На несколько дней Капчагайское водохранилище стало центром сразу двух ярких событий для казахстанских и зарубежных укротителей ветра и волн – в городе Конаеве был дан старт международной парусной регаты "Транс-Капчагай 2023", сообщает inbusiness.kz.
Капчагайская гонка под парусами, проходящая в рамках Иле-Балхашской регаты, является казахстанским этапом открытого чемпионата Международной ассоциации капитанов парусных судов IASSC, объединившего под своей эгидой спортсменов и туристов со всего мира, управляющих многокорпусными надувными парусными судами – катамаранами и тримаранами.
Благодаря энтузиазму спортсменов, занимающихся парусным спортом, и любителям путешествий под парусами Алматинский регион стал одним из популярных для яхтсменов мест.
Несмотря на свои достаточно небольшие по меркам яхтсменов размеры, Капчагайское "море" является сложным водоемом для капитанов парусных судов. Как рассказала одна из организаторов регаты Диана Фролова, все дело в переменчивом ветре и в "короткой" волне.
"Здесь три основных направления ветра. "Балхаш" дует с северо-западной стороны, "Чилик" несет свои массы с юго-востока, и "Кордай", юго-западный ветер, который и доставляет яхтсменам больше всего проблем. Сильный и порывистый ветер, который образует очень короткие волны, на перепадах которых не выдерживают конструкции наших надувных катамаранов и тримаранов – ломаются мачты, рули, обрывается оснастка.
Увлечение этим видом туризма в стране началось уже давно. Мы видели, что в Казахстан и в соседний Кыргызстан с удовольствием едут множество любителей парусных катамаранов из соседних стран, где этот вид спорта и туризма давно развит. Именно поэтому здесь, у нас, появились энтузиасты и стала собираться небольшая флотилия сборных надувных многокорпусных судов. В одно зимнее межсезонье мы собрали сразу семь катамаранов, которые смогли сразу показать достойный результат в регате, и сейчас наша флотилия, можно сказать, единственная в стране, насчитывает почти три десятка катамаранов и тримаранов", – поделилась историей развития яхтинга на катамаранах Диана.
Несмотря на то, что Казахстан не имеет выходов к морю, кроме Каспийского, внутренние водоемы страны прекрасно подходят для развития водного туризма и яхтинга. Чего стоит один Балхаш с протяженностью водной глади более 600 километров и удивительными красотами пресноводной и соленой частей.
Как и в случае с яхтами миллиардеров, большинство катамаранов и тримаранов строятся по индивидуальному заказу с учетом пожеланий будущих капитанов. Постройка обходится в несколько миллионов тенге. В межсезонье эти плавсредства хранятся в разобранном виде. Для некоторых участников соревнований, как, например, и для Владимира Попова, регата является единственной возможностью в году стать на неделю повелителем ветра.
"Для меня этот катамаран стал подобием марочного коньяка. Я приобрел его еще в далекие девяностые, и много лет он лежал просто грузом, ни разу не видев воды. Я подумывал о продаже, но как-то раз удача свела меня с одним человеком, который подтолкнул меня к первому старту в регате.
К сожалению, у меня не получается каждые выходные ходить под парусом, но раз в год я теперь обязательно выбираюсь на старт недельной регаты. Для меня яхтинг – это, прежде всего, отдушина в жизни, где я забываю обо всем и наслаждаюсь ветром в парусах и брызгами волн.
Если честно, то мечта о путешествиях под парусами у меня появилась еще в детстве, когда мне в руки попался журнал "Катера и яхты". Тогда же мы с друзьями стали собирать свои первые катамараны для сплава по реке Или, используя подручные материалы. О парусах я тогда и мечтать не мог, а вот сейчас наслаждаюсь этим здесь", – поделился капитан катамарана.
Для участников регаты неделя под парусами – это прежде всего возможность для общения с друзьями по интересам. И, конечно, как и в любой компании на отдыхе, здесь будут и посиделки у костра, и самые "правдивые" истории из жизни, отдыха и путешествий.
Последние приготовления. Проверка давления в баллонах перед выходом на воду. Проверяются узлы крепления конструкции катамаранов и вся оснастка судна. За четыре минуты до старта руководителем регаты выкидывается синий флаг с белым прямоугольником внутри – Р, или "Папа", и дается один короткий звуковой сигнал.
Надо сказать, что в Алматы действует школа капитанов надувных судов, где будущие владельцы катамаранов могут пройти обучение азам управления судном и парусной навигации. Ведь, в отличие от моторных судов, основой движения здесь является ветер, и не факт, что он будет попутным. Именно тогда проявляются все знания и навыки управления парусами, позволяющие капитанам парусников прокладывать маршрут галсами, практически против ветра.
Общий старт регаты был дан на открытой воде. Под крики чаек, внимательно наблюдавших за перемещением судов со скального острова, парусники "набрали" ветер и устремились по водной глади Капчагайского водохранилища.
Не прошло и десяти минут, и катамараны, которые делятся на три класса по площади парусности, практически превратились в белые пятна на горизонте водной глади.
По отзывам любителей водных видов туризма, реки и крупные водоемы Или-Балхашского региона имеют большой потенциал для развития этого направления туризма и туристской деятельности. Балхаш, Алаколь, река Или и ее приток Чарын, обладая уникальным расположением и природной красотой, не только могут, но и должны стать локациями, которые привлекут множество любителей водного туризма из Казахстана и из-за границы.