/img/tv1.svg
RU KZ
Иностранных студентов привлекут в РК бесплатным обучением

Иностранных студентов привлекут в РК бесплатным обучением

Соответствующей работой за рубежом займется «Болашак».

08:30 06 Февраль 2018 4780

Иностранных студентов привлекут в РК бесплатным обучением

Автор:

Алина Альбекова

Асхат Аймагамбетов, временно сменивший в должности вице-министра образования Эльмиру Суханбердиеву, сделал откровенное заявление: нынешняя система ориентирована не на образованность, а на дипломированность. А также отметил патерналистское отношение к государству большинства вузов, которые привыкли жить за счет госбюджета, не задумываясь о конкуренции.  

Чиновник не стал отрицать, что это лишь капля в море проблем и казахстанское образование давно испытывает необходимость в «жесткой министерской руке». Но заверил: ведомство уже работает над вопросами плагиата, теоретизированности образовательных программ и слабой связи вузов с работодателями и бизнесом, о которых уже не первый год говорится в профессиональном сообществе.

По словам вице-министра, сферу отечественного образования ждут значительные изменения. В настоящее время депкорпусом рассматривается законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». В случае одобрения документа казахстанские вузы смогут самостоятельно определять порядок приема студентов, устанавливать соотношение между профессорско-преподавательским составом и контингентом обучающихся, определять структуру и содержание образовательных программ, решать вопросы найма на работу, формировать студенческий контингент в разрезе специальностей и направлений подготовки, определять академическую структуру. Более того, вузам будет предоставлено право на создание новых юридических лиц, включая совместные, на основе государственно-частного партнерства, привлекать доходы из источников, не запрещенных законами.  

«Для нас это важно. Мы преследуем цель, чтобы университеты могли без излишних рекомендаций и согласований с министерством открывать образовательные программы. Сегодня вузам важно иметь такую возможность, потому что рынок сильно меняется. Мы, к примеру, в течение трех лет открывали необходимые для малокомплектных школ специальности истории и географии. Система получения лицензии оказалась нелегкой: сначала надо было принять решение, потом внести изменение в классификатор, разработать типовые учебные планы и программы, и только после этого можно было подавать на лицензию, а потом еще и ждать ее. Если мы это будем делать по всем тем специальностям, которые требует рынок от университетов, то наши вузы никогда не будут соответствовать современным требованиям. Поэтому мы разработали новый классификатор по направлениям подготовки. То есть мы предлагаем лицензирование по направлениям, а не по специальностям, как это было раньше. Университеты должны быть самостоятельны в открытии новых образовательных программ – такова позиция нашего министерства», – заявил представитель ведомства.

Академическая и управленческая самостоятельность вузов, уверены в МОН, расширит доступ к образованию за счет увеличения государственно-образовательного заказа, который в прошлом году составил 10 тысяч мест. Кроме того, в министерстве намерены отойти от парадигмы, когда государство готовит энное количество специалистов и только «по заказу государства».

«Мы считаем, что в современное время необходимо готовить больше образованных людей с высшим образованием, потому что такой человек более адаптируемый, это и есть человеческий капитал. Чем больше будет образованных людей в нашей стране, я думаю, тем больше будет пользы нашей стране», – высказал свое мнение чиновник от образования.

Приоритетным направлением для министерства, по словам Асхата Аймагамбетова, станет создание равных условий для всех студентов, в частности безбарьерный доступ для людей с особыми образовательными потребностями за счет расширения технологий дистанционного образования. Более того, с этого года министерство образования взяло курс на активное развитие онлайн-образования. Только на образовательной платформе coursera.org, по данным вице-министра, сегодня проходят обучение 24 миллиона студентов. Аналогичных платформ, по его словам, много, и с каждым годом они становятся более популярными.

«Мы не можем оставаться в стороне от процессов цифровизации, четвертой промышленной революции. На сегодняшний день 15 университетов создали консорциум на базе КазНУ имени Аль-Фараби, и студенты туда активно регистрируются. Поэтому сейчас мы думаем о том, чтобы начать признавать результаты неформального образования, точнее, определенных курсов, не массовых. Для нас это важно, поскольку сегодня есть спрос на конкретные навыки. Нам нужны профессии будущего, как IT-медик, IT-генетик, лингвостилист, агроинформатик, сетевой юрист. Мы уже в 2018 году планируем, что ряд наших вузов будет открывать профессии будущего в наших вузах», – поделился планами министерства вице-министр.

Основными приоритетами в этом году для министерства станет развитие англоязычных и двухдипломных образовательных программ в вузах и подготовка учебно-методической базы. Чиновник отметил, что вузам придется в этом году активно поработать над своей репутацией, а заодно и над инфраструктурой. Без всего этого, уверен он, в Казахстан не приедет ни один иностранный студент. А они, как оказалось, являются еще одной целью министерства образования, которую они назвали интернализацией высшего образования. Казахстан намерены превратить в образовательный хаб.

«Главой государства отмечено, что сфера образования становится отдельной отраслью экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом, поэтому мы сегодня говорим, что мы должны быть хабом для таких сопредельных стран, как Индия, Китай, Пакистан, Турция, Египет, Россия. И мы ставим себе такую задачу, если у нас на сегодня около 2% иностранных студентов обучается в стране, в краткосрочный период увеличить это количество до 5% и в дальнейшем еще больше», – рассказал вице-министр.

В странах ОЭСР, по данным Асхата Аймагамбетова, эта цифра составляет до 20% от контингента. К примеру, во Франции на сегодня обучается 320 тысяч иностранных студентов, из них 300 тысяч за счет французского правительства, в России 175 тысяч, из них 50 тысяч за счет правительства. Более того, он отметил, что многие страны намерены увеличить количество грантов для иностранных студентов. К примеру, Франция готова довести их количество до 480 тысяч, Япония до 300 тысяч, Россия до 750 тысяч.

«Мы считаем, что Казахстан не может оставаться в стороне. Мы должны создавать образовательный хаб и для этого провести соответствующую работу. Мы будем просить депутатов рассмотреть вопрос о выделении специальных стипендиальных программ для иностранных граждан, как это делается в странах ОЭСР, в том числе за счет бюджета нашей страны. Есть хорошие программы вроде Фулбрайта. Почему бы Казахстану не начать работу в этом направлении? Конечно, для этого нам необходимо провести большую работу», – отметил вице-министр образования.

С этого года, по словам чиновника, в этом направлении начал работать центр образовательных программ «Болашак». Если раньше он направлял исключительно казахстанских студентов за рубеж, то теперь они работают еще и на привлечение иностранных студентов в Казахстан. С этими же целями в 2017 году впервые были проведены дни казахстанского образования в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Индии, Иране, Китае и Туркменистане. Граждане Индии, как отметил Асхат Аймагамбетов, к примеру, проявляют большой интерес к медицинскому образованию в Казахстане.

Привлекать министерство образования намерено не только студентов, но и иностранных топ-менеджеров. На сегодня в казахстанской сфере образования работают 37 таких специалистов, в этом году предусмотрено привлечение еще 30 человек.  

Асхат Аймагамбетов назвал мифом утверждение о большом количестве вузов и студентов в Казахстане и привел в пример цифры. По его данным, в Казахстане работает всего 130 вузов, тогда как во Франции их больше 500, а в США порядка 5000. Кроме того, в системе высшего образования в Казахстане обучается порядка 500 тысяч человек, из которых 143 тысячи студентов учатся по образовательному гранту. Однако это количество по сравнению с количеством студентов, обучающихся в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сравнительно мало. В США обучается в три раза больше студентов, во Франции и Малайзии – в два раза больше, в России и Китае в полтора раза больше студентов, чем в Казахстане.

«Еще одним заблуждением является то, что очень много денег тратится на образование. На самом деле сегодня на образование выделяется чуть больше 3% от всего ВВП. Если говорить о высшем образовании, то доля его гораздо ниже. В то же время, по данным UNDP, казахстанская система образования занимает не самое низкое 38-е место. Но мы знаем все основные проблемы и вопросы, которые поднимает общество, и работаем в этом направлении. Сейчас, к примеру, рассматриваем вопрос о переходе на кредитно-подушевое финансирование», – сообщил вице-министр.

Кроме того, в министерстве озаботились вопросами науки. По словам Асхата Аймагамбетова, на сегодняшний день в Казахстане ученых в три раза меньше, чем в других развитых странах. Из всего профессорско-преподавательского состава только 8,5% сотрудников имеют ученые статусы, из них профессоров и докторов наук всего 6%, а кандидатов – 34%.

Как отметил Асхат Аймагамбетов, настолько статистика упрямая вещь, что с ней надо считаться в выстраивании планов и повседневной деятельности.

Алина Альбекова

Опубликован список вузов, не получивших поддержку государства

В каких именно вузах теперь нельзя обучаться по государственному гранту?

17 Сентябрь 2020 13:58 37866

Об этом поделился заместитель председателя НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев на своей страничке в «Фейсбуке».

«В этом году министерством образования и науки РК был сделан большой шаг – 36 вузов не допустили к грантам. Вузы отсекались на основании низкого трудоустройства и слабых позиций рейтинга НПП «Атамекен» (в основе нашей методики лежит трудоустройство и актуальность образовательных программ).

Эти вузы на самом деле вызывают много вопросов, вот только несколько интересных фактов:

  • В Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем обучаются на очном отделении – 1528 человек.

При этом на первом курсе – трое, на втором – шестеро, на третьем – пятеро, на четвертом курсе – 1513!

Как такое могло случиться?

  • Этот же вуз дает дипломы 13% (699 человек) всех выпускников-юристов страны. Для сравнения, в КАЗГЮУ в 2018 году выпуск по специальности «юриспруденция» составил 185 выпускников.
  • В Центрально-Азиатском университете меньше 30% выпускников-экономистов находят работу! Актуальность образовательных программ ниже 10%!
  • В Международном гуманитарно-техническом университете только 29% выпускников специальности «информатика» находят работу. Еще по четырем специальностям трудоустройство не доходит до 50%!» – отмечает О. Ордабаев.

И таких примеров еще много, сообщает представитель Нацпалаты, считая решение МОН РК обоснованным.

Список вузов, где государство не разместило гранты:

  1. Университет «Астана».
  2. Казахстанский морcкой университет (ныне Актауский гуманитарно-технический университет).
  3. Университете дружбы народов имени академика А. Куатбекова.
  4. Институт Мардана Сапарбаева.
  5. Международный университет Silk way.
  6. Университет «Сырдария».
  7. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова.
  8. Атырауский инженерно-гуманитарный институт.
  9. Евразийский технологический университет.
  10. Каспийский общественный университет.
  11. Академия «Кайнар».
  12. Инновационный Евразийский университет.
  13. Евразийский гуманитарный институт.
  14. Казахская академия труда и социальных отношений.
  15. Казахская автомобильно-дорожная академия им. Гончарова.
  16. Центрально-Азиатский университет.
  17. Центрально-Казахстанская академия.
  18. Казахский университет технологий и бизнеса.
  19. Академия Bolashaq.
  20. Казахстанская инновационная академия.
  21. Международный гуманитарно-технический университет.
  22. Экибастузский инженерно-технический институт им. академика К. И. Сатпаева.
  23. Евразийская юридическая академия имени Д. А. Кунаева.
  24. Кызылординский университет «Болашак».
  25. Баишев университет.
  26. Университет иностранных языков и деловой карьеры.
  27. Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем.
  28. Гуманитарно-техническая академия.
  29. Алматинская академия экономики и статистики.
  30. Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет.
  31. Казахский университет экономики, финансов и международной торговли.
  32. Университет Алматы.
  33. Казахстанский медицинский университет непрерывного образования.
  34. Казахско-Русский международный университет
  35. Таразский инновационно-гуманитарный университет.
  36. Костанайский социально-технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжара.

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Плюсы и минусы дистанционного образования

Кто умеет зарабатывать и получать максимальные результаты.

14 Сентябрь 2020 11:42 6313

Казахстанские эксперты – об особенностях и перспективах образования в условиях пандемии. С началом нового учебного года тема дистанционного обучения стала одной из самых актуальных в казахстанском обществе. В «заложниках» оказались дети, родители и учителя. И, пока в Казахстане идут бурные споры о том, узаконить дистанционное обучение или нет, во многих странах мира еще задолго до пандемии и связанного с ним карантина начали практиковать «дистанционку». Корреспондент inbusiness.kz выяснила, что думают эксперты о школе онлайн.

Но для начала приведу примеры из собственной жизни. Четыре года назад в рамках пресс-тура для казахстанских журналистов по Швейцарии нас привели в один из местных университетов. И во время встречи с руководством вуза нам рассказали, что практикуют дистанционное обучение. Нам объяснили, что не все студенты, в частности, из стран Африки и Азии, могут позволить себе прилететь в Швейцарию и получить образование. И тем более платить за жилье и питание. И не все страны, как Казахстан, могут отправить молодых учиться за счет государства. В строго определенное время преподаватели этого вуза выходили в режиме онлайн, читали лекции для своих «далеких» студентов. Но вот для защиты диплома студенты все же должны были прилететь лично в университет. Но и это уже не такие большие расходы, как жить в течение учебных семестров в самой дорогой стране мира. Такой метод обучения стал для швейцарского университета еще одной возможностью получения заработка. Вот еще один пример. Пока некоторые родители жалуются, что все трудности обучения собственных детей легли на их плечи в условиях «дистанционки», сын одной моей соседки уже третий год успешно получает дистанционное образование по российской школьной программе. Как объяснила женщина, это гарантированный аттестат о среднем образовании и больше шансов поступить в российский вуз. И, как выяснилось позже, это не единичный случай, причем не только в нашей стране, но и в соседних Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, где для молодежи для получения работы в России важно знание русского языка.

Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», считает, что образование не только выгодный бизнес, но и стратегически верный шаг для любого государства, желающего «говорить» с соседями на одном языке:

«Хочу привести свой пример. В России в 2019 году был запущен национальный проект «Образование», рассчитанный на пять лет. Одна из его целей – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В рамках этого нацпроекта есть федеральные проекты. Один из них – экспорт образования. На проект выделяется более 107 млрд рублей. Задача проекта – увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству. К 2024 году планируется увеличение числа иностранных граждан, которые обучаются в российских вузах, до 435 тысяч человек. Это не просто так: ежегодно экономики принимающих стран получают от студентов-иностранцев миллиарды долларов. Это прагматика.

Узбекистан не случайно недавно открыл несколько представительств российских вузов для обучения тех специалистов, которые нужны его экономике. Соответственно, образование рассматривается на евразийском пространстве в том числе и как бизнес, что при реализации совместных образовательных программ может положительно повлиять на экономики стран ЕАЭС».

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

«Да, идет огромный рост всемирного рынка образования. Уже после Второй мировой войны образование начало превращаться в бизнес международного масштаба. Сейчас международный рынок образовательных услуг фактически полностью сформировался, такие услуги стали объектами внешней торговли. Предметами, успешно продаваемыми на новом рынке, стали курсы по изучению иностранных языков, обучение иностранцев в школах, различные средства для повышения квалификации, в последнее время шире организуется дистанционное обучение.

Другими предметами экспорта служат такие продукты, как программы, методические пособия, книги и т .п. Но самыми массовыми являются услуги по получению высшего образования иностранцами. На их долю приходится основная часть расходов, определяющих емкость мирового рынка образования.

Так что я согласен с Эдуардом Полетаевым, что образование – это еще одна возможность, кроме нефти, для экономики страны, принимающей иностранных студентов, получать серьезную прибыль.

Выпускникам школ из северных регионов Казахстана образование в России просто экономически выгоднее. Абитуриенту из Петропавловска проще и дешевле поехать учиться в близлежащий Омск, чем прилетать в Алматы. Поэтому и вопросы гуманитарной составляющей, куда входит образование, для двустороннего приграничного сотрудничества между той же Россией и Казахстаном мы не должны сбрасывать со счетов».

Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии, выступает за интеграцию образовательных платформ в рамках ЕАЭС:

«А я хотела бы сказать о возможности получения высшего образования в рамках ЕАЭС, куда, как известно, входят Казахстан, Россия, Беларусь. Российское образование для определенной категории молодежи рассматривается как некая возможность выехать на территорию России, получить диплом и остаться там на ПМЖ (постоянное место жительства). Я, например, мало знаю о программах евразийской студенческой мобильности. Эти программы в большей степени реализуются с немецкими, французскими, американскими университетами.

Мобильность образования на постсоветском пространстве тоже есть, но это всего лишь несколько платформ, например университет ШОС. Но насколько эффективно они работают сейчас? Возможность жить и передвигаться в той стране, где идет обучение, сейчас затруднена из-за закрытия границ.

Мобильность, которая предполагала бы возвращение студентов обратно после прохождения курсов обучения в университете-партнере, достаточно слабо развита в рамках евразийского образовательного пространства. Может, имеет смысл говорить о создании университета ЕАЭС?

При этом в Санкт-Петербурге существует университет при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, но о нем мало что известно. То есть мы видим, что сегодня есть вопросы с развитием открытых университетов, связанных с интернет-платформами. Это один из приемлемых вариантов, который мог бы развиваться и связывать на уровне местных локальных сообществ население стран – членов ЕАЭС».

Мадина Нургалиева, советник директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, поддерживает идею Ирины Черных:

«С 1 сентября в Казахстане ввели дистанционный формат обучения. Мне кажется, странам, входящим в тот же ЕАЭС, можно выработать совместные подходы и общие образовательные платформы.

Что касается синхронизации образовательных систем на евразийском пространстве, я предвижу, что будет много споров по таким предметам, как история, география. Здесь пока еще остается много вопросов внутреннего порядка. Их пока стоит отложить в сторону, чтобы не появилось яблоко раздора. Но можно и нужно продвигать такие предметы, как математика, геометрия, физика, химия. Высокие знания в этих сферах помогут обеспечить технологический прорыв без каких-либо идеологических и политических оттенков. Подобный подход можно применить в дошкольном и высшем образовании».

Александр Губерт, старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право», Алматы Менеджмент Университет (AlmaU):

«Я также поддерживаю унифицикацию образовательных стандартов (хотя бы по таким предметам, как математика, геометрия, физика, химия), так как это фактор конкурентоспособности отечественного образования. Приведу пример, найденный мною в ленте новостей. Ребенок, гражданин Казахстана, окончил в Байконуре российскую школу, а его не приняли в колледж в Кызылорде. Проблема единичная, но она существует. И таких моментов набирается много.

Поэтому поддержка государством образования является важным условием экономической интеграции. Ведь вопросы бизнеса и экономики связаны с гуманитарной составляющей (образованием, здравоохранением, туризмом и т. д). Если об этом не думать сейчас, то это станет большой проблемой в будущем».

Ерлан Смайлов, руководитель аналитической группы «Кипр»:

«Сегодня представители казахстанских вузов откровенно говорят, что их российские коллеги бороздят школы, ищут отличников, медалистов, независимо от национальности приглашают учиться к себе.

Когда страна небольшая с точки зрения экономики и населения, а Казахстан в этом смысле небольшая страна, у нее возникает риск в случае более глубокой интеграции в гуманитарной сфере, сфере образования, рынка труда, получить вымывание человеческого капитала.

В качестве примера приведу статистику по миграционному сальдо за январь-июнь 2020 года. Из Казахстана за этот период уехало 10 977 человек. Из них около 9,5 тысячи – в Россию. В свою очередь, из них 7921 человек старше 15 лет и младше пенсионного возраста. Еще 2,5 тысячи – младше 15 лет. Старше пенсионного возраста уехало 459 человек. Из тех, кто покинул страну, 3395 человек имеют высшее образование, 2828 человек – среднее техническое. Из тех, кто уехал, 40% имеют высшее образование, среднее специальное имеют 33%.

За тот же период в Казахстан приехало 5118 человек. Из них с высшим образованием – 1010 человек. То есть высшее образование имеют всего 17% приехавших. Среднее специальное у 27% прибывших.

Понятно, что интеграция открывает больший мир. Это не повод строить обвинения в адрес России, более конкурентной на рынке труда, это шанс задуматься о нас самих, о местном образовании, условиях труда, социальной поддержке. Тем не менее имеется серьезная зафиксированная проблема, состоящая в том, что квалифицированные специалисты уезжают, об этом нельзя забывать и надо принимать стимулирующие меры, чтобы оставлять их здесь».

Шавкат Сабиров, директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии, член общественного совета при МИД РК:

«К сожалению, бывает, что интеграция, в той же сфере образования в рамках ЕАЭС остается только на словах. Как только дело доходит до реальных проектов в бизнесе, возникают надуманные препятствия. Так, актуальные сегодня проекты, связанные с онлайн-образованием, такие простые, как «Яндекс».

Учебники, которые можно было бы реализовать спокойно в Казахстане, сталкиваются с тем, что сразу появляются ходоки (а за каждым из них стоит большой человек), которые начинают навязывать свои онлайн-платформы. Я знаю это, потому что в школе, где учатся мои дети, мы долго отбивались от этих доморощенных платформ, чтобы остаться на Microsoft Teams.

Проекты, которые я сегодня веду, больше делаю для того, чтобы они были реализованы на пользу Казахстана. Но математические модели в медиаизмерениях использую российские, это удобно, к тому же предоставили их бесплатно. Однако возникают претензии, что это российская математика.

Что плохого? При этом телефоны у нас китайские или корейские, операционная система Windows – американская, и с этим не возникает проблем. Но, как только начинается реализация какого-то проекта, с нашей стороны возникают препятствия на пустом месте. Молодежи, которая столкнулась с проблемами, проще переехать либо в Россию, либо даже в Бишкек и реализовывать проекты в сфере цифровизации. Я разговаривал с нашими ребятами, которые успешно работают в Омске, Москве, при этом их не принял отечественный рынок.

В Крыму работает казахстанский стартап, предложивший удобную систему электронного документооборота. Эта компания могла бы работать у нас в стране. У нее 150 человек трудоустроено. Мы мало того что отдали мозги, но и рабочие места. Надо внутри страны менять подходы, мышление, в хорошем смысле «переобуться». Иначе все будет упираться в вечный бюрократизм и непрофессионализм, в непонятные аргументы «против», которые не дадут развиваться».

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!