/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 383,45 Brent 36,55
Из карантина выйдут не все компании

Из карантина выйдут не все компании

Порядка 80% объектов сферы турбизнеса не имеют запаса прочности.

08:12 05 Апрель 2020 2251

Из карантина выйдут не все компании

Автор:

Марина Попова

Туристская отрасль Казахстана, которая насчитывает более 10 тыс. субъектов предпринимательства, это как малый, средний бизнес, так и крупные участники рынка, оказались в очень непростой ситуации. Все они в ожидании пакета мер по поддержке отрасли, которые президент страны поручил разработать правительству еще в середине марта. Такова была реакция Касым-Жомарта Токаева на открытое письмо от туристской ассоциации в связи с распространением коронавируса и введением режима ЧП в стране.

Вектор – на внутренний туризм

Даже если карантин завершится в апреле, отрасль заработает не ранее июня, считают представители павлодарских компаний. Это по оптимистическим прогнозам. В Павлодарской области только зарегистрированных в реестре турорганизаций, более 90 компаний. На сегодня остались без работы уже более 200 человек, и это только половина поданных заявок на соцпомощь.

По мнению руководителя ОЮЛ «Туристическая ассоциация Павлодарской области» Гульмиры Отаргалиевой, срочно поменять сферу деятельности достаточно сложно.

«У каждого из работников, конечно, есть дипломы учителей, инженеров, переводчиков и прочее. Но в этом бизнесе работают не по году или два, есть компании, которые 20 лет на рынке. И вспомнить свою первоначальную специальность, наверное, сложно, но возможно. Если прижмет. Но мы надеемся на то, что сможем выжить, сместив акцент на внутренний туризм. И здесь необходима поддержка государства», – сообщила inbusiness.kz предпринимательница.

В качестве примера может стать Алтайский край, где 7% ВВП дает именно внутренний туризм. И правительством края сделано много для его развития. В чем состоит эта поддержка. Например, есть рекомендация министерства образования края для проведения трех экскурсий для школьников в течение учебного года. Тематика их направлена как на патриотическое воспитание, так и на профподготовку. Причем экскурсия проводятся не за счет бюджета, ее оплачивают родители.

«Если бы наше областное управление образования давало бы такие рекомендации, то можно было бы развивать данное направление. Навскидку в регионе стоит посмотреть Баянаул, Экибастуз и экскурсию по Павлодару. Если мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение было воспитано в патриотическом духе, то надо делать так, как было в советское время. Экскурсия по областному центру раз в год была обязательная, чтобы дети знали о месте, где они живут. Тот же угольный разрез «Богатырь» входит в десятку туристических объектов по Казахстану, а мы его не показываем. Для нашего бизнеса это было бы подспорьем», – уверена Гульмира Отаргалиева.

И тут, по ее мнению, важно, чтобы каждый занимался своим делом. Если это экскурсия, то делать это должны профессиональные гиды, а не водители автобуса или преподаватели. По мнению руководителя ассоциации, настал момент, когда турбизнесу нужна помощь, и данная форма работы может реально удержать на плаву тех, кто готов меняться.

Верните наши денежки

Остро стоит вопрос о средствах, которые были взяты с туристов на раннее бронирование отдыха. На сегодня их нет ни у турагентов, работающих в регионах, ни у туроператоров, которые отправили их авиакомпаниям и на бронирование мест в отелях.

«Вернуть одномоментно такие деньги – это невозможно. Сейчас, в принципе, решены вопросы о заморозке этих средств по курсу валюты на момент их поступления, ряд операторов, вышедших на связь, дают почти полтора года гарантии на продление уже оплаченных отпусков. Но есть категория туристов, которая будет настаивать на аннулировании договора. Не могу пока назвать общую цифру по региону, только на примере моей компании могу сказать, что речь идет о сумме порядка 10 млн тенге, и это притом, что у меня не самое большое количество броней. Надеемся на поддержку государства, главное, чтобы не было банкротств. Если предприятия будут работать, значит, мы сохраним деньги туристов. Они смогут ими воспользоваться, пусть и не сейчас», – отметила Гульмира Отаргалиева.

По оптимистическому сценарию, за время карантина уйдут с рынка 60% бизнеса в туристической отрасли, в худшем случае – до 80%. Туризм – на 90% женский бизнес. Многие в одиночку поднимают детей. Даже при открытии границ, беря во внимание низкую покупательскую способность основой части казахстанцев, данная сфера еще долго не сможет восстановиться, считают опрошенные inbusiness.kz турагентства.

В ВКО на внутренний туризм особо не рассчитывают

Тридцать туристических компаний Восточно-Казахстанской области обратились с письмом местный акимат, региональную Палату предпринимателей и в адрес президента, заявив о крайне сложной ситуации в сфере туризма, как по всей стране в целом, так и на территории ВКО. По их мнению, туристический рынок терпит значительные убытки, его деятельность практически остановилась. В качестве мер поддержки предлагается перечень послаблений.

«Освободить участников туристского рынка на 12 месяцев от выплаты КПН за 2019 год и других обязательных налогов и платежей в бюджет без начислений пени и штрафов. Освободить на тот же срок от уплаты пенсионных отчислений, подоходного налога и взносов на обязательное медицинское страхование. Отсрочить платежи по кредитам без начислений пени и штрафов на 12 месяцев для юридических лиц, основным видом деятельности которых является туризм, а также физических лиц, занятых в сфере туризма», – и это далеко не полный список предлагаемых к принятию мер.

Пока в правительстве не дошли руки до данной сферы бизнеса, руководитель туристической фирмы Limpopo Travel Мария Русина из Усть-Каменогорска сообщила inbusiness.kz, что с 1 апреля вынуждена была отправить в отпуск без содержания восемь сотрудников.

«Буду подавать заявку, чтобы им выплачивали минимальную зарплату. Уже месяц работы никакой нет. При этом я должна заплатить людям за отработанный период, налоги, аренду помещения. Эта нагрузка ложится на бизнес. Прогнозы не радуют, т. к. сфера туризма на сегодняшний день пострадала, наверное, больше всех. Она первой почувствовала на себе мощный экономический удар», – отмечает предпринимательница.

К слову, все предложения областных ассоциаций туризма, поступившие в региональные палаты предпринимателей, отправлены в головной офис «Атамекена», и уже там они будут предлагаться для рассмотрения депутатам мажилиса парламента.

«На сегодня мы помогаем в решении насущных вопросов, не терпящих отлагательства. Например, выплата минимальной заработной платы сотрудникам турфирм, отправленным в отпуск без содержания. На сегодня уже 36 заявок одобрено», – сообщил inbusiness.kz представитель региональной ПП Павлодарской области Амир Баисов.

Кроме того, бизнес получил кредитные каникулы на 90 дней. Индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса предоставят отсрочки платежей по кредитам, включая основной долг и вознаграждение. Данный процесс запущен. Получили турфирмы и освобождение от налога на имущество до конца года. К сожалению, в большинстве случаев помещения в аренде.

Марина Попова

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 834

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Вирус ударил по туризму: число клиентов гостиниц и отелей в Казахстане упало на 11%

Однако места размещения в большинстве регионов, даже несмотря на отток клиентов, подняли стоимость своих услуг.

24 Июнь 2020 13:35 1046

Вирус ударил по туризму: число клиентов гостиниц и отелей в Казахстане упало на 11%

Фото: Мария Матвиенко

Въездной туризм в Казахстане упал до трехлетнего минимума. По данным комитета по статистике, в январе-марте 2020 года в республику с этой целью въехали 1 млн 406, тыс. человек. Это на 14,2%, или 231,4 тыс., меньше показателей I квартала 2019-го. Сократился и внутренний туризм, правда, не столь сильно: если в январе-марте предыдущего года количество обслуженных посетителей местами размещения составило 1 млн 177,8 тыс. человек, то год спустя – на 55,2 тыс. меньше.

Таким образом, в I квартале в качестве туристов в нашей стране побывали 2 млн 529 тыс. человек. И это минимальное значение за последние три года:

  • В январе-марте 2018 года общее количество составило 2 млн 858,5 тыс. человек.
  • В 2019-м – 2 млн 815,6 тыс. человек.

Снижение по сравнению с предыдущим годом составило 286,6 тыс. человек, или 10,2%. К слову, с выездным туризмом дела обстоят еще хуже: за рубеж в I квартале выехали 1 млн 764 тыс. человек. Это худший показатель за последние как минимум восемь лет – по сравнению с началом 2019 года число туристов, выехавших за рубеж, сократилось почти на полмиллиона.

Количество клиентов сократилось на 11,3%

Снижение туризма не могло не сказаться и на показателях мест размещения. В I квартале 2020 года в них остановились 987,7 тыс. человек. Это значительно хуже показателей начала 2019 года – тогда в гостиницах, отелях, хостелах и т. д. было обслужено 1 млн 113,9 тыс. посетителей. Таким образом, число клиентов за год сократилось на 11,3%.

Подобная тенденция отмечается в большинстве регионов республики. Самое сильное снижение в процентном отношении произошло в Кызылординской области, где места размещения потеряли почти половину клиентов (-44,7%), а также в Западно-Казахстанской области – тут количество обслуженных посетителей упало на 38,2%.

В абсолютных цифрах наибольший отток произошел в Нур-Султане. За год число клиентов мест размещения в столице сократилось на 38,9 тыс. человек, едва превысив 147 тыс. человек. На 11 тыс. человек уменьшились показатели Мангистауской области, на 10,5 тыс. – Акмолинской.

Из всех регионов Казахстана только в двух число клиентов гостиниц, домов отдыха и отелей выросло. Это произошло в Восточно-Казахстанской области (+949 человек, до 84,1 тыс.) и Шымкенте (+840 человек до 47,7 тыс.). Рост незначительный, но на фоне общего падения показателей и такие результаты удивляют. Также обращает на себя внимание относительно небольшое снижение показателей Алматы: отток клиентов в местных местах размещения составил 2,3%, или 6,3 тыс. человек.

Южный мегаполис лидирует по количеству клиентов: за три месяца в местах размещения остановились 265,3 тыс. человек. То есть почти 27% от общереспубликанского показателя. Таким образом, каждого четвертого туриста в Казахстане принимает Алматы.

Лучше меньше, да лучше

По итогам I квартала количество сданных койко-суток составило 1 млн 568,2 тыс. – на 132,6 тыс. меньше показателей января-марта 2019-го. Примечательно, что значительный вклад в общее снижение внес Нур-Султан: тут количество упало с 242,7 тыс. до 167,2 тыс. койко-суток. В Алматы, наоборот, показатель вырос – с 379,9 тыс. до 418,2 тыс. По количеству сданных номеров ситуация противоположная. В столице показатель заметно вырос (со 155,4 тыс. до 190,6 тыс.), в Алматы – немного упал (с 230,6 тыс. до 228,6 тыс.).

Средняя заполняемость номеров в республике составила 23,1%, койко-мест – 19,1%. Годом ранее эти показатели были на уровне 23,4% и 20,5% соответственно. А это говорит о том, что предпочтения клиентов поменялись: большим спросом стали пользоваться номера с меньшей вместительностью.

В целом по республике наибольшее падение показателей по средней заполняемости койко-мест произошло в Павлодарской области – с 23,6% до 13,9%. На 7,7 п.п. (до 23,9%) упала заполняемость в Западно-Казахстанской области, но, тем не менее, этот регион остается одним из лидеров – выше показатели только в Алматы (25,1%) и Шымкенте (24,4%).

Доходы упали. Но не так сильно, как могли

Меньше клиентов – меньше доходов. По итогам I квартала места размещения оказали услуг на 20,7 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2019-го снижение составило 3,5%, или 753,7 млн тенге. Другими словами, доходы в секторе падают гораздо медленнее, чем число клиентов.

Более половины всех доходов традиционно получили Нур-Султан (4,6 млрд тг) и Алматы (6,3 млрд тенге). Но тут же произошли и наиболее сильные сокращения доходов: столице – на 176,7 млн тенге, в южном мегаполисе – на 361,6 млн. Кроме того, очень сильно упали показатели в Мангистауской области: объем оказанных услуг упал на четверть, или 220,9 млн тенге (до 671,6 млн).

Впрочем, и тут не обошлось без регионов-исключений. Причем в этот раз их набралось аж пять:

  • В Акмолинской области объем оказанных услуг увеличился на 113,9 млн тенге, или 10,3%.
  • В Алматинской области – на 75,7 млн, или 7,1%.
  • В Павлодарской области – на 77,4 млн, или 19,6%.
  • В Туркестанской области – на 36,6 млн, или 16,4%.
  • В Шымкенте – на 49,6 млн, или 6,1%.

Места размещения поднимают цены

Несмотря на снижение спроса, казахстанские места размещения поднимают цены. В январе-марте 2019 года средняя стоимость койко-суток по республике составляла 7812 тенге, годом позже – на 287 тенге больше. Рост цен произошел в 11 регионах из 17. Самый сильный – более чем на 900 тенге – в Акмолинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. В Нур-Султане и Алматы цены немного снизились – на 141 и 61 тенге соответственно. В этих городах цены на услуги мест размещения остаются самыми высокими (11 348 и 11 530 тенге), однако на пятки наступает Мангистауская область – 11 330 тенге за койко-сутки. Самые низкие расценки – в Костанайской области. Тут в среднем просят чуть более 5 тыс. тенге, причем цены за год даже немного снизились (-39 тенге).

Комитет по статистике предоставляет данные по общему количеству предоставленных койко-суток, а также по их средней стоимости. Это позволяет прикинуть, сколько места размещения зарабатывают на сдаче номеров, а сколько – на дополнительных услугах. По итогам I квартала 2020 года выходит следующая картина:

  • Общий доход от сдачи койко-суток – 12,7 млрд тенге, от прочих услуг – 8 млрд тенге.
  • Нур-Султан – единственный регион, где сдача номеров – не главный источник дохода. Доля прочих услуг в общем объеме составляет 58,7%.
  • В Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Жамбылской областях, наоборот, доход от сдачи обеспечивает более 90% дохода.
  • По сравнению с I кварталом 2019 года доход от сдачи номеров сильнее всего упал в Нур-Султане (-891 млн тенге, до 1,9 млрд), вырос – в Алматы (на 418,2 млн, до 4,8 млрд). В целом по республике показатель упал на 586,3 млн тенге.
  • Доход от прочих услуг за год сократился на 167,4 млн тенге. В Алматы он упал на 779,7 млн тенге (до 1,4 млрд), в Нур-Султане – вырос на 714,3 млн (до 2,7 млрд).

Таким образом, в крупнейших городах республики отрасль пошла разными путями. В Алматы клиентов хоть и стало меньше, зато они стали останавливаться на более длительный срок (в среднем на одного клиента приходится 1,58 койко-суток против 1,4 года ранее), обеспечивая дополнительный доход от сдачи номеров. В Нур-Султане упало и количество клиентов, и время их пребывания (с 1,31 до 1,14 койко-суток), поэтому местные места размещения стали зарабатывать за счет предоставления иных услуг – аренды помещений, услуг ресторанов и т. д.

Алексей Никоноров


Подпишитесь на наш канал Telegram!