Беспрецедентные события в Саудовской Аравии, где началась масштабная антикоррупционная кампания, и фактический передел власти сыграли на руку нефтяному рынку, на котором наметилась положительная динамика. Однако эксперты рынка не склонны считать этот фактор долговременным, политологи же говорят о том, что события в Саудовской Аравии могут стать катализатором новых серьезных потрясений на Ближнем Востоке.
5 ноября власти страны объявили о масштабной антикоррупционной кампании и в тот же день было задержано 11 членов королевской семьи, в числе которых принц аль-Валид бен Таляль ибн Абдель-Азиз аль-Сауд, которого считают одним из богатейших людей планеты, чье состояние до ареста составляло примерно 18 миллиардов долларов, после ареста оно сократилось на два миллиарда долларов из-за падения котировок принадлежащих ему компаний. Членов королевской семьи обвиняют в отмывании денег, злоупотреблении властью и растратах. Расследованием занимается специально созданный комитет по борьбе с коррупцией. Правительство планирует изъять порядка до 800 миллиардов долларов в виде активов и наличных средств на счетах предполагаемых коррупционеров, деньги необходимы для восполнения дефицита бюджета страны, который образовался из-за падения цен на нефть.
Сам бюджетный дефицит по итогам года прогнозируется на уровне 53 миллиардов долларов. Генеральный прокурор Саудовской Аравии Сауд аль-Муджиб выступил со специальным обращением, в котором отметил, что в последние годы из-за систематической коррупции и растрат королевство потеряло около 100 миллиардов долларов. Сейчас в отработке Генпрокуратуры по коррупционным преступлениям находится более 200 человек, большая часть из которых – высокопоставленные чиновники. Сауд аль-Муджиб заявил, что у властей королевства есть все основания принять меры по заморозке персональных банковских счетов лиц, обвиняемых в коррупции. Вместе с тем эксперты связывают происходящие в Саудовской Аравии события не столько с желанием властей побороть коррупцию, сколько с внутренними разборками в королевской семье за власть и влияние. Наследный принц Мухаммед бен Салман решил укрепить собственную власть в Саудовской Аравии на фоне усиления противоречий как внутри королевской семьи, так и роста недовольства среди граждан, чьи доходы стали стремительно падать в последнее время.
Фактор геополитической напряженности
Эр-Рияд идет на отчаянные шаги. Так, например, стало известно, что власти Саудовской Аравии фактически удерживают под домашним арестом премьер-министра Ливана Саада Харири, который в начале ноября прибыл в королевство. Агентство Reuters узнало, что Харири удерживается в Саудовской Аравии силой. Сам Харири, наполовину ливанец, наполовину саудовец, был тесно связан с Саудовской Аравией — строительная компания Saudi Oger, которой владела семья политика, доминировала на саудовском рынке многие годы. Тем временем на Ближнем Востоке замаячила тень войны. Так, министр Саудовской Аравии по делам Персидского залива Тамер аль-Сабхан в интервью Al Arabia сказал, что возможно применение военной силы, которую Ливан готовит в отношении Саудовской Аравии.
"Мы будем относиться к правительству Ливана как к провокаторам против Саудовской Аравии", – подчеркнул он. Эр-Рияд обвиняет Ливан в тайной поддержке террористической организации "Хезболла", которая активно выступает против саудитов.
Саудовская Аравия приказала своим гражданам покинуть Ливан в четверг, порождая приводящий в недоумение кризис между двумя арабскими государствами и порождая опасения, что это может привести к экономическому кризису или даже войне, сообщет The New York Times. Кроме королевства, после отставки Харири Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Кувейт призвали своих граждан не ездить в Ливан, а тем, кто уже находится в стране, уезжать как можно скорее.
Таким образом, происходящее сейчас в королевстве вызывает много вопросов, однако это неожиданным образом оказалось выгодно нефтедобывающим странам, включая Казахстан, ведь на фоне неопределенности котировки на топливо резко пошли вверх.
Молодой принц решил расчистить поле
По словам ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, последние события в Саудовской Аравии беспрецедентны в современной истории страны. Арестованы 11 принцев, 4 министра, 38 иных высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Мотивы этого, очевидно, глубже и шире, чем только объявленная причина – борьба с коррупцией. Эксперт заметил, что ключевая фигура происходящих процессов – молодой принц Мохаммед бен Сальман, которого пять месяцев назад назначил наследником престола его отец, король Салман ибн Абдель Азиз аль-Сауд. Принц начинает радикальные реформы в королевстве. Речь идет о преодолении зависимости от экспорта нефти, приоритете развития современных технологических кластеров, то есть фактически о революционной модернизации экономики. В таких масштабных преобразованиях неизбежно затрагиваются интересы традиционных существующих элит, в том числе коррупционные. Это может препятствовать осуществлению планов реформ. Кроме того, король в ближайшие месяцы может отречься от престола. И нужно обеспечить отсутствие наследственных притязаний со стороны других членов королевской семьи.
Аналитик подчеркнул, что происходит концентрация политической и экономической власти в стране. Для рынка нефти это фактор роста. Принц Мохаммед выступает за ограничение ее экспорта, уменьшение квот на добычу. Его усиление означает вероятность дальнейшего уменьшения предложения нефти. Г-н Гойхман заметил, что примечательно, что события происходят в преддверии встречи ОПЕК+ 30 ноября. На ней может быть поднят вопрос о дальнейшем продлении соглашения о сокращении добычи, которое заканчивается в марте 2018 года. Но аресты в Саудовской Аравии – не основной фактор для нефти, а лишь сильный повод, из-за которого котировки Brent резко подскочили выше 64 долларов за баррель, отметил он.
"Общие же причины роста цен заключаются в следующем. Рынок стал ощущать реальное сокращение избытка предложения вследствие соглашения ОПЕК+. Уровень его выполнения достаточно высок, и в октябре составил 92% против 86% месяцем ранее. Сейчас запасы в странах ОЭСР превышают средний уровень за пять лет на 160 млн баррелей, а с начала года они уменьшились на 178 млн баррелей. Проявлением постепенного преодоления избытка предложения нефти выступает уменьшение запасов в США. Таким образом, не оправдываются опасения прошлых месяцев о том, что рост добычи в США, Ливии, Нигерии и иных странах, не вошедших в соглашение, компенсирует его действие. При значимом повышении спроса, прежде всего в Азии, балансировка рынка идёт достаточно активно. МЭА в октябре повысило на 0,1 млн баррелей прогноз среднедневного спроса в 2017 году. Однако все это не означает потенциал безграничного движения котировок вверх. Достигнутые высокие цены могут стать основанием для того, чтобы страны ОПЕК+ постепенно выходили из соглашения после I квартала 2018 года. Это становится главной интригой для рынка на предстоящие недели. Кроме того, высокие цены будут стимулировать и повышение добычи в США и иных странах и уменьшение покупок, особенно спекулятивных", – сказал Марк Гойхман.
По его словам есть ограничения в возможностях движения цен вверх. Техническое сопротивление располагается на уровнях 67-69 долларов. Будущая балансировка рынка во многом уже заложена в текущих ценах. На ближайшие месяцы есть вероятность стабилизации котировок в диапазоне 56-66 долларов за баррель, убежден он.
На руку нефти
Главный аналитик компании "Казахстанский финансовый центр" Алиби Нурбаев считает, что в Саудовской Аравии происходит то, что мы уже давно наблюдаем в соседних странах – попытка обновления. Изменения прошли в Марокко, где короля Хасана II сменил его сын Мухаммед, в Сирии, где Хафеза Асада сменил его сын Башар Асад, и в Иордании, где к власти пришел молодой король Абдалла II. В Саудовской Аравии в качестве реформатора и будущего наследника трона был избран Мухаммед бин Салман. На данный момент молодому наследнику ничего не удалось предпринять для своей страны. После обвального падения цен на нефть до рекордного минимума экономика Саудовской Аравии сильно пострадала, и отсутствие применения каких-либо мер вызывает резкое недовольство у народа, заметил он.
"И вот началась очередная попытка обновления, то есть навести порядок в семье, но каким путем, путем жесткой чистки. Принц Салман решил начать с коррупции, по его мнению, есть ряд лиц, которые поставили свои интересы выше общественных, чтобы иметь возможность незаконно присваивать огромные состояния. Похоже, принц Салман хочет убить сразу трех зайцев одним выстрелом, а это расчистить себе путь к трону путем жесткой кадровой чистки, внушительно пополнить золотовалютный резерв страны, а также поднять цены на нефть. Масштабная кадровая чистка шокировала инвесторов и озадачила аналитиков, ведь цены на нефть в связи с этими событиями подскочили до максимума двухлетней давности. Не стоит забывать, что уровень выполнения соглашения по сокращению добычи нефти достиг 92% по сравнению с показателями за сентябрь 86%. Фундаментальный фактор рынка нефти работает в пользу "бычьего" сценария. Сейчас почти все факторы идут в пользу роста. Но если сравнить показатели спроса на нефть за 2016 и 2017 годы, следует отметить, что спрос снизился именно в 2017 году", – заметил аналитик.
По его словам, с технической точки зрения нефть марки Brent коснулась линии сопротивления, которая будет решающей. 200-недельное скользящее среднее значение проходит на уровне 62,90 долларов за баррель и, скорее всего, будет служить серьезной проблемой для развития "бычьего" тренда. Закрепление цены выше данного уровня может послужить дальнейшему развитию "бычьего" тренда. В противном случае "быки" должны быть осторожными на текущих уровнях, ложный пробой данного уровня может привлечь внимание "медведей", ведь соотношение риска-вознаграждения становится привлекательным для открытия шорт-позиций. Следующая сильная зона сопротивления находится на отметке 69,60-71,40 доллара, заметил он.
Примечательно, что Саудовская Аравия третий месяц подряд увеличивает поставки нефти на мировой рынок. Государственная нефтяная компания королевства Saudi Aramco в ноябре планирует отгружать покупателям 7,15 млн баррелей в день. Это рекордный с лета уровень. По сравнению с октябрем экспорт будет увеличен на 160 тысяч баррелей в сутки, а сентябрьский показатель будет превышен на 440 тысяч баррелей ежедневно. По сравнению с прошлым годом Saudi Aramco по-прежнему находится в режиме ограничения экспорта, но разница постепенно сокращается: в октябре она составляла 0,4 млн баррелей в день, а в ноябре упала до 0,1 млн.
Аскар Муминов