Историк: "Уникальные турмаршруты - будущее казахстанского туризма"

Алина Альбекова Алина Альбекова
9556

Запустить в Казахстане турмаршрут "По следам великих предков" предлагает казахстанский историк и исследователь.

Историк: "Уникальные турмаршруты - будущее казахстанского туризма"

Нерастраченный потенциал!
Казахстан со своей уникальной историей должен быть одним из самых популярных направлений у путешественников, считает исследователь Гизат Табулдин. По его мнению, сегодня каждый путешественник знает о глобальном нашествии монголов на Среднюю Азию в XIII веке, которое в корне изменило весь социально-политический ландшафт Евразии, включая Казахстан. И каждый второй хотел бы пройти по пути великого завоевателя Чингисхана. Запустив такой турмаршрут, уверен исследователь, страна привлечет гораздо большее число туристов, нежели сегодня привлекают отечественные пляжи. Особенно с учетом того, что рядом находятся три великие цивилизации: на севере - Россия, на востоке - Китай, на юге - индоевропейская культура, сегодня это страны с многомиллионным населением.

Казахстан, по мнению Гизата Табулдина, может без всяких сомнений цепляться за имя Чингисхана, так как именно здесь проживало значительное количество его потомков: Бату, Орда-Эжен, Урусхан, Узбекхан. На территории Акмолинской области, по его словам, даже сохранилось единственное древнее городище со времен Чингисхана - Тарагай.

Кроме того, лет 10 назад археологу Марал Хабдуллиной, которая возглавляет Ишимскую археологическую экспедицию при ЕНУ, сообщили о находке – возможном месте захоронения Жанибека, одного из основателей Казахского ханства, где-то в Кургальджинских степях. Но до сих пор этот культурно-исторический объект не популяризируется и не реконструируется в полном объеме, даже в кругу специалистов о нем, как оказалось, мало кто знает. Хотя найденные экспонаты хранятся в Национальном и Кокчетавском историко-краеведческом музее. Данный объект был бы уникальным комплексным ландшафтно-туристическим кластером исторического прошлого, считает Гизат Табулдин.

"У туриста сегодня после посещения Казахстана не остается ощущения прикосновения к истории, а это важный компонент. Прикосновение к быту и культуре – это совсем другое. Вот посещают же пирамиду Хеопса, и не просто, а трогают на ощупь камни. У нас можно прикоснуться к поручню двухэтажного английского автобуса, к навороченной остановке, а к историческим вещам, к сожалению, нет. Все они хранятся в отечественных музеях, в амфитеатрах под стеклом. На мой взгляд, сегодня отсутствует целостность и панорамность славного исторического прошлого. А ведь история Великой степи – это часть мировой истории, которая когда-то повлияла на цивилизованную Европу и утончённую Азию. Я считаю, что исторически значимые музейные артефакты необходимо копировать, и поставить на поток в качестве сувениров и поделок", - делится своим мнением исследователь.

Он также отмечает, что в Казахстане огромное количество сакральных мест, которые могли бы быть интересны туристам. В Национальном природном парке Улытау, к примеру, находилась столица одного из улусов империй Чингисхана, там же захоронен старший сын великого завоевателя – Джучи, его потомки, и целая плеяда чингизидов Золотой Орды. При строительстве мавзолея Джучи, по словам Гизата Табулдина, были привлечены мастера из Самарканда и Бухары. В течение года они возводили мазар, куда отовсюду стекалась огромная делегация потомков, чтобы оплакать своего предка. Тех, кто в течение этого года по каким-то причинам умирал, хоронили неподалеку. При захоронении родственников и приближенных мастера использовали материалы из осадочных пород белого цвета, несвойственные для Сары-Арки, скорее всего, завезенные из Западного Казахстана, а при изготовлении кирпичей использовались печи, в которых производили искусственную эмаль. По мнению исследователя, такие детали придают некий шарм, изюминку туристическим и природным объектам. Но сейчас об этом знают разве что специалисты, туристам этого никто не рассказывает.

Показывать, как оказалось, тоже нечего. Несмотря на огромное количество исторических личностей, которые оставили большой след в истории страны, памятников им практически нет, как и улиц с их именами.

"В постмонгольскую эпоху, к примеру, на территории Акмолинской и Карагандинской областей было образовано много ставок казахстанских правителей. Одна из них, ставка могущественного хана Золотой Орды Урус-хана, находилась западнее современной Астаны в 262 км., в долине реки Ишим. Таких исторических мест, о которых знают только специалисты, много, нужно начинать показывать их туристам, развивая тем самым туриндустрию и экономику страны", - отмечает исследователь.

По словам Гизата Табулдина, в Казахстане недоработаны или и вовсе позабыты целые главы истории. Из великих личностей до сих пор не сделали туристического бренда. А порой не идет речи и об охране исторической значимости мест. К примеру, рядом с мазаром XIII века Джучи-хану возведен современный мазар, а это разные эпохи и разные личности. В Москве, по словам исследователя, к таким вещам относятся бережнее, к примеру, чингизиды Утемиш-Герей и Худайкул захоронены вместе с русскими царями, потому что все они жили в XV-XVI веках, и всем им сегодня одинаково оказываются заслуженные почести.

"Было бы уместно установить памятник Джучи-хану на одной из республиканских магистралей, на возвышенном месте. Так, как это сделали в Монголии. Памятник Чингисхану в 45 км от Улан-Батора практически стал местом паломничества для иностранных туристов. Аналогичные памятные строения можно возвести царице Томирис, Аттиле. Пусть это сделают бизнесмены, откроют музей с новодельной атрибутикой, с его вещами, даже если это будет какой-то майоликовый кирпичик. Я думаю, много вещей и артефактов, связанных с этим периодом, найдется. При желании можно восстановить ставки Тауке-хана, Абылай-хана. А то и целую аллею казахских ханов создать, пусть даже из недорого материала. Таким образом, для туристического бизнеса откроются новые площадки для привлечения туристов и гостей. Там же можно продавать статуэтки, сувениры, открывать музеи, организовывать пешие туры", - поделился он своим мнением. 

Недорогая и интересная Монголия!
Небольшое искажение истории, то есть создание мифов и легенд вокруг исторических личностей, исследователь преступлением не считает. Говорит, в туризме такой подход даже необходим. В пример приводит лохнесское чудо, которое, по его словам, является порождением отсутствия какого-либо исторического ландшафта, но о котором сегодня знают даже дети. Известна всем и личность Чингисхана, благодаря которому Монголия принимает ежегодно более трех миллионов туристов из разных точек земного шара. Причем каждый второй возвращается туда повторно.

Помимо свежего воздуха и нетронутой природы, туристам бесплатно рассказывают истории о скалах, реках, животных и даже растениях, связанных с местностью, в которой они останавливаются. Одну из них, про "Долину слонов", Гизат Табулдин рассказал нам. Согласно легенде, после военных походов там любил отдыхать Чингисхан. Когда была завоевана Индия, махараджи пригнали несколько сот слонов с драгоценностями, чтобы умиротворить повелителя. Несмотря на то, что в ущелье, ведущему в прекрасную долину, окруженную огромными горами, была узкая дорога, слонам все же удалось выйти. Как и казахстанскому исследователю удалось попасть в это место, хотя туда вход туристам запрещен. Костных останков слонов найти не удалось, признается он. Из чего тут же делает выводы: монголы научились мифологизировать исторические события, создавая тайну, которая и влечет туристов в эту страну вновь и вновь.

Но и фактам есть место. К примеру, там до сих пор существует поселение Каракорум, некогда столицы монгольской империи, а также каменные изваяния древнетюркских политических и военных деятелей тюркского каганата Кюль-Тегина и Бильге-Кагана.

Самым излюбленным местом, райским уголком состоятельных туристов, звезд шоу-бизнеса, политиков и бизнесменов со всего мира, считается пустыня Гоби. На частных вертолетах они прилетают туда поохотиться. В самом низу большого каньона протяжённостью сотни километров протекает река, где обитают разнообразные животные, и произрастают различные растения. За один выстрел богатые туристы платят по 50, а то и 100 долларов. А на поверхности находится долина динозавров. Считается, что именно на этой территории в одночасье погибли древние животные, ихтиозавры, мамонты и им подобные. Свидетельством тому: костные окаменелые останки, часть которых находится на поверхности, часть в грунте, в породах. Вывозить из Монголии их запрещено, а вот фотографироваться можно сколько угодно.

"Со многими иностранцами разговаривал - никто из них не пожалел, что пролетел полземного шараза немалые деньги ради одного памятника и степи, где раньше размещалась древняя империя. Лично для меня это страна с хорошим сервисом за маленькие деньги, культура, корректность. Монголы в быту просты, пища у них вся натуральная и разнообразная. Еще один момент – это ночлег в юрте всего за 8-10 долларов. Даже если не будет места, монголы уступят туристу свое или соорудят новую юрту за час. За питание они деньги не просят, но иностранные туристы из вежливости оставляют на чай пару долларов. Монголы научились преподносить свою историю в виде сувениров, поделок, картин, дополнительно получая от этого доход", - отмечает Гизат Табулдин.

По его словам, практически все монголы свободно владеют английским, французским, немецким языками, разговаривают на китайском и русском, что облегчает общение с туристами. Помимо степей и юрт, в Монголии есть пятизвездочные отели, как SkyBlue, стоимость стандартного номера в котором чуть больше 200 долларов. Причем, если вдруг у туриста не хватило денег или случился форс-мажор, администраторы гостиницы могут пойти на уступки. Почти каждый турист оставляет в стране от 2 до 3 тысяч долларов за 10 дней, покупая сувениры, книги, проживая в юртах и гостиницах, стоимость которых начинается от 70 долларов, нанимая шерперов и джипы, которые за сутки берут 50 долларов, обедая и ужиная в кафе и ресторанах. В Монголии, по словам историка, представлены все кухни мира - от европейской до узбекской.

"В весенне-летний период идет огромный турпоток вплоть до глубокой осени, когда цены немного падают. Самое интересное, что местным жителям на все делается скидка 50%, будь то музей или проживание в гостинице. Они развивают внутренний туризм. А таксисты получают в благодарность от гостиниц чаевые в 10-15 долларов за то, что привезли гостей. У них все работают на развитие туризма, наверное, поэтому он так быстро и развивается", - делится своими наблюдениями казахстанский исследователь.

Казахстан – не Монголия!
Что могут сказать туристы о Казахстане, какие у них ощущения после посещения страны, и хотят ли они возвращаться вновь – реальную картину мало кто знает. Но Гизат Табулдин уверенно ставит знак равенства между этими двумя великими народами, которых называет детьми "Великой Степи". Отмечая при этом, что гостеприимство - врожденная черта и тех, и других. Однако Казахстан, в отличие от Монголии, по его мнению, не использует свой потенциал даже наполовину. Хотя этот потенциал велик. В Улытау, к примеру, есть место связи с космосом, в Боровом - поляна Абылай хана, все скалы имеют свои имена, так как связаны с каким-то историческим событием. Акмолинская область и часть Карагандинской – это вотчина Тауке-хана, который господствовал довольно продолжительное время - с 1680 по 1715 годы. По территории Казахстана, а точнее Улытау, когда-то проходил, и даже проживал некоторое время предводитель гунов Аттила, который в честь звездочетов запланировал строительство святилищ. В поисках этих древних сооружений – 4-3 век нашей эры – сегодня находятся ученные всего мира, археологи, историки и просто любители. В ход идут даже новые технологии - дроны. Исследователь считает: надо активно этим пользоваться. В пример приводит предприимчивую деревенскую учительницу, проживающую в пригороде Парижа, которая установила памятник Аттиле высотой в 2,5 метра из нержавеющей стали, на который сегодня едут посмотреть туристы со всего мира.

"Будут памятники в Казахстане, будут свадьбы и туристы, все это будет заливаться в интернет, не нужна будет никакая реклама. Наш туристический ландшафт оживет, мы начнем улыбаться. Я был в Париже, там люди улыбаются, в Монголии улыбаются, в Пекине тоже. Мы улыбаемся не всегда искренне. Мы на гостя смотрим, как на 100 долларов. Наши сегодня вряд ли согласятся принимать у себя туристов за 8-10 долларов, как Монголы, менталитет у нас другой. Мы скоропостижно созрели, миновав тот период, когда сначала надо завлечь, создать бренд, а потом уже думать об остальном. Но что есть, то есть. Поэтому сейчас нам нужно мифологизировать историю, этногеографический ландшафт, и установить памятники. Никакой административный подход этого не заменит",- делится своим мнением Гизат Табулдин.

Еще одна проблема, которую он видит в казахстанском туризме: недостаточное взаимодействие авиакомпаний, гостиниц, турфирм, историков и географов, ремесленников. А также нежелание друг друга рекламировать. К примеру, на ресепшне казахстанского отеля можно получить карту города, но крайне редко можно получить карту археологических и исторических мест, связанных с военными действиями, ставками великих правителей великой степи, или карту Борового, заповедников, сакральных мест Казахстана. Более того, казахстанский исследователь считает, что такие карты должны вручать еще в самолете

Причем придумывать ничего не надо. Уже больше 17 лет Гизат Табулдин занимается изучением генеалогического древа казахских ханов и великого завоевателя Чингисхана. Совместно с группой отечественных и зарубежных ученных он создал научно-справочную карту, в двух словах охватывающую историю Евразии от 13 до 19 века. Значительная часть в ней, по словам автора, отводится Казахстану и казахской истории, начиная от нашествия монгол, до современников, как Кенесары хан, который трагически погиб за независимость казахского государства. Кроме того, на карте отмечены все сакральные места, связанные с реальными историческими личностями - места боев, гибели, победы, поражения казахстанских правителей. Впервые работа была презентована в 2013 году в рамках семинара по центральной Азии и Казахстану в самом старом и знаменитом университете Франции Сорбонне, а в ближайшее время отправиться в Кембридж.Автор уже подарил несколько копий японскому императору, а также послам Венгрии и Англии, которые уже выразили готовность перевести ее на английский и венгерский и распространить по своим странам. Исследователь отмечает: хотел бы поделиться своими трудами и с казахстанскими турфирмами.

"У туриста при посещении Казахстана должна возникать историческая связь со страной, когда он за одно мгновение может посмотреть карту государства с его историческими достопримечательностями, тут же посмотреть, кто и когда жил и правил, посмотреть генеалогию ханов, найти на одной карте всю информацию, необходимую ему. Это и возможный трансфер, и прейскурант цен. По этой карте можно не только составить уникальный исторический маршрут, но и доработать с учетом всей необходимой туристу информацией. Не надо придумывать какие-то новые туристические направления, обратите внимание на ту историю, которую оставили нам предки, она может принести колоссальные доходы", - заключил Гизат Табулдин.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться