изменения. Я бы хотел обратить внимание на крайние изменения, которые были внесены в августе текущего года в данное постановление, в комплексный план приватизации. Там внедряется такое понятие, как консультации с общественностью с привлечением СМИ, потом проведение экспертизы, оценки объекта, который выставляется на приватизацию. То есть те риски, которые за 1,5 года реализации программы не были учтены, они сейчас в августе внесены, но при этом если мы зайдем на веб-портал "Реестр", то, к сожалению, вот этого нет. Я не нашел".
Данил Москаленко:
"Кстати, да. Покажите, уважаемые режиссеры. Я портал вот здесь открыл". (демонстрируется видео портала. – Ред.)
Жанат Нургалиев, экономист:
"Там есть еще такое понятие – метод прямой продажи. Такое хитрое понятие. Это когда объект вначале передается в доверительное управление, а потом он продается не на конкурентных условиях. Если смотреть по объектам республиканской собственности, то национальный научный медцентр, который, в принципе, где-то порядка за 3-4 мдрд тенге был продан, при этом сколько государство туда вложило миллиардов... оно в пять раз превышает... и активы, я смотрел отчетность на 2017 год, у него (национального научного медцентра. – Ред.) активы составляли 12 млрд тенге, это только в 2017 году. А то, что он за три года нарастил, это не учтено. Потом AirAstana, 51% "Самрук-Казына" хочет продать, стратегический актив – во-первых, прибыльный актив, у него только по итогам девяти месяцев текущего года 27 млрд тенге прибыли. Зачем его отдавать в частный сектор, если он и так нормально функционирует?"
Кайрат Мырзахметов, заместитель председателя комитета государственного имущества и приватизации МФ РК:
"Есть критерии определенные, некоторые я давайте назову: допустим, нереализация или неэффективная реализация плана мероприятий по ключевым показателям деятельности на протяжении последних трех лет, наличие предложения антимонопольного органа по передаче каких-то активов в конкуретнтную среду. Есть такой пункт, как наличие предложения от субъектов частного предпринимательства".
Данил Москаленко:
"То есть сам бизнес может обратиться: я хочу купить вот это?
Жанат Нургалиев, экономист:
"Насчет антимонопольного коллега из министерства финансов отмечал. Там ряд объектов были включены, в том числе и по Астане. Это, например, "Астана Зеленстрой", автобусный парк, потом их исключили из этого плана, потому что акимат обосновал, что это стратегически важные коммунальные объекты, они необходимы городу, их нельзя выставлять на приватизацию. Это я к тому, что этот план делался в спешке, при этом не учитывались все риски, не проводилась оценка. Я бы хотел понять, где эти открытые обсуждения, оценка, в том числе независимая?"
Данил Москаленко:
"Не только вы хотите понять. Сегодня премьер сказал: давайте больше транспарентности, прозрачности. Это на заседании правительства премьер говорит".
Жанат Нургалиев, экономист:
"По "Казахстан Инжинирингу", там ПЗТМ продается, "Мунаймаш" продается... То есть у нас такие активы, которые должны обеспечивать обороноспособность, они как бы передаются сейчас. "Мунаймаш" – это прибыльное предприятие. 42% было у российской компании "Элкам", сейчас они хотят остальной пакет акций себе забрать. То есть у нас идет лоббирование частных интересов. Не учитываются национальные интересы, я говорю про обороспособность страны".
Кайрат Мырзахметов, заместитель председателя комитета государственного имущества и приватизации МФ РК:
"То, что актив прибыльный, это не говорит о том, что он должен остаться в руках государства. Для этого и проводится приватизация, прибыльный объект – дать возможность малому и среднему бизнесу работать. Даже это где-то и хорошо, прибыльный объект продать государству подороже. Вот вы сейчас отметили "Казахстан Инжиниринг", вот мы продали авторемонтный завод за 909 миллионов тенге при оценочной стоимости 890 миллионов. То есть у нас есть успешные примеры".
Кайрат Мырзахметов также пояснил, как обеспечивается справедливая цена. После того как выставляемый на торги объект оценивается независимым оценщиком, предложение рассматривает комиссия. Прозрачность же обеспечивается за счет работы портала E-Qazyna, уточнил спикер.
Жанат Нургалиев, экономист:
"Я понимаю позицию государственного служащего, что он обязан, вынужден говорить, что рисков нет. Но мы смотрим по документам, за 1,5 года то, что сейчас в комплексном плане сидит мероприятие – проведение экспертизы, независимой оценки в случае возникновения разногласий с результатами независимой оценки. То есть в практике такое есть, это не случайно, что в постановление включили этот пункт. Поэтому надо все четко проштудировать, проаудировать, какие объекты были проданы за эти 1,5 года, по какой стоимости".
Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.