RU KZ
Интеграцию в ЕАЭС выведут на новый уровень

Интеграцию в ЕАЭС выведут на новый уровень

11:49 13 Апрель 2021 3418

Интеграцию в ЕАЭС выведут на новый уровень

Автор:

Елена Тумашова

Первоначальный эффект интеграции, связанный со снятием таможенных барьеров, мы уже прошли, задача на ближайшие пять лет – реализовать общие планы развития экономики.

В начале апреля совет ЕЭК принял план реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В плане указывается, с помощью каких мероприятий и в какие сроки будут реализованы меры и механизмы, прописанные в стратегии, кто ответственен за их исполнение и какие результаты должны быть получены.

Саму стратегию главы государств ЕАЭС подписали в середине декабря прошлого года. Интеграцию внутри союза будут развивать до 2025 года по 11 направлениям, предлагается в общей сложности 332 меры и механизма. Часть направлений хорошо известна: интеграция по ним уже идет, и сейчас страны поработают над ее углублением и повышением эффективности. Часть же направлений новая. О том, что включают направления и какие вопросы интеграции будут прорабатываться в ближайшие пять лет, – в обзоре inbusiness.kz.

Первое направление. Полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке союза.

Это направление содержит семь основных мер, в каждую включено по несколько пунктов. В части устранения барьеров предлагается, например, совершенствовать методологию разделения препятствий на внутреннем рынке на барьеры, изъятия и ограничения, сократить изъятия и ограничения на внутреннем рынке и разработать для этого дорожные карты, также выявить правовые пробелы в праве союза в части возникающих споров по применению ограничений. Формирование общего финансового рынка, обеспечения свободного движения рабочей силы, содействие развитию предпринимательства – эти меры, детально проработанные, также входят в первое направление.

«Первое направление – традиционное и приоритетное – было обозначено достаточно давно. Оно предполагает продолжение реализации дорожных карт по различным сферам регулирования, устранение вопросов, связанных со сложностями наших процедурных решений. Мы все решения принимаем консенсусом, и до тех пор, пока нет единой позиции государств, нам трудно двигаться вперед. Процедурные вопросы занимают много времени», – прокомментировал министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), доктор экономических наук, академик РАН Сергей Глазьев во время видеомоста Москва – Нур-Султан – Бишкек – Минск – Ереван.

Спикер обратил внимание на такой пункт, включенный в первое направление, как либерализация рынка услуг. «Мы рассчитываем этот процесс завершить. Гармонизация регулирования в этом секторе – достаточно сложная тема. Сфера услуг в наших современных экономиках даже больше, чем сфера производства товаров, и здесь мы примерно на середине пути находимся», – отметил спикер.

Некоторые позиции уже выполнены. Например, одобрен проект договора о взаимном признании ученых степеней. Это один из барьеров на рынке труда, который также будет устранен в ближайшее время.

«Старый вопрос, который вызывает много дискуссий, – доступ на рынки госзакупок. Здесь мы тоже продвинулись. Принимаем меры, чтобы барьеры, связанные с взаимным доступом на рынки госзакупок, были устранены», – прокомментировал спикер. Отметим, что в стратегии на этот счет предлагается проработать механизм взаимного признания банковских гарантий, обеспечить информационную открытость и прозрачность, в том числе путем создания каждым государством веб-портала с публикацией на нем полной информации о закупках, НПА и реестра недобросовестных поставщиков. Также взаимное признание электронной цифровой подписи для госзакупок на условиях национального режима и выработка комплекса мер для полноценной цифровизации госзакупок в государствах – членах союза.

Второе направление. Повышение эффективности функционирование рынка товаров.

В рамках этого направления будет разработана и утверждена концепция формирования общего биржевого рынка товаров, в том числе производных финансовых инструментов, базовым активом которых является товар. И также программа развития биржевых торгов товарами, по которым сторонами достигнута договоренность по поводу их реализации на биржевых торгах, включая формирование биржевых и внебиржевых индикаторов цен. «Это достаточно конкретное поручение по созданию общего биржевого рынка товаров, что очень важно для минимизации издержек», – прокомментировал спикер.

Он пояснил, что сегодня наши товаропроизводители во многом ориентируются на зарубежные рынки, и в плане ценообразования мы зависим от этих рынков. «Нас дискриминируют на иностранных биржах, дают скидки по ценам наших товаров, мы несем достаточно большие убытки. Я убежден, что в условиях нарастающего напряжения во взаимоотношениях с Европейским союзом и США, где находятся основные биржевые рынки, нужно создавать свои, евразийские, биржевые рынки, которые работали бы в национальных валютах, и на которых ценообразование шло бы исходя из потребностей нашей экономики», – считает Сергей Глазьев.

Он привел в пример ситуацию с нефтью. «Год назад резко упали цены, и ключевой сектор экономики очень сильно пострадал. Наши страны так или иначе связаны с нефтью, а Россия и Казахстан, которые являются крупнейшими экспортерами, понесли большие потери. Для того чтобы этого не было, нам нужно на нашем евразийском пространстве, включая Китай и Индию – главных потребителей нефтепродуктов в Азии, создавать свои биржевые механизмы», – поясняет министр.

Добавим, что, помимо этого, второе направление стратегии включает меры и механизмы по обеспечению единства таможенно-тарифного регулирования в союзе, устранению изъятий из единого таможенного тарифа, также по защите конкуренции и антимонопольному регулированию.

Третье направление. Совершенствование таможенного регулирования в рамках союза.

Это направление уже достаточно хорошо отработано. «Мы движемся к системе одного окна, применению современных информационных технологий, и здесь совершенно понятно, что нужно делать», – прокомментировал министр.

В третье направление стратегии-2025 включено три больших пункта. Это совершенствование таможенного регулирования в рамках союза. Обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля, обмена информацией, унификации и имплементации систем управления рисками в союзе. Разработка и реализация плана мероприятий по созданию условий для обеспечения беспрепятственного перемещения товаров союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, не имеющего общей границы ни с одним из государств-членов, с учетом контроля перевозки с использованием электронных навигационных пломб союза.

Четвертое направление. Обеспечение гарантий качества, безопасности обращаемых товаров и надлежащей защиты прав потребителей.

Интеграция по этому направлению будет идти по 14 пунктам. В их числе переход к новым подходам в оценке соответствия продукции; развитие систем обеспечения качества продукции; развитие сферы стандартизации и метрологии в рамках союза; обеспечение повышения уровня доверия к результатам деятельности аккредитованных организаций (органов по оценке соответствия) и повышение эффективности их работы.

Сергей Глазьев назвал это направление очень актуальным. «Мы принимаем технические регламенты, но не отвечаем за их исполнение. И возникает ситуация, когда национальные органы по аккредитации дают не вполне добросовестным органам по сертификации разрешения заниматься выдачей сертификатов о соответствии товаров требованиям технических регламентов. Эти сертификаты часто выдаются без проведения лабораторных испытаний», – говорит спикер.

Он поясняет, что получила распространение практика так называемых бумажных лабораторий. «Это мошенники, которые изображают из себя технические лаборатории, но на самом деле никаких испытаний не проводят, выдают фактически фальшивый документ и затем на основании этого документа выдают сертификат. Особенно это касается импортных товаров, некачественных, которые, получив таким способом разрешение на ввоз на наши рынки, начинают здесь обращаться и вытеснять отечественные качественные товары. Поскольку некачественные дешевле, они получают преимущество», – рассказал министр.

По его оценкам, примерно половина импортных товаров поступает на наш рынок без проведения реальных испытаний на соответствие техническим регламентам. В рамках этого направления будут унифицированы требования к организациям, выдающим сертификаты, создан механизм взаимного контроля национальных служб, которые отвечают за эту сферу регулирования, отработаны общесоюзные механизмы ведения реестра органов сертификации с недопущением в них мошенников.

Пятое направление. Формирование цифрового пространства союза, цифровых инфраструктур и экосистем.

Это направление включает девять пунктов. В их числе совершенствование системы маркировки и прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. Будет разработан единый цифровой каталог товаров союза на основе интеграции национальных каталогов, также будет развиваться трансграничное пространство доверия, информационного взаимодействия и электронного документооборота. В качестве пунктов также обозначено формирование евразийских цифровых экосистем, в том числе с использованием интегрированной информационной системы союза. Это предполагает создание кросс-отраслевых цифровых экосистем, в частности в сфере промышленной кооперации, транспорта и логистики, трудоустройства и занятости и т.д.. Планируется проработать международный договор об обороте данных в союзе, в том числе о защите персональных данных, проработать возможности использования механизма «регулятивных песочниц» при реализации цифровых проектов союза.

Также запланирована цифровая трансформация в сфере интеллектуальной собственности, выработка общих подходов к созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках союза.

Стержневым направлением в этом блоке является модернизация интегрированной информационной системы. В рамках этой работы будет проведен комплексный анализ, который позволит выявить причины нарушения сроков запуска общих процессов в рамках союза, оценить эффективность и выработать решения для ее повышения. Будет принята дорожная карта для устранения причин нарушения сроков. Будут оптимизированы процессы в рамках союза, в отношении которых утрачена актуальность и которые подлежат доработке.

Шестое направление. Выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию.

Это новое направление. «Здесь много новых для нас функций, над которыми мы сегодня работаем. Это особенно важно для государств региона, у которых уровень развития ниже, чем в среднем», – прокомментировал министр.

Шестое направление включает пять блоков. Для разработки самих гибких механизмов, которые помогут государствам-членам развиваться в экономическом плане, будут, в частности, определены принципы и критерии поддержки развития экономик для обеспечения инклюзивного экономического развития. Эти принципы и критерии будут включать механизмы сближения уровней экономического развития государств, входящих в союз. Также планируется активизировать развитие межрегионального торгово-экономического сотрудничества, определить перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, создать предпосылки для конвергенции государств-членов по уровню экономического развития и доходов населения.

«И важно – впервые нам поручается формирование системы стратегического планирования. До сих пор мы занимались обустройством общего рынка товаров, услуг, капитала и труда. То есть работали над устранением препятствий, созданием общих механизмов и институтов реагирования. Но не занимались решением вопросов развития экономики. И хотя говорили о том, что интеграция дает положительный экономический эффект для всех участников, но, тем не менее, у нас не было общих планов развития экономики в таком, скажем, классическом понимании. А теперь мы такие задачи имеем», – рассказал министр ЕЭК.

По его словам, это очень важно для повышения эффективности экономик государств – членов ЕАЭС, потому что на нашем общем рынке могут обращаться и отечественные, и иностранные товары. «Если мы хотим, чтобы общий рынок работал на своих товаропроизводителей, то нам нужна общая стратегия развития, общие механизмы политики развития, целевые программы реализации приоритетных направлений развития. Без этого продвигать интеграцию дальше мы не можем», – говорит собеседник.

Он отмечает, что первоначальный эффект интеграции, связанный со снятием таможенных, пограничных барьеров, мы уже прошли, он был исчерпан еще тремя государствами, которые создавали Таможенный союз, – Россией, Беларусью и Казахстаном. Для того чтобы дальше развиваться, используя интеграционные механизмы, нужна общая стратегия. «Мы сегодня разрабатываем ряд документов. Это основные направления экономического развития, ориентиры. Но также будем разрабатывать прогноз научно-технического развития, прогноз пространственного развития», – поясняет спикер.

Продолжение – во второй части обзора.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×