Напомним, что предложение рассмотреть возможность такой замены было озвучено президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в мае 2015 года на расширенном заседании правительства. "Необходимо детально изучить вопрос введения налога с продаж вместо сложного непрозрачного НДС, - сказал тогда глава государства. - Сегодня у нас возник целый бизнес по возврату НДС, не поймешь, откуда что идет. Прямо люди занимаются этим - возвратом НДС, и НДС стал налогом больше, чем все налоги, какие вообще у нас есть. Мы существенно упростим получение. То есть если сделать налог с продаж вместо сложного непрозрачного НДС, то мы выиграем".
Дебаты по поводу этой возможной замены с той поры прошли нешуточные – и в ноябре прошлого года тогда еще министр национальной экономики Ерболат Досаев заявил, что до конца 2015-го правительство точно не успеет определиться со своим видением относительно того, нужна ли эта замена и если да, то в каком виде будет вводиться новый налог. "Этот вопрос будет рассматриваться в 2016 году. Соответствующее поручение есть, мы работаем совместно с бизнесом и с нашими консультантами по формированию новой политики", - сказал министр. Параллельно он тогда отметил, что говорить о невыгодности новой, пока еще гипотетической системы налогообложения для бизнеса "еще рановато".
НсП "свернула" Национальная палата
Однако в марте текущего года бизнес свою позицию по этому возможному нововведению выразил достаточно четко, после того, как у правительства появилось более-менее четкое видение этого вопросу. Директор департамента налоговой и таможенной политики МНЭ Азамат Амрин сообщил, что взимание налога с продаж предлагается осуществлять на каждой стадии реализации товаров, без представления зачета по входному НсП с включением его в себестоимость, то есть каскадным методом. Возврат налога в такой схеме отсутствовал, ставка налога с продаж предполагалась на уровне 5%. Порядок льгот, по словам г-на Амрина, мог основываться на действующем ныне в рамках НДС.
Предлагалось не облагать НсП обороты по реализации социально значимых товаров и работ, не носящих посреднический характер: образовательные, медицинские услуги, международные перевозки. При этом некоторые действующие льготы могли быть упразднены, в частности, 70-процентная льгота по НДС для сельхозтоваропроизводителей; уплата методом зачета; нулевая ставка по реализации товаров на территории свободных экономических зон; освобождение от налога оборотов по реализации лома цветных и черных металлов, услуг по управлению, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, товаров, произведенных на территории свободных складов, нотариальных услуг, адвокатской деятельности, лотерейных билетов, аффинированных драгоценных металлов, жилых зданий и земельных участков.
По расчетам миннацэкономики, введение налога с продаж могло бы принести в бюджет страны дополнительно порядка 800 млрд тенге поступлений ежегодно. "Обязательными условиями введения НсП являются применение электронных счетов-фактур, внедрение контрольно-кассовых аппаратов с онлайн-передачей, отмена специальных налоговых режимов для МСБ и агропромышленного комплекса", - подчеркнул во время мартовской презентации механизмов НсП в национальной палате предпринимателей "Атамекен" Азамат Амрин.
Заместитель же председателя правления НПП Рустам Журсунов в ответ тогда представил анализ того, как отразится введение НсП на бизнесе, по шести отраслям. "Однозначно идет рост себестоимости продукции. При ставке 5% НсП товары подорожают на 9-15%. Мы видим серьезную опасность для субъектов МСБ. По нашим подсчетам, в Казахстане 1,3 млн субъектов предпринимательства, из них 930 тыс. – индивидуальные предприниматели. Порядка 41% ИП работают в сфере торговли. Очевидно, что по предлагаемым новациям сфера торговли не попадает в число субъектов, которые облагаются патентом, они будут вынуждены вести учет доходов и расходов. Соответственно, мы полагаем, что именно эти звенья будут в той зоне риска, которые будут сокращаться. Мы видим достаточно высокие цифры риска – порядка 200 тыс. предпринимателей", - сказал Рустам Журсунов.
Помимо этого, по мнению экспертов Нацпалаты, замена НДС новым налогом снизит конкурентоспособность отечественных экспортеров, поскольку стоимость их продукции возрастет в сравнении с продукцией зарубежных конкурентов. А исполнительный директор Молочного союза Владимир Кожевников тогда заявил, что многие предприятия этой отрасли в случае возможной замены налогов окажутся на грани банкротства. Представитель ТОО "Евразийская группа" Марина Бачурина отметила, что "условно называемый налог с продаж предлагается вводить по принципу налога с оборота".
"Как известно, любые оборотные налоги работают на вымывание оборотных средств у налогоплательщика. Если у нас будут вымываться оборотные средства, это значит, снижение нашей рентабельности, снижение прибыли, которая является источником для инвестиций, выплаты заработных плат", - подчеркнула она. Также она отметила, что госоргану, предлагая такую методику введения налога с продаж, необходимо просчитать мультипликативный эффект на долгосрочную перспективу. К примеру, в результате укрупнения бизнеса физические лица и самозанятые лишатся источников дохода, увеличение импорта по сравнению с внутренним производством приведет к сокращению внутреннего производителя, следовательно, к сокращению внутренней налоговой базы.
При этом председатель правления НПП Аблай Мырзахметов отмечает, что МНЭ продолжало вести речь о возможности введения НсП вместо НДС при сохранении планов по снижению порога по НДС с 30000 до 3234 МРП с 2017 года.
"Честно говоря, нас удивлял подход разработчиков. С одной стороны, они снижали порог, в то же время, выглядело так, что с 1 января 2017 года они собирались отменять НДС. Мы говорим: "Зачем вы собираетесь снижать порог по налогу, который собираетесь заменить на налог с продаж?". Была полная неразбериха и это вызывало недоумение. В сентябре на общественных слушаниях мы тоже об этом говорили господам разработчикам, что есть полное непонимание того, что происходит. Этот вопрос с НДС и НСП висел, не снимался. В июле МНЭ внесло так называемый компромиссный вариант: "Хорошо, вы ставите вопрос, что снижение в 10 раз для вас неподъемно, давайте ставить вопрос по поэтапному снижению, - сказал он в интервью abctv.kz - Чтобы все понимали, сейчас вопрос стоит так: мы живем по тому Налоговому кодексу, в котором стоит норма, что с 1 января 2017 года десятикратная норма снижения. При этом мы договорились по-джентльменски, что они ее снимут. Но теперь они предлагают компромисс: до этого предлагали в 10 раз снизить, а теперь поэтапно снизить в пять раз до 30 млн, и то к 2020 году. С 2018 года начнем и до 2020 года и на этом давайте договоримся".
Все эти доводы в конечном счете были услышаны правительством – и в начале декабря 2016 года премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев на заседании президиума НПП заявил, что налог с продаж вводиться не будет. "Вопрос бизнесом поставлен, очень больной вопрос, долго обсуждаем. И мы у себя в правительстве с начала года очень большой круг иностранных консультантов пропустили и заслушивали. И фактически все говорили об одном и том же, что нецелесообразно вводить в нашей стране, в Казахстане налог с продаж", - сказал Бакытжан Сагинтаев.
По его словам, правительство также "долго дискутировало" по этому вопросу. "У нас понимание уже сформировалось… наша позиция – налог с продаж в Казахстане не нужен", - добавил глава кабмина. И уточнил, что эта позиция доведена до сведения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который порекомендовал правительству "принимать решение", исходя из результатов этой дискуссии.
МСБ поставят на учет
Согласно принятым парламентом изменениям, действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по налогу на добавленную стоимость (30 000 МРП) сохранится до 2017 года включительно, с дальнейшим поэтапным снижением к 2020 году до 15 000 МРП (31,8 млн тенге). Председатель правления НПП Аблай Мырзахметов отметил, что в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта удалось отсрочить на год снижение порога на НДС – ранее порог по НДС должен был одномоментно с 1 января 2017 года снизиться с 30 тыс. МРП сразу до 3234 МРП, то есть почти в 10 раз!
"Самое главное, что мы говорили, что десятикратное уменьшение приведет к шоку. По нашим данным, речь шла не о 80 тыс., то есть мы просто взяли данные комитета госдоходов за 2013 и 2012 год, потому что многие данные закрыты, и, честно говоря, диалог с разработчиками всегда такой: садятся соответствующие лица, берут какие-то таблицы, рукой прикрывают, и начинают говорить, что это коснется стольких-то предпринимателей, нагрузка такая-то, - сказал он в интервью abctv.kz. - К сожалению, в такой форме вести диалог очень тяжело, потому что у нас таких данных нет, тем не менее мы их нашли. Так вот данные показывают, что за 2013 год было 400 тыс. предпринимателей с совокупным доходом больше 6 млн тенге. По нашим данным, 400 тыс. предпринимателей одномоментно становились бы налогоплательщиками НДС. Это просто было шоково, тем более в тех условиях".
Эти и другие вопросы по налогообложению, считает г-н Мырзахметов, можно будет комплексно обсудить в рамках подготовки нового Налогового кодекса.
"Впервые при поддержке правительства РК нам предоставляется возможность обсудить и разработать с учетом позиции бизнеса такой важный документ, как Налоговый кодекс. Безусловно, предстоят жаркие дискуссии с уполномоченными органами, мы готовы выслушать их аргументы, понять также позицию общественности. В итоге, думается, будет подготовлен конструктивный, сбалансированный документ", - сказал Аблай Мырзахметов, выступая на брифинге 16 ноября.
В связи с этим на базе НПП создается экспертная группа, которая будет разрабатывать предложения в новый Налоговый кодекс. В эту группу вошли экс-глава Национального банка Ораз Жандосов, экономисты Рахим Ошакбаев, Жарас Ахметов, Галим Хусаинов. Свою редакцию документа, который будет регулировать налоговое администрирование в Казахстане, группа будет разрабатывать до 1 мая 2017 года, после чего эти предложения будут представлены на рассмотрение правительства.
Одно грядущее изменение, впрочем, уже известно: налоговики пообещали взяться за иностранных интернет-ритейлеров и продавцов в Instagram: на сегодня деятельность ритейлеров, реализующих товар в социальных сетях, законодательно никак не регулируются, в отличие от обычных магазинов они не платят никакие обязательные сборы. "Мы изучаем эту проблему, и по итогам ее рассмотрения мы примем изменения в части налогового законодательства и организационной части. В части информационных технологий мы тоже будем совершенствоваться. Мы будем готовить законопроект уже на следующий год, он будет или в первом, или во втором полугодии. Время покажет", - сказал в октябре заместитель председателя комитета государственных доходов министерства финансов Аргын Кипшаков.
В Казахстане, по данным республиканской Интернет- ассоциации, числится 50 крупнейших компаний страны, чья деятельность основана только на интернет-торговле, все они работают легально, и соответственно, платят налоги. Таким образом, иностранные торговые интернет-площадки, а также иностранные продавцы, реализующие товар в соцсетях, получают очевидное преимущество перед ними.
Из тех же новелл налогового законодательства, которые уже действуют с текущего года, стоит выделить освобождение от уплаты налога физических лиц, рефинансировавшим свои ипотечные займы за счет выделенных на эти цели государственных средств. Налоговая льгота введена для более эффективной реализации программы рефинансирования жилищных и ипотечных займов. Ранее заемщик, которому банк второго уровня или ипотечная организация простил задолженность, был обязан выплатить с этой суммы 10-процентный индивидуальный подходный налог как с суммы полученного дохода. Новая норма распространяется на все жилищные и ипотечные кредиты, рефинансированные с 1 января 2015 года.
Также предусматривается исключение условия по наличию земельного участка у сельскохозяйственных кооперативов при применении специального налогового режима и сохранение права применения единого земельного налога крестьянскими хозяйствами, которые осуществляют реализацию ранее использованных активов. При этом предлагается распространить льготы по налогу на добавленную стоимость при падеже и вынужденном забое импортированного племенного скота в пределах нормативов естественной убыли.
Табак и алкоголь будут дорожать: внесенными в этом году изменениями предусматривается поэтапное повышение акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. В частности, предлагается установить ставки акцизов на 2017 год с поэтапным повышением в 2018-м и 2019 году на алкогольную продукцию за 1 литр в 2017 году – 2 000 тенге, в 2018 году – 2 275 тенге, в 2019 году – 2 550 тенге. На пиво и пивные напитки предлагается установить акциз за 1 литр в 2017 году – 39 тенге; в 2018 году – 48 тенге; в 2019 году – 57 тенге. На табачные изделия за 1000 штук в 2017 году – 6 200 тенге; в 2018 году – 7 500 тенге; 2019 году – 8 700 тенге.
Ну, и наконец, введение всеобщего декларирования решили отложить до лучших времен – до 2020 года, но внедрить его одновременно, а не поэтапно, как планировалось ранее.
Игорь Воротной, Астана