Инвестиции привлекают города, а потом уже – страны

10668

Что нужно сделать, чтобы привлечь поток инвестиций в Казахстан и его города?

Инвестиции привлекают города, а потом уже – страны

Что нужно сделать, чтобы привлечь поток инвестиций в Казахстан и его города? Ответ не сложный, но и не простой – создавать продуктово-рыночную монополию в городах-флагманах по привлечению инвестиций.

Инвестиционная привлекательность как всего Казахстана, так и отдельно взятых отраслей экономики республики и городов сегодня напрямую зависит от нашего ближайшего соседа – России. К сожалению, политические события и, как следствие, экономические тенденции соседа оказывают не самую лучшую поддержку для притока новых инвестиций в Казахстан.

Свободный курс национальной валюты также вносит свои коррективы. С одной стороны, это положительный момент, но, как и у любой медали, есть другая сторона. Если пересчитывать проекты, большинство из которых связанно с долларом США, на короткое и среднее плечо, они просто становятся не рентабельными. А денег с интересным для бизнеса процентом и на длинное плечо практически нет. А понять, что будет завтра – не под силу ни одному эксперту.

Если говорить более предметно, то стоит начать с одного из знаменателей уравнения инвестиционной экосистемы: инвестиции привлекают, в первую очередь, города, а потом уже – страны.

Факторы, которые напрямую влияют на инвестиционную привлекательность, конкретно определены в понятии продуктово-рыночная монополия. Здесь стоит отметить, что сегодня Казахстан уже многое делает для улучшения инвестиционного климата: системы электронного правительства (ЦОНы), оптимизация законодательной базы, защита инвестиций, специальные экономические зоны. Быстро инвестиционную привлекательность не выстроить, но всегда есть, за что взяться и с чего начать.

Из чего же состоит рыночно-продуктовая монополия и ее составляющие, которые напрямую влияют на инвестиционную привлекательность?

Продукт. Привлечь инвестиции – это продавать продукт. Город, страна, бизнес должны стать таким продуктом. Уникальным, который сочетает в себе привлекательные показатели и возможности для конкретной категории инвесторов. В плане рынка наша страна мало кому интересна. Давайте говорить честно, 17 миллионов человек – это маленький рынок. Но каждый город, будь то Астана, Шымкент или Алматы, должен привлекать определенную группу, категорию инвесторов.

Конечно, это сложный продукт. Сейчас все страны мира и большое количество городов конкурируют между собой за инвесторский капитал. И конкурировать одинаковыми методами (снижение налоговой нагрузки, СЭЗ и тому подобное) сложно, поскольку этого уже мало. Не платить налоги 10 лет, но при этом иметь проблемы с коммуникациями – такой расклад не очень интересен инвесторам. Нужно больше. Уникальнее. Например, Силиконовая долина. С ней все понятно. Уже все знают, что в США есть Силиконовая долина и есть все остальные места. Остальные конкурируют схожими параметрами.

В этом суть продуктово-рыночной монополии. Есть iPhone и все остальные, которые конкурируют практически схожими техническими характеристиками. Примеров много. Казахстан и каждый его город должен стать таким уникальным продуктом в уже привычных сферах привлечения инвестиций.

Эффективные процессы. В этом направлении Казахстан уже многого добился. Облегчена возможность и увеличена скорость открытия компании, построены более прозрачные механизмы контролирующих органов. Конечно, это еще не все. Но в большинстве своем, те города, которые являются флагманами по привлечению инвестиций, должны определить те процессы, которые влияют на их категорию инвесторов. А государство должно оптимизировать общие процессы. Так, например, в области туризма должен быть идеальный сервис, безопасность и продукт. Этим нужно заниматься целенаправленно и не из столицы, а выстраивать сервис и продукт на местах. Если говорить про компании, то нужно оптимизировать весь процесс – от производства до продажи.

Квалификация кадров и управление талантами. Любой инвестор обращает внимание на то, кого он сможет привлечь и насколько квалифицированные кадры присутствуют в городе, куда будут вкладываться деньги. Опять же возвращаемся к тому, что нужно понять, какова будет специализация города, а затем необходимо развивать профессиональные кадры в этом направлении. Таких примеров немало во всем мире, особенно – в развитых странах.

Специализация есть. Продукт есть. Основные процессы уже оптимизированы. Над профессионализмом кадров работа ведется. Что же еще? Кажется, инвесторы должны налететь как пчелы на мед. Но этого недостаточно. Любой, даже самый идеальный, продукт может оказаться никому не нужным. И наоборот: продукт бывает не самый лучший, но его хорошо продают (правда, такой вариант временный). Нужна правильная подача и упаковка, а это задачи PR и маркетинга.

Казахстан приходит к пониманию, что эти составляющие должны быть на высоте. Но делается в объемах страны недостаточно. В мире очень много людей, которые не знают, где находится Казахстан. Тем более, не знают о его городах и их спецификации. Да и профессионалов в стране во многих сферах недостаточно. И все же они есть. Нужно больше использовать местных специалистов, так как они знают, как лучше всего преподнести свою родину.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться