Инвесторам тоже пора сойти с нефтяной иглы

399

Несмотря на активные призывы к представителям иностранного бизнеса вкладывать в Казахстан, они все еще опасаются инвестировать в страну с непредсказуемой экономикой, считают эксперты

Инвесторам тоже пора сойти с нефтяной иглы

Несмотря на активные призывы к представителям иностранного бизнеса вкладывать в Казахстан, они все еще опасаются инвестировать в страну с непредсказуемой экономикой, считают эксперты.

Завершившееся европейское турне президента Нурсултана Назарбаева, в ходе которого он посетил Великобританию и Францию, помимо сближения политических векторов между странами, носило и вполне прикладной характер. Глава государства призвал иностранный бизнес активно инвестировать в Казахстан на системном уровне. Уже известно о  том, что британские инвесторы профинансируют газификацию Астаны. Но говорить о системности вложения средств иностранными компаниями пока не приходится и, как правило, их интересуют только области, связанные с добычей углеводородного сырья.

Возможно, ли переломить эту тенденцию? В настоящий момент власти предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Помимо ритуальных танцев перед инвесторами, обещанных Асетом Исекешевым, есть и более весомые цели. В частности, в следующем году Казахстан намерен войти в комитет по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития. 

Стоит отметить, что валовый приток прямых инвестиций в Казахстан из стран зарубежья в первом квартале 2015 года составил 4,38 млрд долларов. При этом в 2014 году, по данным Нацбанка, поступило 23,88 млрд долларов прямых инвестиций.

Лидером в этой области оказались Нидерланды, которые инвестировали за весь прошлый год 6,98 млрд долларов. На втором месте – США, они вложили в РК в прошлом году 4,10 млрд долларов. На третьем месте – Швейцария, ее вклад в экономику Казахстана в 2014 году составил 2,37 млрд долларов.

Кстати, Англия и Франция относятся к числу стран, не столь активно инвестирующих в РК. Если Пятая республика занимает по итогам 2014 года пятую строчку в рейтинге инвесторов в казахстанскую экономику, то туманный Альбион – седьмую.

Однако, очевидно, что в условиях кризиса и неустойчивости казахстанской экономики риски инвесторов возрастают, соответственно, не исключено резкое падение показателей привлечения зарубежных средств. О том, какие механизмы по повышению инвестиционной привлекательности Казахстана в непростые времена могут задействовать власти, Atameken.info попросил рассказать экспертов.

Инвесторы бегут от рисков

Председатель правления BRB Invest Галим Хусаинов напомнил, что Казахстан относится к категории развивающихся стран с традиционно высокими рисками, которые сопровождаются как объективными, так и субъективными причинами. Поэтому инвесторы вкладывают только в отрасли, которые имеют достаточно высокие уровни доходов. Раньше к ним относились нефтянаяи горнодобывающая отрасли. После падения цен на мировых рынках и ужесточения как налогового, так и недропользовательского законодательства они потеряли привлекательность.

Инвестиции в обрабатывающую промышленность приходят редко и чаще всего под государственные гарантии. Тем более, обесценивание тенге делает внутренний рынок непривлекательным, а с другими рынками достаточно сложно конкурировать из-за транспортных расходов, отсутствия квалифицированной рабочей силы и высоких административных барьеров.

По словам Галима Хусаинова для улучшения инвестиционного климата в Казахстане нужно проводить институциональные реформы, направленные на защиту прав собственности, совершенствование судебной системы, сокращение административных барьеров, улучшение качества образования и борьбу с коррупцией. Нужна либерализация законодательства в области недропользования и трансформация государственной поддержки из адресной на всеобщую, сказал он.

Слишком много государства

Директор компании Oil Gaz Project Жарас Ахметов заметил, что существует некая неопределенность в правилах игры, которая отпугивает потенциальных инвесторов. Проблемой остается малая емкость внутреннего рынка, что ограничивает потенциальные денежные потоки. Необходимо улучшать условия для внешней торговли, считает он.

Эксперт заметил, что пик привлеченных иностранных инвестиций (ПИИ) в 28,9 млрд долларов пришелся на 2012 год, с тех пор они с каждым годом сокращаются. По расчетам экономиста, ПИИ в последние 10 лет в основном шли в недропользование. Изменилась ситуация на мировых сырьевых рынках – цены на нефть упали более чем в два раза, сократились и инвестиции. Другая причина в том, что на протяжении всех этих лет государственное регулирование в области недропользования становилось все более сложным, забюрократизированным, что отпугивало потенциальных инвесторов.

- Ряд анонсированных мер по привлечению инвесторов, таких как применение норм английского права, налоговые льготы, возможность размещения зарубежных бумаг, вселяет надежду. Но важно провести ревизию всего законодательства, так или иначе касающегося рынка ценных бумаг, начиная с Гражданского кодекса и заканчивая законом о секьюритизации. Важно, как будет регулироваться движение капитала, какие ограничения будут по финансовым инструментам, – подчеркнул Жарас Ахметов.

Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков считает, что, несмотря на все созданные благоприятные условия в виде совета иностранных инвесторов и либерального инвестиционного законодательства, в Казахстане сохраняется ряд серьезных факторов, которые отпугивают иностранцев. В их числе – масштабное участие государства в экономике или государственное предпринимательство, которое составляет свыше 45% ВВП, высокий уровень коррупции в госорганах и квазигосударственных структурах, негласная зависимость судебной и законодательной властей от исполнительной. Он заметил, что, по информации Торговой палаты США, коррупция и регулярные судебные разбирательства в Казахстане серьезно сказываются на интересе американских инвесторов.

Среди других факторов числятся компоненты концептуального кризиса, вызванного торможением процесса индустриализации. В частности в 2010-2014 годах бюджетная политика правительства, как считает Арыстанбеков, работала против госпрограммы форсированного инновационно-индустриального развития путем возврата НДС в пользу экспортеров сырьевых ресурсов. Заметен и структурный кризис в виде «ножниц» цен между экспортно-сырьевым и внутренне-ориентированным секторами экономики. Страна активно погружается в ловушку недоразвития после достижения среднемирового уровня экономического развития, считает эксперт.

Найти преимущества

Профессор Института мировой экономики и политики при президенте РК, профессор Международной академии бизнеса Валихан Тулешов считает, что в Казахстане сложилось неверное понимание того, что власти должны бегать за инвесторами. Правительству необходимо создавать условия и гарантировать возврат инвестиций, а не стараться выжать из инвесторов все. 

- В развитых странах не принято на переговорах с бизнес-кругами других  государств заставлять собственные компании вкладывать деньги в чужую экономику. А у нас считается хорошим тоном возить с собой аффилированных с властью бизнесменов и, используя административный ресурс, помогать им делать бизнес с партнерами из-за рубежа, – отметил он.

Предприниматель, директор Smart Investments МаратТолибаев полагает, что главная проблема в привлечении инвесторов заключается в том, что Казахстан остался монопроизводящим государством. Диверсификации нет, практически вся экономика завязана на нефть. Поэтому, как только цены на нее будут расти, в страну опять хлынут толпы инвесторов.

- Чтобы привлечь инвесторов в Казахстан, надо создать условия для производства экспортоориентированной продукции, так как собственный рынок Казахстана ничтожно мал. Нет смысла здесь строить большие производства для 17 миллионов человек. Не окупится. Поэтому единственный выход – строить производства для экспорта в Россию, в Китай и другие страны. А так эти страны и сами конкурентоспособные, то надо искать ниши, которые объективно им недоступны. Например, пастбищное животноводство или выращивание растений, наиболее эффективных именно в нашем климате. Еще одна перспективная сфера – наука и интеллектуальные разработки. Они не требуют природных ресурсов, только вложений в образование своих граждан. Даже извлечение полезных ископаемых можно было бы диверсифицировать. Просто вкладывать больше денег от нефти в геологию. Наверняка в нашей земле сокрыто еще много запасов различных ископаемых. Падение цен на одни из них могло бы компенсироваться повышением цен на другие. Уже одно это оберегало бы нас от зависимости к одному продукту и глубоких кризисов, – заключил Марат Толибаев.

 

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться