В Самарканде завершилась первая министерская встреча в формате Центральная Азия + Индия + Афганистан, которая ознаменовала рост интереса Дели к региону. Эксперты считают, что Индия решила отойти от своей прежней политики невмешательства в Центрально-Азиатский регион, и будет проводить более активную политику, и может стать ещё одним центром силы наряду с США, Россией и Китаем.
В Самарканд на встречу съехались главы внешнеполитических ведомств Индии – Сушма Сварадж, Кыргызстана – Чингиз Айдарбеков, Таджикистана – Сироджиддин Мухриддин, Туркмении – Рашид Мередов, Казахстана – Бейбут Атамкулов и Афганистана – Салахуддин Раббани. Встречал гостей глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов.
По официальным сообщениям, на встрече были затронуты меры содействия росту взаимной торговли, перспективам укрепления взаимодействия в области привлечения инвестиций, инноваций, технологий в экономику стран региона, развитию транзитного и транспортно-коммуникационного потенциала государств Центральной Азии, увеличению туристических поездок, а также осуществлению конкретных совместных проектов в сферах науки, медицины, образования и спорта.
Одна из центральных тем встречи – обеспечение мира в Афганистане. Дели предложил улучшить ситуацию в этой стране, в том числе путём представления больших прав для местных женщин. Страны ЦА по традиции выразили озабоченность ростом террористической угрозы в Афганистане.
Также в ходе обсуждения затрагивались вопросы привлечения инвестиций из Индии в страны ЦА, инноваций и технологий в ключевые отрасли промышленности, энергетики, информационных технологий, фармацевтики, сельского хозяйства, образования. Страны ЦА и Индия хотят сотрудничать в сфере малого и среднего бизнеса, развития стартапов и венчурного бизнеса.
Иранский порт как ворота в Индию
В свою очередь представители Индии главным образом напирали на развитие транспортных проектов, в том числе Дели присоединился к ашхабадскому соглашению о создании международного транспортного и транзитного коридора. Индусы хотят совместно со странами ЦА развивать туризм, в том числе путём создания комбинированных туров в ЦА.
Индия предложила создать консорциум с участием стран региона по соединению железнодорожных маршрутов Казахстан – Туркменистан – Иран и Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран с портом Чабахар для транспортировки грузов из ЦА в Индию.
Стоит отметить, что Чабахар – крупнейший иранский порт, расположен на юго-востоке страны, на побережье Оманского залива, он подразделяется на два терминала: Шахид-Калантари и Шахид-Бехешти. Иран, Индия и Афганистан уже подписали соглашение о транзите товаров через порт, теперь в Дели ожидают присоединения к проекту стран ЦА.
Индия выделила 150 млн долларов на развитие Чабахара, в свою очередь Дели достиг соглашение с Россией по развитию международного транспортного коридора "Север – Юг", в схему которого может быть подключён и данный порт. Как известно, для Казахстана проект "Север – Юг" является одним из приоритетных, он позволяет переориентировать экспортные поставки через Россию и Чёрное море в страны Персидского залива, в особенности зерно.
Итогом переговоров стало принятие совместного заявления министров о развитии взаимовыгодного сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии.
Эксперт Центра экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов отметил, что Индия решила начать выстраивать более тесные отношения с Центральной Азией, видимо, пересмотрев свои внешнеполитические ориентиры.
Новый формат отношений
Г-н Хамидов подчеркнул, что с момента обретения странами региона независимости Дели довольно осторожно вкладывал средства в него. Сами государства региона также не делали серьёзной ставки на индийское присутствие, отдавая приоритет Китаю, США и России. Так, например, в своё время Казахстан предпочёл Индии Китай в кашаганском проекте, что в Дели восприняли весьма болезненно, подчеркнул г-н Хамидов.
По его словам, индийский фактор в Центральной Азии пока мало кто рассматривает серьёзно, между тем это быстрорастущий мировой гигант, и, по оценкам международных финансовых институтов, Индия может обойти Китай по темпам экономического роста в ближайшее десятилетие, поэтому страна нацеливается на новые перспективные рынки, считает аналитик.
"Что Индия может дать Казахстану и другим странам ЦА? В первую очередь это инвестиции в обмен на логистические выгоды, которые может получить Дели от транспортных маршрутов региона. Конечно, индусы заинтересованы в природных ресурсах региона – это и золото, и нефть, и урановая руда. Дели намерен вкладывать в эти отрасли, что может оказаться взаимовыгодно и для стран ЦА. Для Казахстана индийский фактор может стать предметом геополитического маневрирования, можно вспомнить, как Нурсултан Назарбаев в своё время пытался выступить модератором в разрешении индийско-пакистанского конфликта. Поэтому, думаю, в Астане с особым интересом следили за встречей, применяли возможные выгоды от неё", – сказал Алишер Хамидов.
Не только политика, но и экономика
Ведущий специалист Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета из Индии, Бхавна Деви отметила, что начиная где-то с 2015 года Дели начал рассматривать Центральную Азию не как восточное подбрюшье бывшего Советского Союза, а как отдельно взятый перспективный регион.
Тогда и началась выработка новой стратегии в отношении ЦА, которая сейчас сформировалась в форме нового формата отношений, который был сформулирован на встрече в Самарканде. Энергетика, машиностроение, IT-технологии, фармацевтика, строительство, аграрное производство – это те отрасли, которые представляют интерес для инвестиций в Казахстане и других странах ЦА, считает г-жа Деви.
Она поясняет, что сейчас больше всего Дели в Казахстане интересует возможность транспортировки грузов, проблема заключается только в отсутствии необходимых маршрутов. Индия прорабатывает пути транспортировки нефти и газа в Индию, рассматривается возможность доставки углеводородов в Иран через Каспийское море и транспортировку через иранский трубопровод.
По словам аналитика, если раньше Индия в основном делала ставку в регионе на политический диалог, то теперь формат экономического сотрудничества будет играть не меньшую роль, чем политика.
Г-жа Деви заметила, что в этом аспекте Дели интересно закупать у Казахстана нефть и уран, из Индии в Казахстан активно экспортируется чай, фармацевтические изделия, косметика, текстиль. Есть потенциал в расширении поставок пищевых продуктов и в сфере медицины и телекоммуникационных технологий, перечислила эксперт.
Стоит отметить, что товарооборот между Казахстаном и Индией за 2018 год превысил 1 млрд долларов. Практически 80% товарооборота составляет экспорт Казахстана в Индию. Сейчас в РК зарегистрировано почти 500 казахстанско-индийских совместных предприятий.
Аскар Муминов