В конце мая в Москве проблему рассмотрит подкомитет по водному транспорту Евразийской экономической комиссии (ЕАЭС).
За период навигации в этом году из Павлодара в Российскую Федерацию планируется доставить порядка 12 тыс. тонн соли и 150 тыс. тонн щебня. Из Омска отправят по воде 8 тыс. кубометров леса.
Большая вода
Нынешняя навигация АО "Павлодарский речной порт" на Иртыше началась на несколько дней раньше традиционной отметки – 1 мая.
В результате с начала сезона уже отправлено по реке шесть судов, которые доставят в Омск в общей сложности 22 тонны щебня. Основная часть груза доставляется российском речным флотом. В прошлом году павлодарцы сделали два хода в Омск с щебнем.
Речники торопятся не случайно. Большая вода простоит на реке до конца июня, затем придется отказаться от трехтонных барж, перейдя на судна с меньшей посадкой – 1 тыс. тонн.
Причина стара как мир. На отрезке примерно в 200 км от российской границы и вплоть до Омска глубина Иртыша слишком мала. По данным начальника участка флота АО "Павлодарский речной порт" Виталия Крупенича, в прошлом году в меженный период (время самого низкого уровня воды в реке. – Авт.) глубина реки в этом месте составляла 1,35 метра. Чтобы полная баржа в тысячу тонн прошла, необходимо минимум 1,6 метра.
"В результате баржи приходится недогружать, а это снижает прибыль. Для сравнения: если по большой воде трехтонные баржи грузят на 2800 тонн, то после спада воды только 1200-1400 тонн", – отметил спикер.
Туда-сюда-обратно
В прошлом году, впервые за последние 15 лет, павлодарские речники доставили партию российского леса в родной порт. В этом году данное направление будет продолжено. По воде от Павлодара до Омска баржи, груженные павлодарским щебнем, проходят 580 километров. Спрос на материал стабильно держится уже многие годы, что не удивительно, в нем большая потребность на севере России, где его используют для строительства автотрассы на нефтепромыслах.
Поставщики соли, а отправляют ее потом в основном в Ханты-Мансийск, активно используют Иртыш для транспортировки, просчитав, что это значительно дешевле наземного.
В прошлом году павлодарское ТОО "УПНК", занимающееся производством кокса, поднимало вопрос о возможной транспортировке части своей продукции в Китай по реке. Но пока данная тема развития не получила.
Большому кораблю…
Несмотря на все усилия речпорта, он загружен работой лишь на 30%. Изменить ситуацию возможно, если будут открыты "шлюзы". По мнению заместителя председателя правления АО "Павлодарский речной порт" Тулегена Кулжанова, озвученного в ходе брифинга:
"Наши суда могут проходить до Омска и дальше по акватории Иртыша выйти на Обскую губу. Но для этого нужно получить разрешение от российской стороны".
К слову, этот и ряд других вопросов, связанных с Иртышом, планируется обсудить в Москве в конце мая на очередном заседании подкомитета по водному транспорту консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии. Планируется, что, наконец, будут закрыты все вопросы, связанные с препятствиями движению судов в Обь-Иртышском бассейне. В случае положительного решения вопроса российские и казахстанские суда смогут ходить от Обской губы до Зайсана без препятствий.
Шолпан Абдрахманова