По данным грузинских СМИ, в середине ноября текущего года Грузия намерена приступить к реализации нового инфраструктурного проекта – строительству нового порта Анаклия на Черном море.
Первый этап строительства стоимостью 586 миллионов долларов рассчитан на пропускную способность порта в восемь миллионов тонн контейнерных грузов. Новый терминал глубоководного порта Анаклия должен открыться в 2020 году. К этому сроку его мощность должна возрасти до 20 миллионов тонн в год.
С завершением этого проекта власти Грузии рассчитывают вдвое увеличить проводимость своей страны в части контейнерных перевозок между Западом и Азией.
Об этих планах грузинских друзей сообщил и чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Тбилиси Ермухамбет Ертысбаев во время августовского брифинга в Астане.
Отвечая на вопросы журналистов о судьбе казахстанских активов в этой закавказской республике, дипломат поделился своим видением. В частности, говоря о Батумском терминале, он высказал обеспокоенность.
"Есть проблема, которая остро встанет в ближайшие годы. Грузины решили строить четвертый порт Анаклия. Они нашли хорошее глубоководное место недалеко от Абхазии. Скоро начнется его строительство, и в перспективе Батумский порт будет открыт только для гражданских судов. Это будет туристический центр. И, возвращаясь к теме рискованных инвестиций, я говорил еще в 2013 году, что Батумский терминал целесообразно, пока еще у него достаточно привлекательная цена, продать и переместиться в порт Анаклия", – сказал господин Ертысбаев.
Напомним, что владельцем Батумского терминала является национальная компания "КазТрансОйл", которая в 2006 году приобрела его в аренду на 49 лет за 92 миллиона долларов. Это приобретение объясняли необходимостью получения прямого выхода для главных казахстанских экспортных товаров – нефти и зерна – через Черное море на рынки Ближнего Востока, Египта, Европы.
"Но ситуация в последние годы серьезно изменилась. Первоначально планировалось, что объем перевалки казахстанских товаров – нефтепродуктов и зерна – будет не менее шести миллионов тонн в год. Однако до 2015 года мы этот уровень еще как-то сохраняли, но сейчас, увы, недотягиваем", – пояснил тогда г-н Ертысбаев.
Посол назвал еще несколько причин. Во-первых, заработал трубопровод КТК, и казахстанская нефть прямиком на мировые рынки пошла через территорию России. Это быстрее и дешевле, чем вести по Каспию, затем через территорию Азербайджана в Грузию, чтобы снова осуществить перевалку на Черном море.
"Насколько мне известно, сейчас Батумский терминал перестроился на перевалку фосфорных удобрений, стали, железа. Но это требует внесения изменений в межправсоглашение... Что касается зерна, то сейчас по Черному морю украинское и российское зерно намного ближе, чем казахстанское", – добавил Ертысбаев.
Однако казахстанский дипломат не назвал (либо умолчал) еще одну причину, которая привела к нерентабельности Батумского терминала. Об этом часто пишут грузинские СМИ. Главная проблема так называемого кавказского коридора в том, что стоящий на пути в Грузию Азербайджан старается монополизировать не только автомобильные перевозки, но и железнодорожные.
Тарифы, которые поднимает в одностороннем порядке азербайджанская сторона, сводят на нет все старания Грузии использовать свой транзитный потенциал. А потому предложение казахстанского посла о необходимости Казахстана выйти из Батумского проекта продиктована прагматичными интересами.
Во время XI форума KazEnergy в Астане в числе гостей был и министр энергетики Грузии Илья Элошвили. В интервью abctv.kz он рассказал о будущем Батумского терминала с точки зрения грузинских властей.
"Новый порт Анаклия – это глубоководный порт для приема крупнотоннажных судов. А потому конкурировать с Батумским терминалом он не будет. Анаклия станет лишь дополнением Батумскому в создании логистической мощи Грузии", – ответил г-н Элошвили.
На уточняющий вопрос о том, когда же будут достигнуты договоренности с соседним Азербайджаном о принятии единого тарифа по всему кавказскому коридору, грузинский министр затруднился ответить.
"Мы будем строить новые порты, создавать инфраструктуру. И хотя трудно угадать, какая будет ситуация, но мы должны быть готовы к тому моменту, когда политическая и экономическая конъюнктура будет благоприятной. К тому же речь идет не только о транзите казахстанских грузов, но и о привлечении товаров со всей Азии – Китая, Индии... Грузия намерена стать частью Великого Шелкового пути", – резюмировал г-н Элошвили.
Но даже если грузины смогут договориться с азербайджанцами, то нет никакой гарантии, что эти соглашения будут реально выполнены, а тарифы снижены.
Кульпаш Конырова