Структурные изменения для государственных СМИ в Казахстане, которые запланированы в Национальном плане развития сферы информации на 2020-2022 годы, вызваны необходимостью менять подходы к качеству контента. Содержание продукта, генерируемого им сегодня, не отвечает потребностям казахстанской аудитории, считает политолог Данияр Ашимбаев.
Печатные государственные издания, по его мнению, начали терять свои позиции, сместив акцент на новостной контент. Что касается телеканалов, то зритель больше отдаляется от просмотров телеэфира. Однако насколько эффективными будут запланированные меры, будет зависеть от их реализации, в том числе профессионализме медиа-менеджеров, которым доверят работу.
"Вопрос создания нацхолдингов стоял давно. В свое время создавался холдинг "Арна Медиа", который какое-то время поработал и прекратил свой путь. Оптимизация ресурсов - идея не новая. В принципе, ничего плохого в ней нет. Многие наши телеканалы выросли из агентства "Хабар", который сам по себе вырос из телеканала "Казахстан 1" . Эволюция всех этих процессов говорит о том, что были уже все возможные, разные формы. Возможно для оптимизации и управления так и удобнее. Вопрос в том, кто придет. Если нормальный медиа-менеджер, умеющий создавать программы – это одно. Если пропагандист или финансист, который и улучшить не сможет и убьет то, что было, другое. К сожалению, такое у нас тоже бывало. Загадывать не стоит", - отмечает эксперт.
При этом он не исключает, что слияния, оптимизация, реорганизация в госСМИ не прекратятся и после грядущих изменений, так как подобные процессы в государственном секторе происходят перманентно. " Холдинги переименовывают, объединяют, разделяют. Хорошо это или плохо – сложно сказать. Очередная смена организационно-правовой формы. Что касается оптимизации ресурсов, то здесь понятно, что наши каналы потребляют много денег, а отдачи особой нет. Мы видим, что население от телевидения все больше отдаляется. То есть в плане оперативности подачи, качестве новостей и программ контент оставляет желать лучшего", - констатирует Данияр Ашимбаев.
Напомним, правительство РК утвердило Национальный план развития сферы информации на 2020-2022 годы, согласно которому ряд государственных СМИ планируется оптимизировать.
В частности, это коснется АО "Егемен Казакстан", АО "Казахстанская правда", АО "Хабар", АО "РТРК "Казахстан", ТОО "Қазмедиаорталығы", АО "Казтелерадио". Как ожидается, данная мера позволит сократить государственное участие в части финансирования госмедиа.
В какой форме будет проводиться оптимизация данных СМИ, как сообщили в Министерстве информации и общественного развития РК, говорить рано. В ведомстве прокомментировали вопрос о новых подходах к формированию госинформзаказа (ГИЗ).
"В целях повышения качества контента и в целом развития региональных СМИ, предусмотрено переформатирование ГИЗа, который будет реализован посредством:
создания единой системы размещения государственного информационного заказа на республиканском и региональном уровне; совершенствования системы распределения и эффективности реализации ГИЗ (пересмотр Методики и Правил размещения ГИЗ)", - сообщили в МИОР.
К слову, ранее, будучи министром информации и общественного развития Даурен Абаев, а сегодня занимающий пост первого заместителя руководителя Администрации президента РК, заявлял о пересмотре механизмов госинформзаказа и совершенствованию госинформационной политики. "Мы будем стремиться к качеству, а не к количеству, за счет внедрения рыночных тарифов. Государство будет субсидировать мультимедийный контент, который пользуется реальным спросом у населения, его продвижения в сети Интернет, а не просто количество опубликованного текста. Мы намерены оказать поддержку нашим коммерческим телеканалам и радиостанциям занять свою нишу в цифровом эфирном вещании", – резюмировал Абаев.
Карина Алимова