/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 406,30 Brent 36,55
Игорный бизнес против ужесточения

Игорный бизнес против ужесточения

Законодательные инициативы Минкультуры и спорта несут риски для рынка.

19:41 22 Август 2018 10050

Игорный бизнес против ужесточения

Автор:

Карина Алимова

Намерение Министерства культуры и спорта РК в наведении порядка в сфере игорного бизнеса ужесточением правил регулирования отрасли аукнется обратным эффектом, заявляют участники рынка. Законодательные инициативы, которые разработало МКС, нанесёт удар по ряду сегментов азартного досуга. Об этом предприниматели заявили на круглом столе в НПП «Атамекен».

Как пояснил эксперт департамента регионального развития Национальной палаты Галымжан Дуамбеков, пакет законодательных новелл, предлагаемых профильным министерством, содержит несколько концептуальных нововведений. Первое состоит в расширении игорных зон.

«То есть данный законопроект дополняет статью 1 Закона РК «Об игорном бизнесе» двумя игорными зонами в поселке Ак Булак Талгарского района Алматинской области и в Мангистауской области – в пределах территорий, определенных МИО. Это предложение МКС РК обосновывают поручением президента РК от 10 января 2017 года, где предусмотрено расширение игорных зон путём включения ранее сказанных территорий», – сообщил Галымжан Дуамбеков.

В качестве второго концептуального новшества предлагается ввести запрет на деятельность организаций игровых залов, то есть разработчики предлагают исключить залы игровых автоматов как отдельный вид деятельности, оставив им возможность работать на площадках казино.

«При реализации данного пункта есть риск нарушения принципа равенства субъектов игорного бизнеса, потери порядка 400 рабочих мест, сокращения потока инвестиций в развитие регионов и потери госдоходов от налогов и других обязательных платежей с залов игровых автоматов, которые ежегодно составляют свыше 900 миллионов тенге с ежегодным ростом», – озвучил позицию эксперт департамента регионального развития НПП.

Адаптировать залы автоматов под стандарты казино, заявляет руководитель Ассоциации залов автоматов (АЗА) Владимир Трубин, невозможно.

«Это разные бизнесы, разные весовые категории, то есть практически мы становимся банкротами. Налоговая нагрузка у казино намного выше, инвестиций требуется намного больше и рабочих мест больше. То есть казино является более крупным предприятием, а игровые автоматы являются дополнением этой зоны, то есть мы заполняем пространство», – отмечает глава АЗА.

Захотят ли казино запускать на свою территорию новых участников – большой вопрос.

Третья инициатива выражается в намерении Министерства культуры и спорта создать единого оператора по организации пари для букмекерских контор и тотализаторов.

«Это фактическая монополизация рынка организаций пари посредством введения единого оператора пари и центра учета ставок. Введение оператора пари в сфере букмекерского бизнеса, помимо нарушений рыночных правил, представляет риск проявлений отрицательных экономических последствий в виде потери рабочих мест, уменьшения государственных доходов от налогов и других обязательных платежей в бюджет с действующих букмекерских контор и тотализаторов», – прокомментировал Галымжан Дуамбеков позицию нацпалаты.

По итогам 2017 года доход в госказну от субъектов рынка составил 4,2 млрд тенге, продолжил аргументировать позицию спикер. На сегодня, по его данным, в стране действует 47 лицензий букмекеров и 22 лицензии тотализаторов. В результате реализации предлагаемых МКС РК мер существует высокая вероятность перехода ныне действующих субъектов в теневой сектор, что способно усугубить ситуацию в неформальной сфере.

«Рынок азартных игр без того подвержен риску развития теневой составляющей. Наряду с этим предлагаемые меры негативно отразятся на инвестиционной привлекательности рынка», – отметил господин Дуамбеков.

С ним солидарна исполнительный директор CPO букмекерского и лотерейного бизнеса Гульмира Бергенова.

«Мы знаем, к чему приводит любая монополия: к отсутствию конкуренции, к возможности перекладывать свои издержки на клиента, к блокированию технической составляющей развития бизнеса, к экономии монополистом собственных средств, к снижению качества оказания услуг», – полагает она.

Кроме того, монополизация рынка может привести к активной экспансии сайтов зарубежных компаний, как следствие – отток капитала за пределы страны, снижение налоговых поступлений, отсутствие безопасности услуг для потребителя, так как зарубежные сайты не подпадают под юрисдикцию Казахстана. «Всё это на фоне возможности создания бесконечных компьютерных классов, спортбаров и подобных заведений, предоставляющих возможность осуществлять ставки онлайн без уплаты налогов и получения лицензии», – продолжила она.

При этом для рынка игорного бизнеса сегодня актуальны проблемы отсутствия упорядоченности деятельности субъектов рынка.

«Мы неоднократно выступали с предложениями и о введении процедур самозапрета, об упорядочении понятийного аппарата, который наконец закроет лазейки для недобросовестных участников рынка, о пересмотре налогообложения, так как нынешняя система просто толкает бизнес в тень», – сказала Гульмира Бергенова.

Также в пакете поправок от Минкультуры предполагается повышение налоговой нагрузки через введение обязанности организаторов игорного бизнеса и пари ежегодно направлять на развитие спорта не менее 15% от чистой прибыли.

«На данный момент налогообложение игорного бизнеса формируется из таких налогов, как: дополнительный налог 20 процентов от доходов без учёта расходов; ставка налога на игорный бизнес с единицы объекта налогообложения: на игровой стол – 1660 МРП (ежемесячная оплата), игровой автомат – 60 МРП, в кассу букмекерской конторы и тотализаторов – по 300 МРП, электронную кассу букмекерской конторы – 3000 МРП. ИПН у источника выплаты, организатор игорного бизнеса обязан в качестве налогового агента удерживать 10 процентов с каждой выплаты игроку. На практике данный вид налога уплачивается из собственных средств организаций игорного бизнеса», – сказал эксперт.

Плюс ко всему, добавляет он, с 2019 года в Казахстане начнет действовать норма, облагающая игорные заведения налогом на добавленную стоимость в размере 12%.

Карина Алимова

Бизнес направил премьер-министру 10 мер борьбы с пандемией

«Где я возьму лекарства, если заболею?», – снять этот вопрос с короновирусной повестки для казахстанцев предлагает Палата предпринимателей «Атамекен».

29 Июнь 2020 17:00 2090

Бизнес направил премьер-министру 10 мер борьбы с пандемией

На минувшей неделе НПП направила премьер-министру Аскару Мамину сразу 10 конкретных предложений по улучшению эпидобстановки, помощи населению и врачам. Пакет мер сформирован экспертами Палаты совместно с представителями медицинского сообщества в рамках обсуждений на площадке НПП.

Одна из мер – доставка больному на дом коробки со всеми необходимыми лекарствами. Причем домашнее лечение должно проходить по установленному алгоритму, под наблюдением участкового врача, подключая возможности онлайн-консультаций, считает зампред Палаты Юлия Якупбаева.

«Лекарства больным должны покрываться из средств Фонда медицинского страхования. Если люди будут знать, что они будут обеспечены медикаментами, ажиотаж в аптеках и чувство неуверенности в завтрашнем дне спадут. Предложили Минздраву, Фонду и СК – Фармации проработать этот механизм», – сообщила Якупбаева.

Инициатива выглядит своевременно с учетом того, что госпитализировать теперь будут не всех и многим придется лечиться на дому.

Напомним, на днях для Службы 103 утвердили новую схему маршрутизации и алгоритм оказания медпомощи пациентам с подозрением на КВИ. Бригада скорой на месте оценит состояние пациента по показателям сатурации (уровня кислорода в крови), температуры, наличию одышки. И, если данные не критичны, а пациент моложе 60 лет и не имеет побочных заболеваний, то в стационаре человеку откажут и передадут его под наблюдение участкового врача. Ранее, отметим, глава столичной станции скрой медпомощи Мурата Оразбаева сообщал СМИ, что с 1 июня по итогам вызовов по Казахстану госпитализировалось около 70% обратившихся. А нагрузка на скорую в среднем по стране выросла с привычных 18 тысяч вызовов до 22 тысяч.

«Учащаются жалобы со стороны населения, что люди болеют семьями, а скорая помощь не приезжает по несколько дней. Отсутствуют алгоритмы лечения COVID-19 на дому для пациентов средней тяжести. Стационары, лаборатории, поликлиники – перегружены. (…) На местах практически невозможно сдерживать рост заболеваемости», – говорится в обращении НПП к Правительству.

Авторы документа, кроме бесплатной доставки лекарств больным, предлагают также немедленно создать централизованную диспетчерскую службу, которая бы осуществляла онлайн-консультации пациентов, в том числе из регионов.

Кроме того, заявлено о необходимости дополнительно закупить лабораторное оборудование и тесты для ПЦР-исследований, аппараты КТ и ИВЛ. Центры компьютерной томографии, по мнению авторов обращения, должны работать круглосуточно. По опыту других стран маски и другие средства защиты нужно выдавать бесплатно социально уязвимым группам населения и сотрудникам системообразующих производств.

Еще один пункт – ускорить принятие Дорожной карты развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, то есть задействовать все возможности казахстанских производителей для выпуска лекарств и средств защиты.

Частные медорганизации, по словам Якупбаевой, готовы помогать властям в борьбе с пандемией, однако требуется ускорить снятие различных ограничений.

«Вот мы вначале снимали ограничения для частных лабораторий, достаточно долго это делалось. А сейчас частные клиники готовы участвовать, частные аптеки готовы участвовать в госзаказе, чтобы эти лекарства для больных продавались и в частных аптеках. Нужно поправить нормативные акты Минздрава, все это обсуждалось неоднократно», – добавила спикер.

Все десять предложенных мер, по ее мнению, полностью реализуемы.

«Я думаю, что все эти меры реальны, абсолютно реализуемы. Зависит от того, насколько Министерство здравоохранения готово оперативно их внедрять. Но, договоренность уже есть, понимание есть, будем совместно отрабатывать. Первый вопрос – насчет алгоритма лечения на дому – он уже принят. Следующее – нужно диспетчерскую службу делать. Дальше – остальные вещи – параллельно, и закуп КТ, ИВЛ и тестов. Все это постепенно делается, просто нужно быстрее!», – подчеркнула зампред Палаты предпринимателей.

Виктория Кучма


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Бизнес продолжает стагнировать»

В условиях нового локдауна частному сектору необходимы беспрецедентные меры поддержки.

26 Июнь 2020 08:49 1569

«Бизнес продолжает стагнировать»

Фото: atameken.kz

Бизнесу нужны беспрецедентные меры поддержки в условиях нового локдауна. Об этом на своей странице в сети Facebook написал член правления – первый заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

Он подчеркнул, что ограничительные меры оправданы, если рассматривать вопрос с точки зрения эффективности для снижения распространения коронавируса. Однако приостановка работы бизнеса в выходные дни идет не в пользу предпринимателей.

«Мы должны учесть, что до 40% от общей выручки приходится на выходные!

«Атамекен» анализирует последствия ограничительных мер на бизнес. Для примера: в розничной торговле за январь-май текущего года объемы продаж «просели» на 16,2%. В транспорте объем оказанных услуг за аналогичный период снизился на 38,4%. Больше всех пострадали отели, рестораны и кафе – 52,6%», – привел статистику Эльдар Жумагазиев.

Опрос НПП, в котором принимали участие 21 199 предпринимателей после снятия режима ЧП, показал, что только в гостиницах, ресторанах, кафе в бессрочный отпуск будут направлены 45% работников, а 17% будут сокращены, в оптовой и розничной торговле – 27% и 7% соответственно.

«В течение последних трех месяцев «Атамекен» на постоянной основе информирует правительство о проблемах предпринимателей. Согласно опросам, отсрочка займов и уплаты налогов оказались наиболее востребованными и эффективными мерами поддержки для бизнеса в период ЧП и после него. Неизбежно вступят в силу новые ограничения. Необходимо в срочном порядке принимать беспрецедентные меры поддержки отраслей экономики», – заявил первый зампред Национальной палаты.

Он также перечислил ранее озвученные на госкомиссии по нераспространению COVID-19 предложения НПП «Атамекен»:

  1. Льготное кредитование действующего бизнеса для сохранения занятости в пострадавших отраслях по опыту РФ. Есть две программы: «ФОТ по 0%» и «Займы под 2%». В них не требуется залог, а кредиты на 75% обеспечены государственной гарантией от Внешэкономбанка. Более того, по второй программе в случае сохранения 90% штата предусмотрено 100% списание, а при сохранении 80% штата – 50% списание основного долга.
  2. Кредитование самозанятых в «серой» зоне. Предлагается разработать и внедрить данную программу со ставкой вознаграждения 2-3% годовых с внедрением встречных обязательств по регистрации бизнеса, сохранению численности занятых, внедрению онлайн-кассы, ERP-системы. Данная программа не только поддержит действующих самозанятых, но и «обелит» данный пласт населения страны.
  3. Внедрить новые подходы в непрерывной работе субъектов бизнеса в условиях пандемии: установление четких санитарных норм и требований; внедрение цифрового контроля за соблюдением санитарных требований с четким разделением ответственности бизнеса и населения; внедрение «Электронного санитарного паспорта предприятия» (согласие предприятий на установку дистанционного контроля); усилить контроль за долей местного содержания со стороны МИО, пересмотр способа закупок. Необходимо создавать максимальный внутренний спрос для отечественных товаров за счет регулируемых закупок.
  4. Решить системные проблемы бизнеса за счет внедрения «умного» регулирования предпринимательства с «чистого листа» с учетом опыта Грузии, Эстонии и других стран Восточной Европы. Реализация проекта «Правительство для бизнеса».
  5. Создать единый ситуационный центр по занятости. В рамках данного центра проводить оперативный ежедневный сбор первичных данных с регионов: о состоянии предприятий (в том числе по «простоям», сокращениям и отпускам без сохранения зарплаты); о последствиях карантинных мер; данные по обращениям за отсрочками по кредитам в БВУ и налогам в ДГД.
  6. На основе проведенного скрининга регионов разработать и принять программы развития отраслей экономик для каждой области. Выявить отрасли с наибольшей долей занятости с учетом общей стагнации и начать трудоустройство граждан.
  7. Пересмотреть индикативы всех государственных программ поддержки предпринимательства, упор сделать на необходимость создания постоянных рабочих мест.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!