Свои замечания и предложения в связи с измененными правилами высказали грузоперевозчики на площадке РПП “Атамекен”. Нововведения привели к тому, что на пункте пропуска казахстанско-китайской границы “Нур Жолы” с обеих сторон скопились машины, образовав очереди. Сотрудники таможни не успевают оперативно принимать машины и выдавать бланки разрешений, об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Напомним, измененные правила допуска к международным автогрузоперевозкам, введенные министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК) (приказ № 715 от 13 декабря 2022 года) начали действовать в Казахстане с 20 февраля 2023 года. Из-за введенных изменений грузоперевозчикам стало сложнее получить допуск для международных перевозок и других процедур.
“Навряд ли есть перевозчик, который доволен приказом № 715, потому что много административных барьеров, требований, которые сложно выполнить. Например, по предоставлению электронных счетов-фактур, декларации о налогах. Эти требования создают дополнительные барьеры по части того, что нам не понятно, каким образом будет соблюдаться налоговая тайна. Ведь комитет по транспорту не уполномочен на получение информации о налогах. И, каким образом комитет будет соблюдать налоговую тайну, вопрос открытый. Предоставление этих документов – это свидетельство о том, что мы раскрываем свою конфиденциальную информацию. В этих документах есть и персональные данные налогоплательщика. У нас есть закон о защите персональных данных, и, каким образом он тогда будет соблюдаться, вопрос открытый”, – задается вопросом адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Сергей Ким.
Сергей Ким также отметил, что, согласно приказу, от грузоперевозчиков требуют предоставление и заключение трудовых договоров. Адвокату не понятны законодательное обоснование и экономическая необходимость такого требования. Учитывая, что предприниматели по закону должны иметь свободу выбора работников и их деятельность не должна излишне ограничиваться.
Следующий актуальный вопрос, который озвучил Сергей Ким: каким образом требования о количестве трудоустроенных сотрудников способствуют эффективному использованию автотранспортных средств? Учитывая, что предприятия могут не использовать все свои машины и при этом все равно должны поддерживать соответствующее количество сотрудников.
“Каким образом требования о количестве трудоустроенных сотрудников соответствуют принципам свободной и справедливой конкуренции? Учитывая, что на сегодняшний день это требование может привести к исключению многих предпринимателей, которые могут предлагать более эффективные услуги и более выгодные условия”, – уточняет он.
Измененные правила требуют от грузоперевозчиков получить двухгодичный опыт работы на внутреннем рынке, прежде чем они смогут выйти на международный и получить иностранный бланк разрешения (ИБР). Тут встает вопрос, не создадут ли подобные ограничения препятствия для развития бизнеса, конкуренции и возможности привлечения новых клиентов и партнеров?
“На сегодня мы имеем такую ситуацию, что для того, чтобы осуществлять перевозки на внешнем рынке, необходимо два года поработать на внутреннем. Создается ситуация, когда грузоперевозчики, которые уже имеют доступ к перевозкам, имеют необоснованное преимущество. А у нас есть закон о защите конкуренции. Если эти правила начнут действовать, то мы увидим огромный разрыв между перевозчиками, которые уже сегодня работают на внешнем рынке, и те, кто выжидает два года. Будет достаточно серьезный коллапс, поэтому со своей стороны мы предлагаем привлечь агентство по защите конкуренции, чтобы они могли высказать свою правовую позицию”, – сказал Сергей Ким.
Такие же вопросы у адвоката и к требованиям от грузоперевозчиков предоставлять налоговые документы.
“Каким образом требования предоставления налоговых документов соответствуют принципу свободы предпринимательства? Учитывая, что они могут дополнительно создать административные и финансовые барьеры для них и ограничивают их в возможности развития конкуренции на рынке. Это основные вопросы, которые нужно решить сегодня, для того чтобы грузоперевозчики могли соответствовать требованиям этих правил и начать работу”, – сказал он.
Директор ТОО Zalia Trans Арбек Баймухамедов считает, что приказ № 715 создает много барьеров не только для перевозчиков, но и для госорганов, формируя больше работы и бумажной волокиты.
“Есть проблемы с таможенным свидетельством. Оно выдается на транспортные средства, которые возможно опломбировать. Но при этом при создании приказа забыли, что существует транспорт, который невозможно опломбировать. Сейчас система в обязательном порядке требует прикрепить к транспортному средству таможенное свидетельство, но это невозможно, так как на этот вид транспорта оно не выдается. Из-за этого большинство перевозчиков не могут обновить допуски, и это продолжается с марта. Если возможно, я бы хотел, чтобы к нам подключили транспортную прокуратуру”, – озвучил свое мнение предприниматель.
По словам Сергея Кима, нужно приостановить действие приказа министерства, так как он не соответствует действующему законодательству.
“Несмотря на то, что пока нет решения суда о признании его недействительным, я со всей ответственностью могу говорить, что многие его положения действительно не соответствуют действующему законодательству, нарушают права грузоперевозчиков. Первое, что мы хотели бы попросить у министерства, – приостановить действие этого приказа, может быть, даже принимать временные правила допуска на период, пока не будет окончательно разработан финальный проект правил. Второе – получить позицию агентства по защите конкуренции в отношении правила о двухгодичном цензе. И транспортная прокуратура тут необходима однозначно. Но, насколько нам известно, она уже свою позицию высказала, представление в отношении комитета было вынесено по части того, что необходимо официально включить в приказ 523 методику выдачи ИБР. Есть проблема, что грузоперевозчики не принимали участие в этой методике. Мы бы хотели принять участие в разработке и обсуждении этой методики”, – озвучил предложение адвокат.
Отмену приказа министерства поддержал руководитель ОИП и ЮЛ “Национальная ассоциация перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов РК” Марат Назаров.
“Я поддерживаю отмену данного приказа. При принятии этого приказа были нарушены все принципы справедливости защиты наших интересов, открытости. Мы считаем, что этот приказ члены рабочей группы создавали в личных интересах. Мы хотели бы, чтобы эту рабочую группу распустили. Вопрос серьезный, хотели бы обратить на него внимание НПП "Атамекен”, – сказал Марат Назаров.
Представителей министерства МИИР РК на обсуждении не было. Ранее руководитель управления комитета транспорта МИИР РК Жасулан Маралбаев отмечал, что мера стала вынужденой из-за спекуляций с перепродажей разрешений.
Напомним, как показывает статистика, по итогам прошлого года объем двусторонних перевозок грузов увеличился на 65% и составил 265 тыс. тонн. Также транзитные перевозки китайских грузов выросли в 2,6 раза и составили 1,1 млн тонн.
Так, новое соглашение предусматривает вопросы внедрения информационных технологий, усовершенствования условий перевозок и тем самым создает условия по дальнейшему увеличению объема перевозок грузов между двумя странами. Теперь обо всем этом по порядку.
Согласно данному документу, компетентные органы ежегодно обмениваются бланками разрешений в согласованном количестве на осуществление пассажирских и грузовых перевозок. Разрешения на проезд для транспортного средства выдаются компетентными органами или назначенными ими организациями непосредственно перевозчикам.
Кроме того, по просьбе одной из сторон и при взаимном согласии может быть произведен обмен в дополнительном количестве бланками разрешений на перевозку. При этом разрешение, выданное в бумажном виде, должно быть заверено печатью компетентного органа и подписью выдавшего его ответственного лица. Выданные в электронной форме разрешения должны быть заверены ЭЦП ответственного лица.