Жители Астаны вторую зиму подряд жалуются на смог в столице, пик жалоб приходится на безветренные периоды, когда скопившиеся в растущем казахстанском мегаполисе автомобильные выхлопные газы и выбросы печного отопления не выдуваются ветром. Так было в январе 2017 года, та же ситуация сложилась в декабре, при этом экологи утверждают: загрязнение воздуха в главном городе страны критических отметок не превышает.
"Интегральный показатель экологического состояния региона, то есть индекс загрязнения атмосферы, в Астане за девять месяцев 2017 года составил 4,91 единицы против 4,84 единицы за аналогичный период 2016 года. И, так как он менее пяти единиц, это соответствует низкому уровню загрязнения", – заявил руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования столицы Муса Танабаев на пресс-конференции в акимате Астаны 21 декабря.
По словам же директора РГП "Казгидромет" Марины Шмидт, с 13 декабря в столичном регионе "установился монгольский антициклон", который и не позволяет выносить атмосферный "мусор" из столицы.
"Для антициклона у нас характерна тихая ясная погода, то есть перемешивания в атмосфере воздуха нет, это способствовало накоплению вредных веществ, что обуславливало этот смог", – заявила она.
А руководитель управления энергетики Астаны Бактыбек Жапаев подчеркнул, что самый ощутимый "ароматический" взнос в нынешний смог в городе делает частный сектор, который отапливается углем: жители частного сектора предпочитают дешевый уголь, который "насыщен смолами". По его утверждению, в настоящее время на двух столичных ТЭЦ используется уголь из экибастузского разреза "Богатырь", а население покупает уголь карагандинских разрезов.
"Как я понимаю, они насыщены смолами и поэтому коптят", – заявил глава энергетического столичного управления. И заявил, что в столице пора вводить контроль за качеством угля.
"О плохом качестве угля говорят сами жильцы частного сектора, – утверждает Бактыбек Жапаев. – Стандарты угля есть, а компетенции в каком-то органе по проверке его качества нет, и мы бы хотели восстановить этот контроль. То есть на угольной базе есть уголь, и до момента попадания топлива к потребителю должен быть контроль. По бензину уже комиссия создана, и решается вопрос, кто будет контролировать качество бензина, теперь на очереди решение вопроса, кто будет контролировать качество угля, хотя бы для частного сектора", – добавил он.
Эту точку зрения, как выяснилось позже, в ходе аппаратного совещания столичного акимата разделил и аким Астаны Асет Исекешев.
"Необходимо внести предложение по ужесточению экологического законодательства, а также перестроить работу всех существующих структур в городе, – цитирует градоначальника пресс-служба акимата. – Экология является одним из основных приоритетов в работе акимата на 2018 год. Мы создадим специальную комиссию, куда будут привлечены независимые эксперты, активисты, ученые, а также проведем ряд общественных слушаний. Но первое, что нужно сделать, это в рамках комплексного плана разработать новые меры и механизмы по контролю качества ГСМ и угля, рассмотреть возможность увеличения штрафных санкций в отношении нарушителей экологического законодательства".
Как поясняют экологи, угольное отопление стоит отнюдь не на первом месте среди загрязнителей столичного воздуха: 53% всех выбросов в атмосферу в Астане дает автотранспорт. Просто "угольные смолы" умудряются его "заглушать" даже с меньшим объемом своих выбросов (порядка 10%). Накануне в кулуарах заседания правительства, 20 декабря министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев заявил, что решить проблему смога в Астане можно только одним путем – отказавшись от сжигания угля вообще в пользу отопления газом.
"Нужно прекратить сжигание угольного топлива в Астане, необходимо провести сюда газ и сделать его продажу по приемлемым ценам, – сказал Канат Бозумбаев журналистам. – Эта работа сейчас продолжается, более того, она сейчас обсуждается на уровне первого вице-премьера Аскара Мамина".
Эту точку зрения разделяют и в акимате Астаны, который привлек к работе над газификацией отопительной системы столицы на принципах ГЧП инвестора – ТОО Global Gaz Group. Тот в рамках пилота уже перевел на газовое отопление котельные Назарбаев Университета, национального космического центра и общежитие министерства обороны. Со временем по программе газификации последует переоборудование двух столичных ТЭЦ и более чем 250 котельных города. Правда, цена вопроса для населения пока неизвестна.
"Сам газ, поставляемый из России (в Казахстане сжиженный газ пока не производится. – Прим. авт.), будет стоить 110 тенге за куб, на сегодня пока такая цена рассчитана с учетом субсидирования по механизму государственно-частного партнерства, сейчас соответствующий проект находится на рассмотрении в министерстве национальной экономики", – сообщил глава управления энергетики Астаны Бактыбек Жапаев.
"В конце января мы должны получить положительное или отрицательное заключение, в этом случае газ будет стоить 35 тенге за куб. Подключить оборудование к дому ориентировочно будет стоить тысячу долларов. Вопрос подорожания отопления после перевода ТЭЦ на газ находится на рассмотрении, но будет смиксованный тариф, чтобы не получилось, что у ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 были разные тарифы. То есть будет сложен один тариф и выведена одна средняя величина, по которой и будет оплата идти. Конкретно насколько подорожает, не могу сказать, потому что есть еще проектирование, технико-экономическое обоснование", – добавил он.
Но газифицировать столичное отопление, по его словам, рано или поздно все равно придется.
"Есть поручение акима по газификации столицы, независимо от того, будет ли магистральный газ или нет, – напомнил Бактыбек Жапаев. – ТОО Global Gaz Group планирует поставить шесть станций газификации, одну из них – в 2018 году, которая будет установлена в районе аэропорта. Оттуда будет газифицирован поселок Пригородный, микрорайон Family Village, сам международный аэропорт".
После этого, по его словам, планируется построить в период 2018-2019 годов станцию "Индустриальная" в поселке Железнодорожном и отапливать с ее помощью юго-восточную часть столицы, которая застроена частными домами и дает основной прирост угольного смога.
Игорь Воротной