Историческое золото: Илья Мизерных – о своей победе

5436

Впервые в истории Казахстана в ходе зимней юношеской Олимпиады в южнокорейском Канвоне Илья Мизерных завоевал золотую медаль по прыжкам с трамплина. 

Историческое золото: Илья Мизерных – о своей победе Фото: Сали Сабиров

О выступлении, эмоциях, впечатлениях, поддержке и перспективах развития этого вида спорта в интервью inbusiness.kz с Ильей Мизерных и старшим тренером сборной Казахстана по прыжкам с трамплина Кайратом Биекеновым.

– Недавно завершились зимние юношеские Олимпийские игры, Илья, ты стал чемпионом,  поделись, пожалуйста, эмоциями.

– Ну, сейчас все улеглось, все хорошо, отпустило немного. Была эйфория, у меня в голове каша была, я не мог поверить и даже сейчас до конца не понимаю… Эйфория была дней пять, наверное, спать не мог перед соревнованиями и после соревнований… Ну а потом я был счастлив, горд за страну, за то, что там флаг наш подняли, гимн наш играл. Вот такие ощущения были.

– Кайрат Оразбаевич, как Вы отреагировали на победу Ильи?

– После первой зачетной попытки Илья стал третьим, причем разрыв очень маленький, до первого места – четыре очка, до второго места – два очка, четвертым стал довольно сильный спортсмен из Швейцарии. Илья у него выиграл одну десятую, и это тоже создавало напряжение, потому что медали всего три, а спортсменов было много. Когда после первой попытки Илья стал третьим, пришло успокоение, я понял, что с таким метражом он уже сто процентов в шестерке лучших. И, пока я занимался своими делами, готовил ему лыжи для второй попытки, швейцарец, который проигрывал ему одну десятую, прыгнул 101 метр, потом Илья прыгнул 102, и я понял, что он уже сто процентов с бронзовой медалью. Он прыгал третий с конца, здесь все лидеры, если у тебя в этот момент лучший результат, значит, ты уже гарантированно бронзовый призер. Сначала немножко был шок… Я понимал, что осталось два спортсмена наверху, спускаюсь вниз, в это время атлет из Польши срывает прыжок, и Илья уже автоматически становится серебряным призером! Внизу китайский тренер мне говорит: "Кайрат, поздравляю, у тебя медаль, оказывается!" Иду дальше, эмоции переполняют, и тут польский спортсмен, который был первым, падает, и я… у меня такие эмоции… Я как закричал там, прямо на глазах у польских тренеров! Это же значит Илья – олимпийский чемпион! Я потом подошел, перед тренерами извинился, сказал – эмоции были. Они отвечают, нет проблем, это спорт. И, пока я бежал вниз, я понимал, что это совершили мы, что это сделали мы, для нашей страны, для нас. Исторически в Казахстане это первая золотая медаль на детско-юношеских Олимпийских играх, поэтому там такие эмоции были, не знаю… не передать словами, когда ты чемпион.

– Илья, скажи, пожалуйста, кого бы ты хотел поблагодарить за свои успехи?

– Семью. Маму, бабушку, сестру, брата – они всегда за меня горой стоят, всегда поддерживают. Ну и за подготовку весь тренерский состав – Пал Саныча (Павел Александрович Васильев, главный тренер сборной РК по прыжкам с трамплина. – Прим. ред.), Кайрата Оразбаевича. Еще в начале летнего сезона мы начали подготовку в Щучинске, и за полгода меня поменяли в плане прыжков. У меня лучше прыжки стали, я стал концентрированнее, я стал более четко, на сто процентов выполнять свою работу. Всех наших тренеров, весь наш штаб. И, естественно, своих одноклассников, свою школу поблагодарить хочу. Учителям большое спасибо, они мне очень сильно помогают, одноклассники тоже.

Фото: Сали Сабиров

–- Илья, расскажи, пожалуйста, как тебя встретили твоя школа, твой класс, классный руководитель?

– Я не ожидал, что прямо так встретят… Вообще, я разговаривал с классным руководителем за два дня до прихода в школу,  мне сказали, что там будет какой-то праздник, меня будут встречать, попросили одеться так, как я стоял на подиуме в Канвоне, медаль взять… Я пришел и… вообще не ожидал такой встречи, все кричат: “Давай, Илья, молодец!”

– Илья, тебе сейчас 16 лет и ты учишься в десятом классе. А во сколько лет ты начал заниматься прыжками, как все началось? Ты сам захотел? Как ты вообще узнал про этот вид спорта?

– В шесть – шесть с половиной…  Если вкратце, мой сосед – бывший прыгун, он в сборной тоже тренировался. И как-то раз он и его друг Чингиз Гейдарович, который позже стал моим первым тренером, сидели во дворе, где я бегал, играл, прыгал. И Чингиз Гейдарович заметил во мне энергию, способности, может быть… Подозвал меня и спросил, хочу ли я прийти сюда, посмотреть для начала. Я спросил у бабушки, у мамы. Они дали одобрение, и мы все вместе пошли. Кубок мира, Гран-при здесь проходили, это так заворожило меня, сам полет, как они приземляются, летят красиво, как выезжают. Ну и все, я как-то начал заниматься.

– Возвращаясь к теме зимних юношеских Олимпийских игр, давайте поговорим и вспомним, как прошла церемония открытия, как вас встретили, как в целом был организован досуг, где вы располагались.  Илья, какие у тебя впечатления?

– Номера в олимпийской деревне хорошие, комнаты там оборудованы очень хорошо. И потом, все прошло на высшем уровне – открытие, подготовка к стартам и закрытие Олимпиады. В этом году (из Казахстана. – Прим. ред.) рекордное количество человек приехало, это очень хорошо. У них хоть и не такие результаты, но я видел, какие там соперники были, с ними хоть и тяжело бороться, но можно,  и все так говорили.

Фото: Сали Сабиров

– А у Вас, Кайрат Оразбаевич?

– Все хорошо было, экипировка была хорошая. Национальный олимпийский комитет встретил, нас довезли до олимпийской деревни, там тоже встретили, мы прошли в аккредитационный центр, получили аккредитацию, нам дали номера. В общем, все было хорошо по организации. Наша команда пошла на открытие Олимпиады, но мы с Ильей вместо этого решили готовиться, потому что времени было немного. Мы прилетели 16-го, 17-го – свободный день, 18-го – официальная тренировка, 19-го были открытие и официальные тренировки, 20-го и 21-го у нас старт. Мы решили не идти на открытие, а лучше позаниматься, у нас были кое-какие недочеты в технике, мы их проработали, поговорили, потом немножко погуляли, пообщались. Понятно, что для Ильи это первое открытие Олимпиады в карьере, тем не менее он сказал, давайте лучше поработаем. Нам была важна работа, мы знали, что можем побороться за медали.

– Илья, ты сам чувствовал поддержку Национального олимпийского комитета, министерства спорта и туризма, почувствовал себя после завоеванной медали спортсменом, ВИП-спортсменом, так сказать?

– Да я об этом не думал. После соревнований, после того как сдали тест на допинг, после всего этого нас отвезли к министру. Там было круто, там все такие открытые, добрые, общительные.

Но в любом случае было письмо от президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, когда ты его получил и прочитал, какими были твои эмоции и впечатления?

– Ну, это круто, я не ожидал. Это была приятная неожиданность – то, что президент поздравил!

– Кайрат, к Вам вопрос по поводу массовости занятий этим видом спорта, неоднозначным, так сказать. Много ли детей приходят в эту секцию и нет ли у них страха высоты?

– У прыжков с трамплина на лыжах очень большая история еще со времен Советского Союза. В 2011 году, когда мы проводили здесь Азиатские игры, Евгений Лёвкин мой ученик, стал чемпионом, тогда тоже никто этого не ожидал. И поток детей пошел на этот спорт. Потом, когда Сергей Ткаченко стал третьим на чемпионате мира по юниорам, снова поток детей пошел. Затем, когда мы стали проводить у себя соревнования международного уровня тоже, дети смотрят, приходят. Я думаю, сейчас, когда Илья выиграл, родители задумаются о том, чтобы своего ребенка отдать в этот вид спорта, вдруг станет олимпийским чемпионом? Почему нет? Дети идут.

– Илья, как изменилась твоя жизнь после завоевания олимпийской золотой медали?

– Ну, как я ездил на автобусе, так я и продолжаю ездить. Изменилось лишь одно – я стал больше работать над собой и… интервью стали брать.

Фото: Сали Сабиров

– Кайрат Оразбаевич, с точки зрения тренера…

– Ты засыпаешь обыкновенным спортсменом, а просыпаешься олимпийским чемпионом. Как говорят в нашем тренерском штабе, завоевал медаль – спустился и должен работать в два раза больше, чтобы опять подняться, доказать всем, что ты сильнее. Я помню одно интервью, в котором он говорит – если мы где-то начинаем заблуждаться, тренеры нас быстро ставят на место, это так. Если не будет дисциплины, не будет и результата – он сам знает об этом. Знаете, про Илью никак не скажешь, что человек стал звездным. Он знает, что ему нужно, он знает, где работать, он молодой, 16 лет – это только начало, однако это очень хорошая ступенька, от которой можно оттолкнуться и дальше идти в своей спортивной карьере. Для него это хорошее достижение, мальчик одаренный.

– Скажи, пожалуйста, насколько тебя поменял этот вид спорта, каким ты стал? Можешь ли дать себе оценку? Что этот вид спорта может дать подрастающему поколению?

– Я не помню себя до 6 лет и после (смеется), но я могу сказать, что во мне поменялось спустя год. Раньше я приходил на тренировку как на автомате, просыпался и шел. Может, это в какой-то степени дисциплина, но сейчас я следую дисциплине на сто процентов. Стараюсь не опаздывать, приходить вовремя, отрабатывать полностью. Спустя год все поменялось, и сейчас я прихожу на тренировку и знаю, что мне нужно, над чем надо работать, какую разминку делать, сколько бегать.

– Илья, ты бывал во многих странах мира на соревнованиях, на чемпионатах, и везде есть комплексы трамплинов. Как бы ты оценил наши комплексы, допустим, "Сункар" или комплекс в Щучинске?

– Щучинский комплекс – один из самых масштабных, самых красивых и самых лучших, я бы сказал. Казахстан – это родина, здесь все равно лучше, чем везде.

– Кайрат Оразбаевич, есть что добавить?

– В Алматы в 2010 году к Азиатским играм построили комплекс (трамплинов. – Прим. ред.). В Щучинске, и Илья говорит, и я, как тренер, скажу вам – это супербаза, одна из лучших в мире. Туда входят и сауна, и бассейн, и гостиница, и трамплины, и тренажерный зал – все это на высоком уровне, сюда даже иностранцы хотят ехать. Там все рядом, все компактно, все сделано для тренировок. И, знаете, трамплин очень высокий, летный. Если здесь мы прыгаем на 140 (метров), там можем прыгать по 145-150. Это хорошо для наших спортсменов. Мы в этом году сделали большой акцент в подготовке именно на больших трамплинах.

Илья, теперь о планах на этот год и, забегая вперед, 2026 год – зимние Олимпийские игры в Милане. Можно ли что-то уже примерно планировать на Олимпиаду?

– Как я уже ранее говорил, сделаю все возможное, чтобы попасть на эту Олимпиаду. Нужно заработать квоту на Кубках мира, летний сезон стартует в июле. Я буду стараться получить квоту.

– Какая у тебя мечта в спорте и в жизни в целом?

– Купить большой дом и выиграть всемирные Олимпийские игры.

– Кайрат Оразбаевич, что-то добавите?

– Цели у нас у всех хорошие, но не надо забывать, что он юниор еще, маленький. Не будем форсировать события. Конечно, каждый тренер этого хочет, каждый спортсмен идет к этому. Кто знает, как получится. У нас сейчас лицензионный период начинается, и мы будем бороться, чтобы наши спортсмены завоевали большое количество лицензий на Олимпийские игры. Как показала Олимпиада в Корее, если ты можешь претендовать на победу, значит, можешь победить. Поэтому цель каждого спортсмена, каждого тренера и моя тоже – это завоевание олимпийской медали, какой бы она ни была. Предстоящие задачи – это чемпионат мира, куда мы по юниорам выезжаем и где тоже планируем завоевать медаль, потому что у нас очень хорошие юниоры. Это Данил Васильев, Святослав Назаренко, Ришат Кадыров, Даниил Калинкин, Илья Мизерных. У нас очень молодая команда, даже на Кубке мира самый молодой – это Илья. Мы хотим, чтобы с его медалью на наш спорт обратили внимание, чтобы мы развивались, чтобы нас поддерживали со всех сторон. Это спорт, любого спортсмена в команде возьмите –все хотят медали. Почему нет?

– Подытоживая наш разговор, чем бы хотели поделиться?

– Всем спасибо, всем казахстанцам – за поддержку. Мне было очень приятно, когда я выиграл, мне очень много писали, я отвечал. Естественно, нашим тренерам Кайрату Оразбаевичу, Пал Санычу, которые советовались, выбирали наилучшие решения. Мы шли вместе к этой медали. Хочу сказать людям, чтобы не боялись отдавать сюда (детей. – Прим. ред.). Чтобы стать чемпионом, надо бороться с самим собой и убирать свои страхи из головы.

– Кайрат Оразбаевич, Вам, наверняка, есть что сказать.

– Я хотел бы поблагодарить все наше руководство – это министерство туризма и спорта, комитет по делам спорта, Центр олимпийской подготовки, Национальный олимпийский комитет за то, что наша подготовка не была под угрозой срыва, все финансирование поступало, и доверие к нам было со всех сторон. Если бы они не выделяли нам средства, не поддерживали с экипировкой, то, может быть, и не было бы этой медали. Чтобы прыгать – надо прыгать, выступать на Кубках мира, вращаться в этой среде, с миром соревноваться. Поэтому для нас важна поддержка министерства, комитета, дирекции развития спорта, Национального олимпийского комитета, Центра олимпийской подготовки – для нас это очень важно. Я хочу сказать, что это не только моя медаль, не только Ильи – это медаль всего Казахстана, потому что со всеми организациями, со всеми министерствами мы вкладывали понемножку в такую удачу, как завоевание золотой медали. Поэтому хочу сказать всем большое спасибо и… поддерживайте прыжки с трамплина!

Читайте по теме:

Президент НОК РК поздравил хоккеистов с победой на юношеской Олимпиаде

Золото Мизерных подняло Казахстан в топ общего зачета юношеской Олимпиады

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться