/img/tv1.svg
RU KZ
«Интергаз Центральная Азия» намерен повысить тарифы на магистральную транспортировку газа

«Интергаз Центральная Азия» намерен повысить тарифы на магистральную транспортировку газа

Удорожание необходимо, чтобы оплатить аренду нового газопровода «Сарыарка» и кредиты на его строительство. 

08:00 18 Февраль 2020 10540

«Интергаз Центральная Азия» намерен повысить тарифы на магистральную транспортировку газа

Автор:

Данияр Сериков

Оператор магистральных газопроводов «Интергаз Центральная Азия» (ИЦА) из группы «КазТрансГаз» подал заявку на повышение своих тарифов на транспортировку. Об этом говорится в документации, размещенной в базе данных «Монополист».

По данным комитета регулирования естественных монополий (КРЕМ), сейчас тариф на прокачку газа по магистральным трубопроводам у «Интергаза» составляет 2212 тенге за тысячу кубометров. Этот единый тариф был заложен в пятилетней программе в 2016 году и действует до конца 2021 года. Поэтому обращение по повышению тарифов касается этого и следующего года. В заявке предлагается повысить магистральный тариф до 2679 тенге в 2020 году и 4816 тенге в 2021 году. Таким образом, в случае утверждения первоначального варианта тарифная ставка «Интергаза» вырастет вначале на 21%, а через год и вовсе на 117% в сравнении с нынешней базой. По расчетам комитета, сейчас стоимость транспортировки газа «Интергаз Центральная Азия» занимает от 6% до 22% в конечной цене на газ для населения в зависимости от региона.

Как пояснил в комментарии программе «Итоги Brief» телеканала Atameken Business руководитель управления в сфере регулирования транспортировки нефти и газа КРЕМ Арман Малик, в законе о естественных монополиях предусмотрено внесение изменений в действующий тариф до истечения срока его действия в случае передачи в доверительное управление газопровода «Сарыарка». Поэтому «Интергаз Центральная Азия» имел право подать заявку на изменение тарифа на следующие пару лет, руководствуясь нормами законодательства, причем без прохождения общественных слушаний. Сейчас заявка рассматривается, на это законом отведено 90 дней, однако, исходя из социальной приоритетности вопроса, скорее всего, решение будет принято комитетом в апреле.

Регионы профинансируют газификацию столицы

«В данном случае тариф будет утверждаться только по вновь подключаемым трем регионам, а к другим регионам в соответствии с законом о газе и газоснабжении он будет применяться с 1 июля 2020 года. Да, конечно, сейчас тариф ИЦА с 1 июля может как-то повлиять на регионы, но, уровень какой будет, комитет не может озвучить, потому что это компетенция министерства энергетики. Почему он повлияет на другие регионы? Потому что у нас транспортировка товарного газа утверждается единым тарифом на все регионы. Действующий тариф – 2212 тенге – он тоже утвержден на все 12 газифицированных регионов», – пояснил чиновник.

Тариф «Интергаза» учитывается в оптовой цене реализации товарного газа, которую утверждает энергетическое ведомство, следует из пояснения Малика.

«Конечная цена реализации товарного газа для потребителей, газ на горелке, состоит из основных трех составляющих. Первое – это оптовая цена товарного газа, второе – тариф на транспортировку товарного газа по газораспределительным сетям и третье – снабженческая надбавка от субъекта общественно значимого рынка. В настоящее время у нас работа ведется по первой части. Первая часть состоит из тарифа АО «Интергаз Центральная Азия» на транспортировку товарного газа по магистральному трубопроводу и от закупочной цены товарного газа. Получается, данная заявка, которая к нам поступила, она уже будет сидеть, она будет учтена в оптовой цене реализации товарного газа. Оптовая цена в соответствии с законодательством республики Казахстан утверждается министерством энергетики», – разъяснил госслужащий.  

К слову, в 2019 году оптовая цена на газ была снижена в 10 газифицированных регионах в коридоре от 3,8% до 17,5% и не росла за этот период. Отметим, что на всех газифицированных территориях Казахстана она разнится в зависимости от затрат на транспортировку газа с учетом объемов с нефтегазовых месторождений на западе страны и закупочных цен на них. При этом цены закупок газа на выходе из недр не опубликованы в открытом доступе, поэтому непонятно, как рассчитывается оптовая цена для различных областей.

На примере ценообразования газа в Шымкенте можно спроецировать, что оптовая цена занимает 73% конечной цены, где магистральный тариф «Интергаза» заполняет 7,8% окончательной стоимости, 23% в отпускной расценке забирает «КазТрансГаз-Аймак» на распределительных сетях, а примерно 4% в ней занимает снабженческая надбавка. Естественно, возникает вопрос: была бы цена на газ для населения дешевле, если бы не было такого дробления «дочек» «КазТрансГаза», что требует большой штатной численности?   

Из кармана в карман

Если проанализировать бюджет заявки, то можно увидеть, что основная причина повышения кроется в новой статье расходов – аренды за магистральный газопровод «Сарыарка». На 2020 год она заявлена в объеме 4,4 млрд тенге, а на следующий год – в размере 35,1 млрд тенге. Как известно, возведение газового трубопровода было завершено в конце прошлого года, и в начале февраля его владелец «Астанагаз КМГ», где акционерами на равных паях являются государственные «Самрук-Казына» и Baiterek Venture Fund, сдал его в аренду «Интергаз Центральная Азия». В этом году аренда включает в себя только налог на имущество, а в следующем добавятся и расходы по обслуживанию займов на строительство газопровода, уточнили в ИЦА в ответе на запрос Atameken Business.

Между тем, согласно условиям договора, в 2020 году ИЦА должен будет выплатить 4,9 млрд с учетом НДС за услугу аренды, а в следующем году она вырастет до 39,3 млрд тенге с учетом НДС, указывается в письме «Астанагаз КМГ», направленном АО «КазТрансГаз» и «Интергаз Центральная Азия». При этом после ввода в эксплуатацию газопровода сумма выплат может измениться с учетом окончательной сметы строительства, говорится в корреспонденции.

Пока же в ИЦА напоминают, что стоимость проекта «Сарыарка» составила 267,3 млрд тенге, где 187 млрд были заемными, для привлечения которых было два выпуска облигаций в 2018-2019 годах на сумму 85 млрд и 102 млрд тенге с погашением в течение 15 и 10 лет соответственно с одинаковой ставкой в 10%. Напомним, основными кредиторами в этом проекте выступили государственный Банк развития Казахстана, ЕНПФ и Евразийский банк развития.

К тарифной заявке также прилагается график выплат, где дается расклад по погашению кредитов, привлеченных на строительство «Сарыарки». Так, в следующем году ЕАБР и БРК должны будут получить 8,8 млрд тенге, возвращаемых по основному долгу, а также вознаграждение по нему в размере 11,2 млрд тенге. В то время как ЕНПФ получит только проценты на 10,3 млрд тенге, а выплаты по телу его кредита начнутся лишь в 2029 году. С учетом налога на имущество в 4,4 млрд вся сумма выплат в 2021 году составит 34,7 млрд тенге, которые заложены в тарифной заявке ИЦА, причем без учета НДС.

Таким образом, потребители газа в газифицированных областях в случае утверждения заявки ИЦА будут платить более дорогой тариф за транспортировку газа по магистральным газопроводам за кредитование проекта, который был большей частью профинансирован на квазигосударственные и пенсионные деньги. Однако это означает, что конечная цена на газ на территориях, куда начнется доставка газа: в столице, Карагандинской и Акмолинской областях, может стать привлекательной для местного населения, так как она не будет полностью отражать затраты на газопровод «Сарыарка». Поэтому больше людей смогут оценить доступность газового топлива и заменить угольное отопление, что значительно нарастит объемы потребления газа в этих трех регионах, а значит, и удешевит стоимость его транспортировки и распределения, притом что вначале оптовая цена для них будет одинакова.

Экспорт ради внутреннего рынка

Между тем сейчас, как известно, цены на газ в Казахстане гораздо ниже мировых, хотя в Европе и Китае в последние месяцы газовые котировки стремительно снижаются из-за замедления экономического роста. При этом представители «КазТрансГаза» постоянно напоминают, что внутренние цены приходится субсидировать за счет экспорта на десятки миллиардов тенге. Вместе с тем газотранспортная монополия экспортировала в прошлом году более 7 млрд кубометров газа в Китай, а также заработала на транзите среднеазиатского газа в КНР. Так, выручка на китайском рынке за первые девять месяцев прошлого года у газового оператора составляла 431,5 млрд тенге, говорится в его неаудированной финансовой отчетности.

«Внутренние цены на газ в Казахстане в значительной мере очень низкие, и им необходимо существенно вырасти из-за целого ряда причин, включая дополнительные затраты на доставку газа в регионы, обслуживаемые трубопроводом «Сарыарка», но с падающими мировыми ценами на газ это будет нелегко в политическом плане», – написал в электронном письме в ответ на просьбу о комментарии глава энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерс.

"Между тем, в КРЕМ inbusiness.kz уточнили, что окончательный тариф «Интергаз Центральная Азия» будет сформирован на основании подтверждающих материалов".    

Данияр Сериков

Шансы Восточного Казахстана присоединиться к «Сила Сибири – 2» невелики

Аналитики сомневаются, что регион может газифицироваться за счет российско-китайского проекта газопровода, который ранее назывался «Алтай». 

01 Декабрь 2019 13:25 8032

Глава энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерс считает, что российско-китайский газопровод «Сила Сибири – 2» не будет реализован. Такое мнение inbusiness.kz он высказал посредством электронной почты.

«В нашем базовом сценарии мы не предполагаем, что «Сила Сибири – 2» будет осуществлен. Поэтому возможность получения российского газа в Восточном Казахстане очень низка, согласно нашим прогнозам. Ни Россия, ни Китай не заинтересованы в транзитных странах для своих трубопроводных проектов. Я думаю, что они хотят избегать, если возможно, участия транзитных стран. Нет большого желания повторить опыт России с Украиной и Беларусью», - написал эксперт в е-майл.

Напомним, на днях Премьер-министр Аскар Мамин заявил о том, что Восточный Казахстан может быть газифицирован с помощью российского газа, если Россия согласится провести свой будущий газопровод «Сила Сибири – 2», нацеленный на запад Китая, через территорию ВКО. При этом для Павлодарской области сейчас рассматриваются два варианта газификации – продолжение газопровода «Сарыарка», первый этап которого должны сдать к концу этого года, или подключение к российской газотранспортной системе от Барнаула. Оттуда к сети «Газпрома» может подключиться и Восточно-Казахстанская область. Эти варианты сейчас обсуждаются с «Газпромом», и решение будет принято в 2020 году.

Проект газопровода «Сила Сибири – 2» раньше назывался «Алтай». Переговоры по нему между российским «Газпромом» и китайской CNPC начались еще в 2006 году. Ожидалось, что он пройдет через алтайский кусочек российско-китайской границы. Однако против него в начале 2010-х выступили российские экологи из фонда «Гринпис» и Всемирного фонда дикой природы. По их мнению, газопровод угрожал археологическим памятникам российского Алтая на плато Укок, флоре и фауне региона. Активисты организовали глобальную кампанию и потребовали, чтобы газопровод прошел через Восточный Казахстан. Рассматривался также альтернативный вариант с Монголией, которая предлагала выгодные условия для транзита. К слову, недавно Россия намеревалась создать рабочую группу с этой страной по проекту газопровода в Китай. Пока до реального строительства «Силы Сибири – 2» не дошло, так как Россия и Китай еще не договорились о цене на транспортируемый по нему газ. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер выражал надежду, что после реализации проекта «Сила Сибири» переговоры по «Силе Сибири – 2» активизируются. Об участии Казахстана в нем российская сторона официально не упоминала. Хотя предложения о присоединении Восточного Казахстана к проекту направлялись казахстанским Правительством еще в 2013-2014 годах. Тогда эксперты говорили, что у Кремля и «Газпрома» нет заинтересованности в прокладке «Алтая» через ВКО из-за экологических и политических рисков. В то время как Казахстан был бы заинтересован в транзитных сборах, финансировании на обслуживание своей части газопровода и влиянии на газотранспортную политику северного соседа. Однако до этого страна отвергла вариант газификации северных областей от пограничного газопровода Карталы – Костанай.

В правительстве, видимо, решили поднять вопрос подсоединения к «Силе Сибири – 2» в преддверии запуска газопровода «Сила Сибири» в восточном направлении Китая в начале декабря. Этот российско-китайский газопровод изменит расклад сил на мировых газовых рынках, пишет Bloomberg. Он будет обслуживать 30-летний контракт «Газпрома» с CNPC на поставку в Китай ежегодно 38 млрд кубов газа.

Мэтью Сейгерс пояснил в электронном комментарии, что Казахстан просит только Россию о транзитном участии в газопроводе в Китай с российской территории. Однако в этом вопросе реально принимает решение КНР.

Действительно ли Китай хочет больше трубопроводного газа из России на северо-западе, куда уже прибывает центральноазиатский газ и достаточно собственной добычи, вопрошает эксперт. Этим двум источникам газа понадобится транспортировка на 4 тыс. километров, чтобы достичь клиентов на побережье Китая, уточняет он.

Казахстан мотивирован убедить Россию изменить маршрут предлагаемого трубопровода с трудного участка через Алтай, чтобы потом подключиться к нему для местной газификации, поясняет эксперт. Но проект в основном российский и китайский, нежели казахстанский. По его словам, цена на газ для этого трубопровода на скважине в Ямало-Ненецком автономном округе уже гораздо выше цен западноказахстанских месторождений. И это не считая расходов на транспортировку, которые могут возникнуть из-за строительства нового газопровода. Главным вопросом, удерживающим начало проекта с китайской стороны, является цена на границе. Для покрытия всех затрат она должна быть довольно высокой, гораздо выше цены, которую Китай платит за импорт центральноазиатского газа на пограничном переходе.

Однако в рамках ЕАЭС, любой газ, который купит Казахстан, продавался бы как минимум на уровне внутренних российских цен. Возможно, по ценам, которые платят российские потребители в соседнем Алтайском крае. Такое навряд ли будет привлекательно для России после затрат, понесенных на строительство большого нового трубопровода, поясняет Сейгерс. Если Восточный Казахстан и будет газифицирован, то это должен быть казахстанский газ. Но внутри страны есть острый дефицит коммерческого газа. Сжигание газа на месторождениях вообще не распространено – на самом деле его уровень очень низок по мировым стандартам, убежден аналитик. Вопрос стоит в большом объеме закачивания газа в пласты. Высокие затраты по извлечению и переработке газа с большим содержанием серы не покрываются низкими ценами на газ в Казахстане. Поэтому производители предпочитают закачивать его, чтобы поддержать добычу нефти, за что получают дополнительные доходы. Вариант по подключению Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей к российской газотранспортной системе от Барнаула Сейгерс считает более логистически оправданным решением.

«Две сравнительно короткие ветки могут быть протянуты с Барнаула: одна – в Павлодар, другая – в Семей. Но главный вопрос здесь в том, что газопровод, который идет на юг с Нижневартовска в Барнаул, сравнительно невелик и уже работает почти на полную мощность в доставке газа в южные регионы Западной Сибири, то есть Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Барнаул, особенно в зиму, когда спрос высок. Так что есть не так много дополнительного газа, который может быть доставлен в Казахстан, если не будет построена другая нитка газопровода», – считает аналитик.

Чтобы «Сила Сибири – 1» вышла на полную мощность, нужно еще как минимум лет 10, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его мнению, присоединение восточных регионов Казахстана к российской газотранспортной системе будет чисто политическим, а не коммерческим решением. В случае реализации этой идеи повторится история с поставками газа в Беларусь – тут будет решать не «Газпром», убежден специалист. Цены на голубое топливо внутри России и на экспорт совершенно разные. Поэтому, к примеру, в Беларуси российский газ стоит гораздо выше, чем в приграничных российских областях, пояснил он. В случае присоединения Павлодарской и Восточно-Казахстанских областей к газотранспортной системе «Газпрома» цена на газ для этих регионов будет отличаться от внутренних российских.

«На газопроводе «Сила Сибири – 2», то есть бывший «Алтай», он же идет в Китай, в принципе, и каким-то образом к нему подключиться можно, наверное, территория Казахстана рядом, примерно до Горно-Алтайска доходят трубы «Газпрома», но это не магистральный газопровод. Подключиться, конечно, можно, в небольших объемах там получать, но, в принципе, опять вопрос будет в цене. Технически это сделать можно, но это будет не «Сила Сибири – 2», а просто подключение к российской газотранспортной сети, которая туда уже дошла, до ближайших районов рядом с границей», – сказал он inbusiness.kz в телефонном интервью.

Большого коммерческого смысла, кроме политических спекуляций или паблисити, в предложениях присоединения ВКО и Павлодарской области к российской газотранспортной системе или «Силе Сибири – 2» эксперт не видит.

Директор компании Global Gas Regazification Панаёт Саулиди считает, что Россия с учетом опыта последних лет никогда не станет прокладывать газопровод через чью-либо территорию, если есть вариант обойтись без стран-транзитеров. Такое может быть только в случае особых обоюдных интересов.

«Цена в РФ на газ значительно дешевле нашей, три-четыре рубля. Газификация даже если случится по этому варианту, то это перспектива пяти-семи лет, то есть это 2025 год - год единого рынка топлива на пространстве ЕАЭС. Сегодня спрогнозировать цену сложно, но она, думаю однозначно будет несколько дороже внутренних цен в РФ. Основные параметры перехода к единому рынку топлива уже есть, но это очень долгая тема», – написал газовик в электронном комментарии. К слову, в пятницу агентство Интерфакс-Казахстан сообщило о том, что Казахстан рассматривает возможность газификации городов Кокшетау и Петропавловска за счет присоединения к российской газотранспортной системе от города Ишим Тюменской области. При этом важным фактором станут стоимость прокладки газопровода и рассчитанная цена на газ. Параллельно казахстанские власти также рассматривают вариант газификации названных северных областей в рамках второго и третьего этапов строительства газопровода «Сарыарка», что может потребовать примерно 48 млрд тенге.

Данияр Сериков

Караганда давит на газ

Газопровод «Сарыарка» обеспечит голубым топливом более 100 населенных пунктов региона.

14 Апрель 2018 15:30 5808

Об этом было заявлено на совещании по вопросу строительства газопровода «Сарыарка», прошедшем в акимате Карагандинской области. Поскольку по территории области будет пролегать больше половины газовой магистрали – 764 из 1063 км, то и большинство вопросов сейчас решается именно в Караганде.

«На сегодняшний день разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО), получено положительное заключение госэкспертизы. И уже на стадии завершения находится разработка проектно-сметной документации (ПСД)», – сообщил заместитель генерального директора заказчика проекта АО «КазТрансГаз» Сериккали Брекешев.

Разработчиком ТЭО является консорциум в составе ТОО «КАТЭК» и ТОО «АлатауГорПроект».

Строительство магистрального газопровода будет вестись в две очереди. Первая стоимостью в 264,4 млрд тенге завершается с началом подачи газа в Астану и включает в себя прокладку трубы и возведение системы обеспечения газоснабжения в 2018-2019 годах. 

«Вторая очередь строительства запланирована на 2019-2020 годы. Специально выделены автоматизированные газораспределительные станции (АГРС), которые будут находиться в трех городах Карагандинской области: Жезказгане, Караганде и Темиртау. Будут еще пять отводов для потенциальных АГРС для районов, с тем чтобы их сдавать отдельно по мере готовности. Газоснабжением может быть охвачено 119 населенных пунктов Карагандинской области», – рассказал генеральный директор ТОО «КАТЭК» Кундыз Нупов.

Руководитель областного Управления энергетики и ЖКХ Кайрат Бегимов сообщил, что на сегодняшний день все разрешительные документы по трассе прохождения магистрального газопровода выданы проектной организации ТОО «КАТЭК». Энергопередающим организациям выданы технические условия на подключение оборудования магистрального газопровода к линии электропередач.

«Всеми заинтересованными лицами подписан акт выбора размещения трассы газопровода. По строительству отводящих и квартальных сетей определены этапы строительства газопроводов, начата работа по проектированию. От магистральных сетей определены примерные трассы газопроводов среднего и низкого давления», – заявил он.

На первом этапе (2020 год) планируется строительство подводящих и квартальных сетей от трех автоматизированных газораспределительных станций с дополнительным охватом улиц и микрорайонов, где нет центрального теплоснабжения.

От АГРС «Караганда» планируется газификация городов Караганды и Сарани с общей численностью более 5,5 тыс. домов частного сектора. 

По городу Темиртау центральным газоснабжением будут охвачены 3 тыс. домов частного сектора. Кстати, в презентации Кайрата Бегимова, видимо, на радостях от величия момента численность жителей Темиртау увеличили сразу на 40 тысяч – до 220 тысяч человек

В Жезказгане планируется газифицировать около 2,5 тысячи частных домов.
Кстати, согласно представленным на совещании презентациям по ранее утвержденной региональной схеме газификации Карагандинской области до 2030 года газификация трех юго-западных районов и города Жезказгана не предусматривалась. 

По словам Кайрата Бегимова, общая численность подключаемого в области населения составит порядка 65 тысяч человек. К централизованному газоснабжению присоединятся и 1400 юридических лиц, а годовой объем потребления составит около 85 млн кубических метров.

«Ориентировочная стоимость строительства распределительных сетей первого этапа составит 21,4 млрд тенге. На уточнение областного бюджета подана бюджетная заявка на разработку проектно-сметной документации. Конкурс на ее разработку будет объявлен в мае. Разработку ПСД планируется начать с июля с завершением проектирования в декабре этого года. Строительство распределительных сетей газоснабжения планируется начать в 2019 году», – заявил руководитель областного Управления энергетики и ЖКХ .

По словам Кундыза Нупова, регион получит не только экономический, но и экологический и социальный эффект, а ежегодные инвестиции составят до 10-15 млрд тенге. Уже идет отбор карагандинских предприятий, продукция которых будет использоваться на строительстве газопровода. Реализация проекта даст региону дополнительные рабочие места: до 2000 человек будет занято в период строительства, до 1000 человек потребуется на обслуживание газопровода.

Аким области Ерлан Кошанов поручил своим подчиненным «оперативно и с максимальной ответственностью отрабатывать все возникающие вопросы» совместно с проектировщиками. 

«Этого проекта жаждали наши жители, наши предприниматели. Газ – это новый инструмент в целом для социально-экономического развитие нашего региона. Реализация этого проекта даст повышение качества жизни населения, – сказал глава региона.
Напомним, согласно ТЭО проекта, строительство магистрального газопровода «Сарыарка» может обойтись порядка 370 млрд тенге. 

Олег И. Гусев