/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 182,08 KASE 2 209,51
FTSE 100 5 415,50 РТС 1 049,88
DOW J 21 056,82 Пшеница 551,40
Интернет-магазины просят льгот

Интернет-магазины просят льгот

Рынок электронной коммерции готов ежегодно расти как минимум на 30%.

22 Сентябрь 2017 12:36 9211

Интернет-магазины просят льгот

Автор:

Элина Гринштейн

На сегодняшний день покупки в Интернете совершает лишь малая доля казахстанцев. Об этом в своем выступлении на девятой конференции «Торговая миссия: Казахстан-2017» сообщил председатель правления АО «Казпочта» Сакен Сарсенов.

«Во всем мире сегодня пользуются Интернетом 3,2 миллиарда человек, при этом половина из них (1,6 миллиарда) совершают покупки онлайн. В Казахстане очень высокая пенетрация Интернета, у нас им пользуются более 70% населения. Но совершают покупки в интернет-магазинах, к сожалению, всего лишь 6% из них. Это говорит о том, что существует огромный потенциал для роста электронной торговли в нашей стране», – сказал Сакен Сарсенов.

По словам главы ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константина Горожанкина, в казахстанском сегменте Интернета количество онлайн-покупок существенно меньше по сравнению с другими странами. Для сравнения, в России доля пользователей Интернета, совершающих онлайн-покупки, доходит до 70%.

Вместе с тем возможности покупать онлайн у казахстанцев имеются, и речь идет не только о зарубежных интернет-магазинах. По словам г-на Сарсенова, сегодня в РК достаточно хорошо развита базовая экосистема для функционирования электронной торговли – работают более 200 интернет-магазинов, более 70 логистических компаний, имеются различные платежные инструменты. И, как заметил глава почтового оператора, рынок готов к тому, чтобы расти ежегодно как минимум на 30%.

Работа по повышению популярности среди казахстанских пользователей Интернета, как рассказал Константин Горожанкин, ведется.

По его словам, ассоциация сформулировала ряд задач, которые, как надеется спикер, найдут отражение в программе «Цифровой Казахстан». В качестве ключевого момента, который поспособствует улучшению ситуации на рынке электронной коммерции, в ассоциации видят перенос отечественных интернет-магазинов в специальную экономическую зону «Парк инновационных технологий «Алатау», где предусмотрены налоговые льготы.

Кроме того, эксперты намерены использовать международный опыт, в частности опыт Поднебесной.

«У нас есть пример Китая, который в 2011 году в плане развития был на гораздо более низких уровнях, чем Казахстан, и в тот момент в стране была принята программа по PR электронной коммерции в рамках всей страны. Сейчас мы ровно такую же программу пытаемся запустить в Казахстане. Я надеюсь, как только программа будет принята, вы и на билбордах, и в телевизоре, и везде увидите, как казахстанцам будет рассказываться о выгодах и удобстве совершения покупок в Интернете», – сказал Константин Горожанкин.

По словам Сакена Сарсенова, Китай сегодня находится в числе лидирующих рынков электронной коммерции.

«Электронная коммерция во всем мире сегодня продолжает показывать быстрый рост, и если на заре e-commerce главным двигателем роста этого рынка были США, то сегодня темп задает Китай. Уже сейчас ежегодный рост рынка электронной коммерции в мире достигает 30%, в Казахстане – 25%, и одним из основных драйверов роста выступают китайские интернет-площадки», – сообщил Сакен Сарсенов.

Но есть и обратная сторона медали – казахстанцы куда активнее заказывают что-либо в зарубежных интернет-магазинах, нежели в казахстанских.

«В августе к нам из-за рубежа приходило 16800 посылок в день. В сентябре – 21400 посылок в день. То есть из месяца в месяц мы растем на 30%. Мы предполагаем, что в декабре из-за рубежа в Казахстан будет приходить 45 тысяч посылок в день. Это говорит о том, что рынок растет неимоверными темпами, но, к сожалению, мы сейчас пока покупаем за рубежом», – добавил глава АО «Казпочта», заметив, что ежедневное количество посылок внутри Казахстана составляет примерно 12400 штук.

При этом доля китайских посылок в общем объеме входящей почты в Казахстане уже составляет более 60% и постоянно увеличивается. Кроме китайского онлайн-ритейлера Alibaba, весьма активно казахстанцы приобретают товары из-за рубежа и в таких магазинах, как Amazon, eBay и AliExpress.

По прогнозам экспертов ожидается, что развитие электронной коммерции в Казахстане позволит до 2020 года создать 276 тысяч новых рабочих мест в таких отраслях, как логистика, информационные технологии, производство, малый и средний бизнес. Кроме того, ожидается, что это также повысит ВВП страны на 0,2% и позволит Казахстану войти в топ-30 наиболее развитых в электронной коммерции стран.

Элина Гринштейн

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Amazon по-казахски

Мелкие игроки рынка e-commerce оказываются неконкурентоспособными по сравнению с финансовыми организациями, такими как Kaspi.kz, которые вышли в интернет-продажи, кредитуя покупки.

15 Июнь 2018 15:20 3866

Amazon по-казахски

Фото: Римма Гахова

По словам президента Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константина Горожанкина, ресурс Kaspi.kz в данный момент занял не только рынок интернет-продаж электроники, бытовой техники, мебели, но и рынок товаров для авто. В результате закрылся интернет-магазин по продаже автомобильных шин Gepart.kz, владельцем которого являлся сам г-н Горожанкин. Об этом он рассказал в ходе бизнес-форума «Тренд развития электронной коммерции: миф или реальность» в Алматы.

«Мы были вынуждены уйти с рынка, потому что появилась гораздо более крутая машина продаж, чем мы успели построить. Kaspi.kz известен тем, что в его магазине товары можно купить в кредит. 80 процентов нашей техники в Казахстане покупается в кредит, и подобную практику решили использовать в других сегментах. Игрокам, у которых нет такого денежного ресурса, на этом рынке делать нечего. Сейчас бизнесмены думают, как удержаться на рынке товаров для автомобилей. Лично я не увидел никаких возможностей для дальнейшей работы», – сказал он в кулуарах форума.

По словам г-на Горожанкина, его вложения в интернет-магазин по продаже автомобильных шин составили 200 тысяч долларов.

По его словам, Kaspi.kz заходит также на рынок одежды и, по сути, становится казахстанским Amazon. Вслед за Kaspi интернет-сервисы стали развивать и другие банки: Qazkom реанимировал свой интернет-магазин homeshop.kz, Халык банк запустил Homebank Orange, Банк Хоум Кредит пытается запустить свой интернет-магазин. Однако, как заметил г-н Горожанкин, на рынке электронной коммерции все сливки собирает первый игрок. Если он развивается, то догнать его очень тяжело. Сейчас только за один день Kaspi.kz продает 250 тыс. товаров на 20 млрд тенге. Что касается бизнеса в сфере интернет-продаж, то г-н Горожанкин посоветовал предпринимателям пересмотреть стратегию развития бизнеса с учетом появления крупных игроков. По его словам, бизнесменам следует искать незанятые на рынке e-commerce ниши.

«С одной стороны, Kaspi Bank со своим сервисом Kaspi.kz залез не в свою сферу деятельности. С другой стороны, это подстегивает других игроков рынка развиваться. Нужно искать свои ниши. Подумайте, чем вы пользуетесь, какие товары покупаете? Если в какой-то сфере у вас не появляется ассоциация с крупным брендом, значит, эта ниша не занята», – сказал г-н Горожанкин.

В ходе форума основатель холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов также отметил, что, создавая интернет-магазин, предпринимателям нужно думать о дальнейшем выходе на международный рынок. По его словам, бизнесменам следует мыслить более глобально.

В целом спикеры отметили, что рынок e-commerce в Казахстане развивается. По данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), в прошлом году объем рынка электронной коммерции составил 1 млрд долларов, показав 30% рост. Константин Горожанкин считает, что именно сейчас у компаний есть шанс выйти на рынки Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и стать не только лидерами казахстанского рынка, но и игроками в Центральной Азии.

Это значительно увеличит стоимость компаний, а на рынках, куда они выйдут, появятся новые сервисы, которых сейчас нет. Кроме того, АКИБ вдвинул ряд инициатив, касающихся развития в стране электронной коммерции. В первую очередь это создание доступа для интернет-магазинов и сервисов в ПИТ «Алатау», чтобы бизнесмены могли получать налоговые преференции.

В свою очередь заместитель акима города Алматы Алмас Мадиев сообщил, что в данный момент рассматривается вопрос передачи парка информационных технологий акимату города Алматы. При этом отметил, что действующее законодательство позволяет регистрировать интернет-магазины на базе ПИТ.

Римма Гахова

Е-торговля: курс на удвоение

В правительстве рассчитывают на активный рост электронной торговли в ближайшие пять лет.

05 Июнь 2018 15:29 10844

Е-торговля: курс на удвоение

Электронная торговля в Казахстане постепенно набирает обороты. По данным официальной статистики, в 2017 году объем рынка электронной торговли РК составил 107 млрд тенге, или 1,2% от общего объема розничного товарооборота. При этом только за пять месяцев 2018 года он составил 101 млрд тенге, или 2,9% от общего объема розничного товарооборота, рост в два раза. С начала 2018 года зарегистрировано 110 новых субъектов электронной торговли. На сегодняшний день на рынке работает около 1700 интернет-магазинов, а количество покупателей возросло до 1,5 млн человек.

Прирост работающих с учетом смежных отраслей составил 37 тыс. человек. В объеме доставленных товаров рынок вырос на 58%, с 7 млн штук до 12 млн штук, по сравнению с соответствующим периодом 2017 года.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, выступая на заседании правительства во вторник, напомнил, что с начала года вступили в силу налоговые преференции в части освобождения доходов от уплаты КПН и ИПН, получаемых в сфере электронной торговли. Эта норма уже действует, однако министр не уточнил, сколько субъектов рынка электронной торговли воспользовались данной льготой.

Стоит отметить, что одним из основных условий для получения льгот является наличие не менее 90% безналичных платежей. В связи с этим ведется работа по развитию систем наложенного платежа. Сулейменов пояснил, что на сегодняшний день в соответствии с законодательством о платежах и платежной системе АО «Казпочта», являясь организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, может принимать оплату за товар посредством наложенного платежа, который признается как безналичный расчет за товар.

«Для привлечения более широкого круга участников в электронную торговлю Министерством национальной экономики совместно с Национальным банком и Министерством финансов проработан вопрос применения наложенного платежа логистическими компаниями. Для этого им необходимо заключить с банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, договор в качестве платежных агентов», – пояснил глава Минэкономики.

Одновременно для увеличения доли безналичных платежей предусматривается развитие банковских и небанковских платежных систем.

«Национальным банком разработан проект системы моментальных платежей с возможностью использования мобильного телефона. Система основывается на следующих принципах: осуществление платежей и переводов денег по номеру мобильного телефона, моментальное проведение платежей и зачисление денег получателю, круглосуточная работа, отсутствие межбанковской комиссии.

Тестирование системы в пилотном режиме планируется в августе 2018 года», – сообщил Сулейменов.

В части небанковской платежной системы на базе карточного процессинга АО «Казпочта» создается электронный кошелек, где роль идентификатора выполняет номер телефона гражданина, на который поступает СМС-код.

«На сайте post.kz потребитель регистрируется и открывает электронный кошелек, пополняет его картой АО «Казпочта» либо картой другого банка. Электронный кошелек запущен в мае 2018 года и будет использоваться для проведения оплаты за услуги мобильной связи, государственные услуги, штрафы, налоги, коммунальные услуги и так далее. АО «Казпочта» планирует последующее применение электронного кошелька для реализации товаров в электронной торговле. Пилотный запуск – август 2018 года», – отметил министр.

Кроме того, для развития инфраструктуры логистики в 2018 году в Астане и Алматы созданы два Fullfilment-центра (логистические хабы и сортировочные центры). Через них планируется осуществить не менее 170 тыс. отправлений. Минэкономики совместно с НПП «Атамекен» в рамках сервисной поддержки начато обучение в сфере обслуживания информационных технологий, в том числе создание и ведение бизнеса в Интернете.

«В настоящее время предоставлены консультации 1000 субъектам МСБ, до конца года – 15000 субъектам МСБ. Для повышения компетенции бизнеса в электронной коммерции на базе АО «Казпочта» в городе Астане открыт Центр электронной коммерции (Е-сommerce-центры), который оказывает услуги по обучению и созданию интернет-магазинов «под ключ». В 2018 году планируется обучить 1000 субъектов», – пояснил министр.

При этом для совершенствования логистической инфраструктуры АО «Казпочта» планируется создание Е-коммерц-центров и Fullfilment-центров в городах Шымкенте, Караганде, Актобе. Ожидается, что количество обрабатываемых посылок увеличится на 20% – с 5,148 млн до 6 млн, сокращение срока доставки по Казахстану с 15 до шести дней и до одного дня по определенным маршрутам экспресс-почтой.

Кроме того, прорабатываются и меры по стимулированию развития электронной торговли. Как сообщил глава Минэкономики, в настоящее время прорабатываются изменения в правила возмещения затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности «по продвижению отечественных обработанных товаров, по которым частично возмещаются затраты по их продвижению и снижению издержек субъектов электронной торговли на маркетинговые услуги на 50%». Как ожидается, эти изменения будут приняты в III квартале 2018 года.

«Эти меры в сфере электронной торговли позволят дополнительно развивать сферу торговли, как одной из приоритетных отраслей экономики. К 2022 году планируется увеличение доли электронной торговли до 2,6 процента и создание 200 тысяч дополнительных рабочих мест в электронной торговле и смежных отраслях», – считает Сулейменов.

Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев со своей стороны подчеркнул, что развитие электронной торговли, финансовых технологий и безналичных платежей является одним из основных направлений госпрограммы «Цифровой Казахстан». Министерством совместно с холдингом «Зерде», ГК «Правительство для граждан», АО «НИТ», АО «Казпочта» и местными исполнительными органами разработаны и согласованы программы обучения.

По состоянию на 30 мая вышло 37 выпусков программы «Цифровой Казахстан», 22 выпуска телепрограммы Digital Kazakhstan были посвящены обсуждению развития электронной коммерции, цифровизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительном секторе.

В результате создания современной телекоммуникационной инфраструктуры количество интернет-пользователей в 2017 году достигло 78,8%. К 2021 году будет осуществлен охват большей части сельских населенных пунктов широкополосным Интернетом.

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев отметил, что электронная коммерция определена одной из приоритетных задач госпрограммы «Цифровой Казахстан».

«Сегодняшние доклады и выступления наглядно показали, что будущее – за электронной коммерцией. Принимая госпрограмму, мы планировали, что к 2022 году в этой сфере будет открыто 200 тысяч новых рабочих мест. За пять месяцев текущего года уже открыто 40 тысяч рабочих мест. Это говорит об огромном потенциале онлайн-торговли. Надо использовать транзитный потенциал страны, поддержать акимов, которые стремятся развивать эту сферу», – подчеркнул глава правительства.

Ирина Севостьянова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

Материалы по теме