Индустриальные зоны ВКО все ещё пустуют

10313

Для развития индустриальных зон Восточный Казахстан планирует использовать опыт Южно-Казахстанской области.

Индустриальные зоны ВКО все ещё пустуют

По примеру ЮКО в Восточно-Казахстанской области предложили создать ТОО "Управляющая компания индустриальных  зон", которая будет заниматься вопросами послаблений для бизнеса. А именно снижение затрат предпринимателей по электроэнергии, обеспечение инфраструктурой и облегчение условий выделения земельных участков.

"Именно такими показателями в индустриальные зоны можно привлечь инвесторов. Сейчас те участки, которые находятся в коммунальной собственности,  выделяются только через аукционы. И это проблематично. Управляющая же компания со своей стороны будет ставить вопрос на координационном совете и это ускорит рассмотрение выделения. Планируется, что изначально земельный участок будет выдаваться в аренду на один год. Потом, если предприниматель или инвестор начинает какое-либо строительство, аренда будет продлеваться, где по завершению строительства и ввода в эксплуатацию объектаземельный участок возможно будет полностью выкупить", - пояснила заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ольга Григорьева.

Она также отметила, что сейчас на правительственном уровне решается вопрос налоговых и других преференции для бизнеса.

"На сегодня разработана концепция проекта закона РК о специальных экономических зонах и индустриальных зонах, которая в настоящее время находится на согласовании в вышестоящих структурах. Мы думаем, что после принятия данного законодательства развитие индустриальных зон выйдет на должный уровень", - сказала она.

Именно эти проблемы  и неразвитая инфраструктура, по мнению чиновников, являются причиной непопулярности местных индустриальных зон. 

На сегодня три такие зоны в регионе практически пустуют. Еще в мае 2017 года аким области Даниал Ахметов задался вопросом о причинах их незаполняемости и потребовал объяснений с подчиненных.

По словам исполняющего обязанности председателя правления АО НК СПК "Ертіc" Антона Крамаренко,  наиболее развитой инфраструктурой обладает индустриальная зона "по улице Машиностроителей". Индустриальная зона, оценочной стоимостью 646,6 млн тенге,  передана на баланс СПК "Ертіc" в 2013 году от ГУ "Управление энергетики и ЖКХ ВКО". Данная индустриальная зона обладает собственным железнодорожным тупиком, протяженностью 140 метров, имеет линии электропередач и силовой распределительный пункт, мощностью 2 мегаватт, внутреннюю развязку автодорог, повысительную насосную подстанцию и тепловую станцию.

"Необходимо отметить, что на момент передачи этой зоны в СПК "Ертіc" она была в неудовлетворительном состоянии. Отсутствовали запуск системы водоснабжения, канализационные люки были забиты, отсутствовало ограждение, повысительные насосы водоснабжения были сняты, были разграблены электрические ящики. Сегодня СПК уже провел работу по установке новой трансформаторной подстанции и сейчас ведется подведение сметы по дальнейшему развитию инфраструктуры данной индустриальной зоны. Ориентировочная стоимость этих работ будет составлять 36,5 млн тенге. Сейчас ведем корректировку бюджета СПК 2017 года, после чего начнем работу по восстановлению индустриальной зоны, которая предположительно завершится к сентябрю текущего года", - отмечает г-н Крамаренко.

В данное время "по улице Машиностроителей" ведется работа по размещению двух проектов: транспортно-логистического центра АО "КТЖ Экспресс" и строительство многофункционального складского логистического объекта ТОО "Universal Logistics".Однако у предпринимателей возникают вопросы, связанные с качеством железнодорожного тупика, который находится в собственности третьих компаний. Сейчас, по словам Антона Крамаренко, ведутся переговоры с данными юридическими лицами, имеющим доступ к подъездным путям, по заключению соглашения о передвижении составов.

Вторая, по части развития инфраструктуры территория – это индустриальная зона "Өндіріс" в Семее.

"На баланс СПК она передана в 2011 году от АО "Восточно-Казахстанский региональный центр развития бизнеса" (на текущий момент предприятие ликвидировано) в виде незавершенного строительства балансовой стоимостью 186,7 млн тенге. Инфраструктура включает линию электропередач, административный корпус площадью более 1000 кв метров, сети водоснабжения и канализации, бетонное ограждение и трансформаторную подстанцию. Сейчас рассматривается вопрос по строительству железнодорожного тупика, поскольку это имеет чуть ли не определяющее значение в вопросе развития индустриальной зоны в целом", - подчеркивает господин Крамаренко.

На этой зоне реализуются три проекта. Первый, проект по утилизации медоборудования и отходов (ТОО "Биовторполимер"), который размещен на площади 1 га. Его стоимость составляет порядка 20 млн тенге. Второй проект - завод по производству подвижных колодок для жд состава (ТОО "КХ "Игеру"), площадью 0,7 га. Стоимость проекта - 300 млн тенге. Третий, ТОО "Farrachety&Company" - завод по производству пенобетона и сопутствующих материалов. Также здесь планируется реализация еще двух проектов завода: по утилизации и первичной переработке использованных автомобильных шин (КХ "Игеру"), стоимостью 120 млн тенге и  мясоперерабатывающего комбината с последующей глубокой переработкой (ТОО "AGROPORTAL"), стоимостью свыше 50 млн долларов.

Кстати, в прошлом году этот проект иранско-казахстанского предприятия власти Семея назвали "потерянным" и чуть не вывели из региональной карты индустриализации. Руководство же предприятия жаловалось на проблему с выделением земельного участка. Отметим, что распределением земельных участков в индустриальной зоне  "Өндіріс" в Семее занимается непосредственно отдел земельных отношений города.

"Вопрос сдвинулся с мертвой точки, руководство предприятия "AGROPORTAL" сейчас в Иране ведут переговоры по поставке оборудования. Решаются вопросы по административному зданию и по земельному участку в индустриальной зоне. Эти вопросы на контроле акимата области и акимата Семея", - отметил на вопрос abctv.kz Антон Крамаренко.

Самая слабая зона
И наконец наиболее слабая в части развития инфраструктуры территория – это индустриальная зона "Өркен-КШТ" в Усть-Каменогорске. Незавершенная индустриальная зона передана на баланс СПК "Ертіc" в 2012 году балансовой стоимостью 199,6 млн тенге, также от ликвидированного ныне АО "Восточно-Казахстанский региональный центр развития бизнеса".

Здесь практически нет никакой инфраструктуры.

"По нашим подсчетам, для полноценного функционирования этой зоны необходимо дополнительное подведение инфраструктуры. Во-первых, это строительство автодорог, как до территории зоны, так и внутри нее. Также необходимо строительство сетей холодного водоснабжения от центральных сетей, подведение электроэнергии, теплоснабжения. Строительство железнодорожного тупика протяженностью  1,5 км и строительство производственных канализационных сетей. ТЭО разработано. Подана заявка на разработку проектно-сметной документации (ПСД) по развитию индустриальной зоны", - говорит и.о. руководителя нацкомпании Антон Крамаренко.

Пока общую сумму, которая понадобится для развития "Өркен-КШТ", глава правления нацкомпании затруднился назвать. Известно только, что  управлением предпринимательства и индустриального развития области разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) на сумму 11,5 млн тенге. По предварительным подсчетам,  только  автодорога обойдется в 700 млн тенге. Но, пока вопрос заполнения индустриальных зон  стоит остро. Abctv.kz поинтересовался мнением по этому поводу  у нового акима Усть-Каменогорска Куата Тумабаева. По его словам, заполнять индустриальные зоны в крайнем случае будут совместными государственно-частными предприятиями (ГЧП). Господин Крамаренко подтвердил abctv.kz, что есть подобные задумки.

"Пока об этом говорить рано. Мы все-таки рассчитываем, что получим полный пул именно самостоятельного решения предприятий. Если жетакого отклика не получим от частных организации, тогда будет рассматриваться вопрос размещения предприятий ГЧП и вопрос с государственно-частным партнерством получит большее развитие. В данном случае видение тожеесть. Но к нему, я думаю, мы вернемся в более поздний срок", - утверждает господин Крамаренко.

Жанар Асылханова, ВКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться