"Да, они хотят в приватизации участвовать. В приватизации будут требования. Я еще не знаю требования, которые будут выработаны, но там надо будет участвовать в развитии аэропортов. Но я считаю, что такие компании как GMR Group способны это сделать. Они за 13 месяцев построили аэропорт в Турции, крупнейший аэропорт", - прокомментировал посол. GMR Group участвовала в строительстве второго стамбульского аэропорта - имени Сабихи Гекчен, а также в настоящее время управляет крупнейшими международными аэропортами в Индии: имени Индиры Ганди в Дели и имени Раджива Ганди в Хайдарабаде, и участвует в управлении вторым международным аэропортом на Филлипинах - Мактан Себу. Кроме того, компания занимается энергетикой (в управлении несколько различных энергостанция, включая крупнейший из проектов в ее управлении - угольную энергостанцию мощностью 1370 МВт в Райпуре, Индия), транспортным сектором (в управлении компании находятся шесть хайвеев в Индии общей протяженностью 2068 км) и развитием городской инфраструктуры.
Булат Сарсенбаев считает, что индийские компании рассматривают казахстанские аэропорты как транспортный хаб для своей продукции.
"Они рассматривают казахстанские аэропорты как хаб для своей продукции. Какая-то часть товаров из Индии может быть направлена авиаспособом через Казахстан. Им только надо будет дозаправиться и взять груз на борт. Им надо где-то садиться. Это экономически выгодно для компаний. Пока это обсуждается. Например, один из вариантов - это Астана. Как раз Астана расположена между Европой, Россией и тоже может стать хабом", - сказал посол.
Кроме того, посол сообщил, что в ближайшее время может быть открыто прямое авиасообщение между Астаной и Дели.
"Я думаю, что будут (открывать новые авиамаршруты между Казахстаном и Индией – прим. автора), учитывая ЕХРО. Думаю, Астана-Дели первый. До конца этого года – начала следующего года я ожидаю (открытия прямого регулярного авиамаршрута Астана-Дели – прим. автора), потому что если мы хотим ЕХРО мы должны это делать", - сказал он.
По мнению посла, в ближайшие годы взаимный товарооборот между нашими странами может достичь пять млрд долларов. В 2015 году казахстанско-индийский товарооборот составил 1,2 млрд долларов по сравнению с 1,3 млрд долларов в 2014 году.
"Как Ержан (председатель казахстанско-индийского делового совета Ержан Шайкенов - прим.автора) сказал, что мы в ближайшие 2-3 года должны хотя бы до пяти млрд долларов довести торговый оборот. На самом деле это самые скромные наши подсчеты должны так выглядеть. Мы не должны ограничивать себя, но как минимум пять млрд долларов торгового оборота мы должны сделать", - сказал господин Сарсенбаев на казахстанско-индийском деловом совете.
"В 2014 году более одного млрд долларов у нас был оборот. Я его называю диким, потому что мы не прилагали особых усилий, чтобы этот оборот рос. Реальный спрос есть, интерес есть и если действительно будут убраны препятствия и созданы какие-то новые возможности, то, я думаю, предпосылки роста этого товарооборота очень высокие", - сообщил он.
В качестве доказательства возможного резкого роста двустороннего товарооборота Булат Сарсенбаев привел пример торговых отношений с Китаем.
"Я в свое время был генеральным консулом Казахстана в Гонконге в 2003 году и на одном из мероприятий я с удовлетворением говорил, что торговый оборот между Казахстаном и Китаем достиг миллиарда долларов, но на следующий год, я в своем докладе уже говорил, пять млрд долларов, то есть за год буквально вырос товарооборот при политической воле двух стран. Поэтому я не сомневаюсь, что задача, которую мы себе ставим, она осуществима и мы даже знаем, как все это делать. Самое главное только работать", - сказал посол.
Посол сообщил, что помимо традиционно поставляемых товаров Индия готова экспортировать в Казахстан стройматериалы, а сама заинтересована в приобретении казахстанских минеральных удобрений.
В свою очередь, председатель казахстанско-индийского делового совета, председатель правления АО "TengriBank" Ержан Шайкенов сообщил, что в Петропавловске могут начать собирать индийские трактора Sonalika.
"Здесь также хотелось бы отметить, что благодаря Булату Сергазиевичу (послу РК в Индии Булату Сарсенбаеву - прим.автора) мы получили потенциального инвестора из Индии – компания Sonalika. Они производят трактора в Индии. В свою очередь мы нашли при "Самрук-Казына" инвесторов. Реализован проект, у нас здесь присутствует представитель компании "КазТехМаш". И вот мы две компании поженили, пытаемся, по крайней мере, поженить, чтобы они совместно организовали сборку этих индийских тракторов в Казахстане", - сказал господин Шайкенов на казахстанско-индийском деловом совете.
Жанболат Мамышев