Как заявил, выступая ходе "круглого стола" "Реформирование налоговой системы и совершенствование таможенного администрирования", организованного советом иностранных инвесторов при президенте РК председатель комитета государственных доходов министерства финансов Даулет Ергожин, с целью привлечения инвестиций налоговым законодательством Казахстана в настоящий момент предусмотрены такие возможности как самостоятельное применение налогоплательщиком инвестиционных налоговых преференций. Напомним, что инвестиционные преференции предоставляются по инвестиционному проекту - юридическому лицу РК, по инвестиционному приоритетному проекту - вновь созданному юридическому лицу РК, по инвестиционному стратегическому проекту - юридическому лицу, реализующему инвестиционный стратегический проект в соответствии с инвестиционным контрактом, заключенным с уполномоченным органом по инвестициям до 1 января 2015 года.
На основании этого, налогоплательщик имеет возможность в последующем полностью отнести на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога стоимость объектов преференций, впервые вводимых в эксплуатацию на территории Казахстана, а также последующие расходы на реконструкцию, модернизацию, единовременно либо в течение трех лет с момента ввода в эксплуатацию объектов преференций. Суть предоставляемых преференций заключается в следующем. Во-первых, уменьшение корпоративного подоходного налога на 100%, во-вторых, применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога, в-третьих, исчисление налога на имущество по ставке 0% к налоговой базе, а также предоставление гарантии стабильности налогового законодательства. Необходимо отметить, что кроме чисто налоговых льгот, Предпринимательским кодексом по инвестиционным приоритетным проектам так же предусмотрены меры государственной поддержки. Это освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты и инвестиционная субсидия. То есть возмещение до 30 процентов фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования без учета налога на добавленную стоимость и акцизов.
Кроме того, с 1 января 2017 года будет введена в действие законодательная норма о возможности освободить инвесторов не только от оплаты корпоративного подоходного и земельного налогов, но также для определенных инвестиционных проектов, предусмотрено освобождение от НДС импорта сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта. Необходимо особо отметить, что для компаний, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон распространяются такие же налоговые льготы, как и для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Кроме того, дополнительно на территориях специальных экономических зон предусмотрена нулевая ставка по НДС по оборотам по реализации товаров, полностью потребляемых на территории СЭЗ (для поставщиков). Кроме содержания, то есть размеров налогов, в комитете государственных доходов активно принялись и за реформирование формы, а именно администрирования.
"В части администрирования отмечу такое нововведение как централизация налогового администрирования иностранных компаний и инвесторов. Ранее в комитете функционировало подразделение по администрированию недропользователей, положительные результаты такой специализации мы применили и к налогообложению инвесторов и нерезидентов" - заявил глава КГД Даулет Ергожин. По его словам, все инвесторы реализующие соответствующие контракты получат персонального куратора от КГД, в обязанности которого будет сопровождение их деятельности. Кроме того, распоряжением по КГД на местах запрещено выносить какие –либо решения по деятельности инветорво без консультаций и уведомления центрального аппарата. Одна из причин почему принято такое решение, по словам Даулета Ергожина, заключается в "выработке единых подходов в принятии решений в части инвестиционных контрактов". Кроме того, в планах дальнейшего развития ведомства стоят задачи по введению электронного таможенного декларирования на основании передовых международных стандартов, так будет внедрена платформа программного обеспечения "АСИКУДА", адаптированная с учетом условий Казахстана. А также в рамках вхождения в ВТО будет разработана специальная информационная система - "Виртуальный склад", которая вкупе с дальнейшим развитием действующей системы "Электронные счета-фактуры", станет прототипом систем для всех стран ЕврАзЭС.
"Мы ожидаем, что благодаря реализуемым мерам сделаем семимильные шаги по повышению качества администрирования, которое позволит, с одной стороны, для бизнес-среды обеспечить постоянное снижение административных барьеров и создать условия безболезненно вести бизнес в стране, и с другой стороны для нас эффективно реализовать фискальные функции Комитета", - заявил Даулет Ергожин.
Еще один блок новаций, которые КГД предлагает обсудить с бизнесом является налогообложение недропользователей.
По словам, Даулета Ергожина, в рамках разработки проекта Кодекса о недрах предполагается изменение концептуальных подходов по учету и оценке полезных ископаемых. По его словам, существуют значительные различия в условиях разработки месторождений и переработки полезных ископаемых. На практике недропользователи горнорудного сектора преимущественно осуществляют полный цикл работ от добычи (контрактная деятельность) до последующей металлургической переработки добытого сырья (внеконтрактная). При этом доход по контрактной деятельности определяется как себестоимость, увеличенная на 20%, соответственно, рентабельность по контрактной деятельности не достигает 25 % и налог на сверхприбыль не возникает. В результате из 150-ти недропользователей горнорудного сектора за 2014 год налог на сверхприбыль возник только у 7-ми.
КГД предлагает для ТПИ отменить налог на сверхприбыль с переносом налоговой нагрузки на другие виды налогов, а также обсудить вопрос введения дифференцированного подхода к налогообложению углеводородного сырья и ТПИ, в том числе урана, по всем специальным налогам и платежам недропользователей. Также, Концепцией проекта Кодекса о недрах предполагается изменение границ контрактной деятельности. В этой связи, в проекте разрабатываемого единого кодекса государственных доходов рассматривается возможность законодательного установления более детального порядка ведения раздельного налогового учета между контрактной и внеконтрактной деятельностями, то есть определение себестоимости, а также распределение доходов и расходов между контрактной и внеконтрактной деятельностями, и определение уполномоченным органом границы добычи и первичной переработки. "Мы также обсуждаем вопрос исключить бонус коммерческого обнаружения с переносом нагрузки на НДПИ, так как по своей сути бонус коммерческого обнаружения является авансовым платежом за добычу полезных ископаемых и тем самым выполняют функцию такого наказания за успех. Также мы рассматриваем предложения отмены налога на транспорт и его перенесение его в акциз для простоты исчисления и уплаты, а также вопрос реформирования сбора налогов на имущества и землю, чтобы их объединить", — сообщил Даулет Ергожин.
Что касается нефти и газа, то, по его словам, предлагается "для углеводородного сырья сохранить текущий налоговой режим, предусматривающий уплату, в том числе, платежа по возмещению исторических затрат, НДПИ, НСП, рентного налога на экспорт и подписного бонуса".
Александр Константинов