Как inDrive.Курьеры стал одним из главных сервисов доставки для бизнеса и как он меняет рынок курьерской доставки в Казахстане и не только, в интервью корреспонденту inbusiness.kz рассказал директор направления inDrive.Курьеры Андрей Кучеренков.
– Андрей, расскажите, каков принцип работы сервиса inDrive.Курьеры?
– В основе работы наших сервисов лежит один и тот же принцип – заказчик сам договаривается о цене и остальных деталях с курьером или таксистом. Получатель публикует адрес, откуда забрать и куда доставить посылку, коротко описывает ее вес и размер, а также предлагает цену. Если цена устраивает курьера, он принимает заказ и выполняет его, а если нет, то есть возможность договориться о другой цене. Курьер может выдвинуть встречное предложение заказчику. В итоге обе стороны приходят к обоюдному согласию.
Если клиент затрудняется сам определить цену заказа, есть опция "рекомендованной цены", которая служит ориентиром и рассчитывается по усредненным ценам на рынке курьерской доставки.
– В 2020 году сервис inDrive.Курьеры был запущен в Казахстане. На сегодняшний день в каких еще городах он доступен?
– Мы запустились во время COVID с идеей поддержки людей и малого бизнеса в этот период. Люди оказались заперты по домам, и для них стала актуальна услуга доставки. С того момента мы активно развиваемся. Сервис представлен в большинстве городов Казахстана: от Актау до Усть-Каменогорска и от Петропавловска до Шымкента. Основные города с точки зрения масштаба бизнеса – Астана и Алматы.
– Что насчет конкуренции? Сейчас очень много популярных сервисов по доставке, сложно ли при такой конкуренции продвигать сервис? Может, он чем-то отличается от других, есть какие-то фишки.
– Я считаю, что конкуренция позволяет клиентам получать лучший сервис, а с учетом бурного развития интернет-торговли и изменения привычек потребителей в Казахстане появление таких сервисов ожидаемо.
При этом наш сервис конкурирует по-другому: клиент сам решает, насколько быстро хочет получить заказ, сам назначает цену – и такая гибкость во всем. Наш основной бизнес – это городские поездки. Он позволяет обеспечить большинство водителей и для доставки, где важно, чтобы курьер приезжал быстро. Примерно в 90% заказов наши курьеры приезжают в среднем в пределах 10 минут, в 50% – за 6-7 минут.
Помимо водителей такси, мы привлекаем мото-, вело- и пеших курьеров. Типы курьерской доставки и их количество отличают нас от других сервисов.
Когда мы даем клиенту выбор, стараемся дать и инструменты, которые позволят ему его легко сделать, опираясь на рейтинги и отзывы. У ряда сервисов клиент получает курьера без выбора.
Основной сегмент наших пользователей – это микро- и малый бизнес. Для них актуальна доставка, так как держать собственного курьера часто попросту невыгодно. Любопытно, что каждый новый клиент уже имеет какой-то опыт взаимодействия с нашим сервисом. Больше 50% заказов делают бизнес-клиенты. Среди выбирающих inDrive.Курьеры, помимо кафе, есть магазины цветов и подарков, кондитерские лавки, разные другие магазины, автомобильные сервисы и т. д.
– Как проводилась подготовка к запуску inDrive.Курьеры в стране? Какие аспекты было важно учесть?
– Так как inDrive работает в Казахстане с 2014 года и является одним из лидеров рынка городских поездок в регионе, к моменту запуска курьерской бизнес-вертикали была накоплена серьезная пользовательская база. Это позволило нам достаточно просто начать бизнес, предложив клиенту новую услугу.
Первое, с чего мы начали, – это конвертировали водителей такси в курьеров. Второе – обучили и показали, как должен выглядеть сервис по стандартам. Третье – начали продвигать сервис внутри приложения. Нам было важно учесть потребности городов и сегментов, которые с нами работают. Например, это развитие разных типов курьерской доставки. Мы поняли, что в крупных городах актуальна доставка на мопедах, и начали развивать это направление.
– Как запуск сервиса меняет рынок курьерской доставки в Казахстане?
– Пользователи могут отправить любой товар в пределах 10 минут. Для бизнеса важная составляющая – это простота. Бизнес может организовать доставку за несколько минут с нуля, никакой бюрократии с договором, счетами и актами и не нужно нанимать своего личного курьера. Можно выбрать подходящего курьера по удобной цене и не беспокоиться о доставке, отслеживая ее с помощью онлайн-трекера. Низкий порог входа и старт без сложных процессов – это основные перемены.
Это также возможность справедливого заработка для курьеров. Низкая комиссия нашего сервиса позволяет им не просто работать, а зарабатывать больше. Курьеры сами выбирают количество заказов, как и сколько им работать. Тут мы выступаем информационной площадкой, которая помогает договориться двум сторонам. Это важное отличие, которое также оказывает влияние на рынок курьерской доставки.
– Как это может помочь малому и среднему бизнесу расширить зону доставки?
– Мне нравится концепция, что inDrive.Курьеры – это сервис, который помогает бизнесу не думать про доставку. Это возможность организовать доставку в один клик, независимо от того, откуда он, при этом не иметь постоянных расходов, как в случае со штатным курьером.
Но у нас есть и другие вертикали, предоставляющие услуги доставки и логистики для бизнеса. Кроме inDrive.Курьеры, мы предлагаем inDrive.Грузовые для перевозок грузов от 20 кг до 20 тонн. В этом сервисе можно выбрать любую машину вплоть до большого грузовика, при этом заказать ее также быстро и просто через приложение. Для крупного бизнеса у нас есть направление inDrive Доставка, которое предлагает логистическую платформу для автоматизации курьерской доставки больших масштабов.
– Как развивается сервис сейчас?
– Мы фокусируемся на развитии сервиса для малого бизнеса. В прошлом месяце завершили первый этап большого проекта по оснащению наших курьеров термосумками, в ближайшее время клиенты из сегмента ресторанов и продуктов питания смогут выбрать эту опцию.
Мы даем бизнесу возможность делать в час пик несколько заказов одновременно. Также планируем внедрить бизнес-аккаунты, удобную web-версию, развернутую аналитику и многое другое.
– Что сейчас происходит с казахстанским рынком доставки? Как он растет?
– Казахстан стал частью мировой индустрии сервисов доставки относительно недавно, но уже бурно растет. Масштаб рынка исчисляется несколькими миллиардами тенге.
По данным бюро национальной статистики РК, в 2019 году оборот рынка доставки готовых блюд составил 1,7 млрд тенге, в 2020-м – 2,4 млрд, а в 2021-м – уже 3,1 млрд тенге. На динамику его роста повлияли: появление на рынке крупных международных игроков в 2019 году, пандемия COVID-19, изменившиеся в связи с этим и иными факторами покупательские привычки и операционные решения компаний. С изменением потребностей пришло и предложение. Это фундаментальный сдвиг.
– Чем в основном недовольны казахстанцы при доставке? Наш Ваш взгляд, что можно улучшить в этом месте?
– Мы постоянно об этом думаем. И если суммировать, то основные потребности пользователей в том, чтобы они могли легко сделать заказ и выбрать курьера. Второе – это скорость прибытия курьера. Третье – цена. Четвертое – гарантия доставки заказа и обратная связь с сервисом. Зачастую это ключевые моменты недовольства. У нас все вопросы решает служба поддержки. Еще обращают внимание на уровень сервиса курьера. Для этого у нас есть рейтинги и другие инструменты, которые подсвечивают опыт курьера.
– В каких еще странах запущен сервис, и где планируете запустить?
– Наш сервис работает в более чем 40 странах, как и сервис городских поездок. Основными регионами развития являются страны Южной, Юго-Восточной Азии. Второй значимый для нас регион – это Латинская Америка. Сейчас активно развиваемся в АРАС (Индонезия, Пакистан), Латинской Америке (Эквадор, Мексика, Колумбия, Перу), Африке и других регионах. Активно развиваем сервис в Индии. Недавно запустили его в Мумбае.