DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 283,30 Brent 36,55
Индия вступает в борьбу за Центральную Азию

Индия вступает в борьбу за Центральную Азию

Дели хочет соединить железнодорожные пути ЦА с крупнейшим иранским портом.

14 Январь 2019 17:16 12945

Индия вступает в борьбу за Центральную Азию

Автор:

Аскар Муминов

Фото: mfa.gov.kz

В Самарканде завершилась первая министерская встреча в формате Центральная Азия + Индия + Афганистан, которая ознаменовала рост интереса Дели к региону. Эксперты считают, что Индия решила отойти от своей прежней политики невмешательства в Центрально-Азиатский регион, и будет проводить более активную политику, и может стать ещё одним центром силы наряду с США, Россией и Китаем.

В Самарканд на встречу съехались главы внешнеполитических ведомств Индии – Сушма Сварадж, Кыргызстана – Чингиз Айдарбеков, Таджикистана – Сироджиддин Мухриддин, Туркмении – Рашид Мередов, Казахстана – Бейбут Атамкулов и Афганистана – Салахуддин Раббани. Встречал гостей глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов.

По официальным сообщениям, на встрече были затронуты меры содействия росту взаимной торговли, перспективам укрепления взаимодействия в области привлечения инвестиций, инноваций, технологий в экономику стран региона, развитию транзитного и транспортно-коммуникационного потенциала государств Центральной Азии, увеличению туристических поездок, а также осуществлению конкретных совместных проектов в сферах науки, медицины, образования и спорта.

Одна из центральных тем встречи – обеспечение мира в Афганистане. Дели предложил улучшить ситуацию в этой стране, в том числе путём представления больших прав для местных женщин. Страны ЦА по традиции выразили озабоченность ростом террористической угрозы в Афганистане.

Также в ходе обсуждения затрагивались вопросы привлечения инвестиций из Индии в страны ЦА, инноваций и технологий в ключевые отрасли промышленности, энергетики, информационных технологий, фармацевтики, сельского хозяйства, образования. Страны ЦА и Индия хотят сотрудничать в сфере малого и среднего бизнеса, развития стартапов и венчурного бизнеса.

Иранский порт как ворота в Индию

В свою очередь представители Индии главным образом напирали на развитие транспортных проектов, в том числе Дели присоединился к ашхабадскому соглашению о создании международного транспортного и транзитного коридора. Индусы хотят совместно со странами ЦА развивать туризм, в том числе путём создания комбинированных туров в ЦА.

Индия предложила создать консорциум с участием стран региона по соединению железнодорожных маршрутов Казахстан – Туркменистан – Иран и Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран с портом Чабахар для транспортировки грузов из ЦА в Индию.

Стоит отметить, что Чабахар – крупнейший иранский порт, расположен на юго-востоке страны, на побережье Оманского залива, он подразделяется на два терминала: Шахид-Калантари и Шахид-Бехешти. Иран, Индия и Афганистан уже подписали соглашение о транзите товаров через порт, теперь в Дели ожидают присоединения к проекту стран ЦА.

Индия выделила 150 млн долларов на развитие Чабахара, в свою очередь Дели достиг соглашение с Россией по развитию международного транспортного коридора «Север – Юг», в схему которого может быть подключён и данный порт. Как известно, для Казахстана проект «Север – Юг» является одним из приоритетных, он позволяет переориентировать экспортные поставки через Россию и Чёрное море в страны Персидского залива, в особенности зерно.

Итогом переговоров стало принятие совместного заявления министров о развитии взаимовыгодного сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии.

Эксперт Центра экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов отметил, что Индия решила начать выстраивать более тесные отношения с Центральной Азией, видимо, пересмотрев свои внешнеполитические ориентиры.

Новый формат отношений

Г-н Хамидов подчеркнул, что с момента обретения странами региона независимости Дели довольно осторожно вкладывал средства в него. Сами государства региона также не делали серьёзной ставки на индийское присутствие, отдавая приоритет Китаю, США и России. Так, например, в своё время Казахстан предпочёл Индии Китай в кашаганском проекте, что в Дели восприняли весьма болезненно, подчеркнул г-н Хамидов.

По его словам, индийский фактор в Центральной Азии пока мало кто рассматривает серьёзно, между тем это быстрорастущий мировой гигант, и, по оценкам международных финансовых институтов, Индия может обойти Китай по темпам экономического роста в ближайшее десятилетие, поэтому страна нацеливается на новые перспективные рынки, считает аналитик.

«Что Индия может дать Казахстану и другим странам ЦА? В первую очередь это инвестиции в обмен на логистические выгоды, которые может получить Дели от транспортных маршрутов региона. Конечно, индусы заинтересованы в природных ресурсах региона – это и золото, и нефть, и урановая руда. Дели намерен вкладывать в эти отрасли, что может оказаться взаимовыгодно и для стран ЦА. Для Казахстана индийский фактор может стать предметом геополитического маневрирования, можно вспомнить, как Нурсултан Назарбаев в своё время пытался выступить модератором в разрешении индийско-пакистанского конфликта. Поэтому, думаю, в Астане с особым интересом следили за встречей, применяли возможные выгоды от неё», – сказал Алишер Хамидов.

Не только политика, но и экономика

Ведущий специалист Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета из Индии, Бхавна Деви отметила, что начиная где-то с 2015 года Дели начал рассматривать Центральную Азию не как восточное подбрюшье бывшего Советского Союза, а как отдельно взятый перспективный регион.

Тогда и началась выработка новой стратегии в отношении ЦА, которая сейчас сформировалась в форме нового формата отношений, который был сформулирован на встрече в Самарканде. Энергетика, машиностроение, IT-технологии, фармацевтика, строительство, аграрное производство – это те отрасли, которые представляют интерес для инвестиций в Казахстане и других странах ЦА, считает г-жа Деви.

Она поясняет, что сейчас больше всего Дели в Казахстане интересует возможность транспортировки грузов, проблема заключается только в отсутствии необходимых маршрутов. Индия прорабатывает пути транспортировки нефти и газа в Индию, рассматривается возможность доставки углеводородов в Иран через Каспийское море и транспортировку через иранский трубопровод.

По словам аналитика, если раньше Индия в основном делала ставку в регионе на политический диалог, то теперь формат экономического сотрудничества будет играть не меньшую роль, чем политика.

Г-жа Деви заметила, что в этом аспекте Дели интересно закупать у Казахстана нефть и уран, из Индии в Казахстан активно экспортируется чай, фармацевтические изделия, косметика, текстиль. Есть потенциал в расширении поставок пищевых продуктов и в сфере медицины и телекоммуникационных технологий, перечислила эксперт.

Стоит отметить, что товарооборот между Казахстаном и Индией за 2018 год превысил 1 млрд долларов. Практически 80% товарооборота составляет экспорт Казахстана в Индию. Сейчас в РК зарегистрировано почти 500 казахстанско-индийских совместных предприятий.

Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Мой массовый и нудный спорт

«Дворовая физкультура» в Казахстане не будет развиваться ввиду отсутствия системы управления спортобъектами.

25 Февраль 2020 14:46 1743

Мой массовый и нудный спорт

Фото: Олег И. Гусев

24 февраля в ходе правительственного часа в мажилисе обсуждались перспективы развития массового спорта в стране. Депутаты неплохо подготовились и достаточно активно высказывались по этому вопросу.

По словам Гульшары Абдыкаликовой, в Казахстане сфера физкультуры и спорта финансируется по остаточному принципу и занимает лишь 1,4% от ВВП. Затем она добавила, что сейчас в стране не хватает 600 тысяч квадратных метров спортивных площадок:

«Только треть населения Казахстана занимается спортом, тогда как в европейских странах, Канаде, Австралии и Японии этот показатель достиг 60%. В Алматинской, Костанайской областях были закрыты детско-юношеские клубы. В Алматы их вовсе нет. 27% школ не имеют спортзалов, где детям заниматься спортом. К сожалению, нам не удалось возвести здоровый образ жизни в число приоритетных направлений», – резюмировала депутат.

Гульмира Исимбаева посчитала, что количество спортплощадок в стране в два раза ниже необходимого уровня:

«В соответствии с государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденными приказом министерства экономики РК от 2014 года, в стране должно быть 80 квадратных метров спортивных площадок на каждую тысячу человек. Но на сегодняшний день в стране на тысячу человек приходится 47 квадратных метров спортплощадок».

Но товарищи депутаты не увидели главного.

Давайте рассмотрим развитие массового спорта и использование спортивной инфраструктуры в реале на примере города первого президента.

История началась в начале 2017 года, когда житель Темиртау Валерий Кравченко обратился к акиму Галыму Ашимову с необычным предложением.

«В районе домов 59 и 61 по проспекту Республики находятся останки футбольной площадки – остовы от ограждения с разодранной сеткой, искусственного покрытия там уже нет, а сама клетка заросла травой по пояс. Отдайте эту площадку (по сути, только рамы ограждения) нам во двор, и мы сами ее восстановим».

Аким дал разрешение, и площадку (за собственные средства Валерия и методом народной стройки) демонтировали, перевезли во двор на пр. Металлургов, 3/1, подлатали, и теперь летом там гоняют мяч дети. Желательно, конечно, настелить нормальное покрытие, а не бегать по отсеву, но на это денег нет.

У Валерия Кравченко, к слову, трое сыновей. Старший сын, Владислав, стал футболистом и играет за алматинский «Кайрат». Средний, Егор, – хоккеист команды «Юность» (2008 г. р.). В Караганде родители не платят за тренировки детей, как в Алматы. Самый маленький, Александр, еще ходит в детский сад и пока еще не определился с выбором спортивной секции.

Тем же летом наш герой, приехав в гости к товарищу на 4 «А» квартал, обратил внимание на погибающий хоккейный корт, на котором уже отрывали искусственное покрытие, сняли несколько секций верхнего ограждения из рабицы и утащили калитку с воротами. На площадке были завалены, но еще «на соплях» держались борта.

Через месяц корт своим разграбленным видом уже вызывал жалость.

Новый поход к акиму, обращение к депутатам, вплоть до Мухтара Тиникеева, и долгожданное разрешение на передислокацию получено. Демонтаж производили уже в ноябре, поэтому установкой корта во дворе на Металлургов, 3/1, тем же методом народной стройки занялись следующим летом.

Он получился без искусственного покрытия и меньше проектного, поскольку «траву» и несколько секций просто растащили еще на прежнем месте. Но зато на площадке есть освещение и даже играет музыка!

«На этом корте мы провели уже второй турнир среди дворовых команд на открытом льду: первый – в феврале 2019 года, а второй буквально несколько дней назад», – рассказывает общественник.

Кроме Валерия Кравченко, в Темиртау есть еще два «сумасшедших», которые самостоятельно заливают лед и собирают на игры команды: Александр Реймер (Старый город) и Евгений Пестов (8-й микрорайон).

В нынешнем году на турнир памяти детского тренера Александра Потайчука, кроме трех темиртауских детских дружин, приехала еще и команда «Юность» из Караганды, где играют дети 2008 года рождения.

«Нужны были призы, медали, грамоты, подарки, автобус для юных гостей из области, придумать горячий чай и какое-то питание для пацанов. Носились по городу как угорелые. Помог аким, помогли предприниматели. Когда все закончилось, мы реально перекрестились», – улыбается Валерий.

Второй ежегодный детский турнир по дворовому хоккею на открытом льду памяти детского тренера Александра Анатольевича Потайчука, февраль 2020 года

К чему было такое длинное предисловие? Развитие массового спорта невозможно без свободного доступа к спортивной инфраструктуре.

Хоккейных кортов и хоккейных площадок в свое время в Темиртау установили множество: с 2007 по 2017 год их поставили числом 23. И это еще не считая наличия советских железных коробок, чудом сохранившихся практически в каждом микрорайоне.

Новые корты бодро устанавливали, красиво за них отчитывались, но на баланс ОЖКХ, ОКМС или КСК их не поставили. А поскольку хозяина у этих спортобъектов не было и следить за их состоянием было некому, то начался безнаказанный разгул вандализма.

Был даже интересный случай, дошедший до Верховного суда (!), когда местные жители порезали и сожгли покрытие на корте, а предпринимателя, поскольку он давал трехлетнюю гарантию, суд заставил за свои деньги восстановить искусственную траву.

«Площадки надо брать на городской баланс и выделять деньги на их полноценное содержание. Нужны тренеры, нужна еженедельная заливка льда в зимнее время. А где брать воду, если в подвале каждого дома стоит общедомовой прибор учета? Мы после каждого снегопада по несколько часов машем лопатой на площадке, очищая лед от снега. Кто будет этим заниматься на коммунальном корте – дворник? Смешно сказать, чуть ли не в каждой школе есть корт, но они простаивают, а заливаются и очищаются в городе всего только три. И то только тремя сумасшедшими», – разводит руками Валерий Кравченко.

Следует отметить одну очень интересную деталь: поскольку об этом «народном корте», куда приезжают покататься со всего города, постоянно пишут в соцсетях, то на протяжении нескольких месяцев темиртаусцы привозили на него б/у коньки, защиту, клюшки, свитера, гетры и многое другое из хоккейной амуниции, что тут же раздавалось детворе. По меньшей мере 45 детей свои первые коньки или клюшки бесплатно получили именно здесь.

И, возвращаясь к правительственному часу в мажилисе, приведем мнение депутата Нуржана Альтаева, который правильно предложил изменить приоритеты в развитии массового и профессионального спорта:

«Зачем тратить десятки миллионов долларов, приглашая иностранных спортсменов? Давайте направим эти деньги на строительство спортивных площадок, футбольных полей во дворах наших домов, куда наши дети практически перестали выходить».

Предложение замечательное. Однако на практике мы видим, что даже при наличии спортивной инфраструктуры во дворах у нас в стране нет системы управления ею.

Александр Реймер с командой «Старый город»

Как нет у нас и такого количества сумасшедших энтузиастов, которые будут тратить свое время, деньги и нервы на содержание площадок и организацию занятий с детьми.

И, по всей видимости, лучше старой советской системы детских дворовых клубов с закрепленными к ним своими спортплощадками и тренерами придумать пока нечего.

Олег И. Гусев

Мост через Бухтарму восточноказахстанцы увидят в 2023 году

Стоимость проекта может вновь подвергнуться корректировке.

05 Февраль 2020 10:57 934

Мост через Бухтарму восточноказахстанцы увидят в 2023 году

Фото: Жанар Асылханова

Об этом в ходе пресс-конференции сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов. По данным на сегодняшний день, строительство важного объекта обойдется бюджету в 30,2 млрд тенге. Предполагается, что 90% этих средств выделят из республиканской, 10% – из областной казны. На сегодня из областного бюджета на начало реализации проекта выделено 500 млн тенге. На эти средства проведут работы по обустройству строительного участка, мобилизация техники и другие подготовительные работы.

«В этом году по поручению президента страны планируется начать строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе. До этого была разработана проектно-сметная документация, она остается в силе. Кроме того, подана бюджетная заявка в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, комитет автомобильных дорог о выделении средств в этом году в размере 5 млрд тенге. Вопрос о финансировании, по заверению комитета автодорог, будет рассмотрен на уточнение республиканского бюджета в марте. В данный момент конкурсная документация подготовлена, сейчас управление госзакупок и коммунальной собственности области готовится к проведению госзакупок на определение подрядчика», – рассказал Нуржан Жумадилов.

Конкурс объявят до 10 февраля. Кто будет подрядчиком, станет известно в конце апреля. Как начнется строительство, говорит руководитель управления, проектно-сметная документация будет корректироваться.

«Пока срок ПСД действует, начнем. Мост будет расположен на самом узком месте Бухтарминского водохранилища, в районе села Куйган. Работы начнутся с правого берега. Подъездные пути в сторону Куйгана по правому берегу, это 2,5 км, заложены в проект. Также требуется строительство дороги от Казнаковской переправы в сторону Куйгана порядка 15-16 км, это как по проекту будет. На сегодня отдельно проводится и близится к завершению конкурс на технико-экономическое обоснование строительства дороги. Будет построена подъездная дорога и с левого берега», – продолжил глава ведомства.

На сегодня в месяц через Казнаковскую переправу паромом перевозится около 10 тысяч авто. Это притом что работает только один паром, другой вышел из строя. По словам специалистов и местных жителей, после ввода в эксплуатацию моста интенсивность движения повыситься, так как автомобильный поток пойдет со стороны Зайсанского, Курчумского, Катон-Карагайского районов.

«Когда рассматривался вопрос строительства моста по государственно-частному партнерству, рассматривался вопрос платности проезда через мостовой переход. Так как теперь объект будет возводиться за счет государства, пока вопрос платности не рассматривается, но определенная плата, я думаю, будет. Мост будет большой, и его нужно содержать. Я думаю, символическая плата будет, значительно меньшая сумма, чем оплата за проезд на пароме», – отметил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов.

Вопрос строительства мостовой переправы через Бухтарминское водохранилище активно обсуждается на протяжении нескольких лет. В 2017 году inbusiness.kz писал о том, что отсутствие значительно осложняет жизнь курчумских жителей. Из-за труднодоступности за последние годы население района сократилось вдвое, нет рынка сбыта, туризм не развивается, предприятия консервируются. Единственное, что связывает с «цивилизацией», – это паром, который в последнее время тоже создает немало проблем. Власти региона все это время искали источники финансирования проекта строительства двухполосного моста длиной в 1300 метров и шириной 13 метров. Первоначальная стоимость проекта была 11,4 млрд тенге, потом эта сумма поднялась до 35 млрд тенге. Однако желающие взяться за строительство моста зарубежные инвесторы так же быстро исчезали, как и появлялись. Между тем, срок действия проектно-сметной документации на объект истекал.
«Инвесторы хотят быстро вернуть свои деньги. А по условиям акима области возврат средств должен осуществиться в срок не менее 10 лет. Если 30 млрд, то в год областной бюджет 3 млрд тенге потянет. А если большая сумма будет, то будет сложно ее выплачивать. Вот поэтому инвесторы говорят, что придут, но не приходят», – пояснил Нуржан Жумадилов.

Напомним, 19 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату ВКО совместно рассмотреть вопрос выделения средств на строительство моста на Бухтарминском водохранилище. Он отметил, что жители Курчумского района ВКО передвигаются посредством старого парома, которому уже более 50 лет. Глава государства указал на то, что данный вопрос важен для района с населением более 20 тыс. человек.

Жанар Асылханова, ВКО

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: