ОО "Отраслевой профсоюз машиностроителей" подал иск к предприятию на сумму 187 миллионов тенге – это задолженность завода перед профсоюзом по соцотчислениям за период с 2014 по 2018 годы. Первый руководитель "Зенита" поясняет, что никаких соглашений на перечисление этих денег никогда официально не подписывал. Валиев уверен: сумма иска просто разорит предприятие и 750 заводчан пойдут по миру. Руководство Отраслевого профсоюза машиностроителей в свою очередь уверяет, что иск подали исключительно в интересах членов профсоюза данного завода, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
С чего все началось
Члены профсоюзной организации АО "Уральский завод "Зенит" состоят в Отраслевом профессиональном союзе машиностроителей более 20 лет. И до 2019 года, по словам директора предприятия Вячеслава Валиева, проблем с этим членством у них не было.
Прежний председатель профсоюза машиностроителей Каирбек Кусаинов периодически приезжал на завод, встречался с трудовым коллективом, поздравлял почетных работников с юбилеями, выходом на заслуженный отдых.
В декабре 2018 года Кусаинов приехал на завод заключительный раз – представить своего будущего преемника на посту председателя ОО "Отраслевой профессиональный союз машиностроителей" Толегена Казангапова.
Ежемесячно зенитовцы платили 500-700 тысяч членских взносов в первичный филиал отраслевого профсоюза при заводе, из них около 120 тысяч уходило в Отраслевой профсоюз в Нур-Султане – это 22% от общей суммы членских взносов профсоюза работников предприятия.
Кроме того, в первичный филиал отраслевого профсоюза при самом заводе "Зенит" предприятие ежемесячно перечисляло 1% от фонда оплаты труда – это в среднем 1,2 млн тенге. Вячеслав Валиев поясняет, что с 2014 года предприятие перевело в свой профсоюз на социальную поддержку коллектива свыше 102 млн тенге, что даже превышает сумму, которую указывает в своем иске Отраслевой профсоюз. Кроме того, за период с января 2021-го по июнь 2022 года заводом на указанные цели перечислено еще 16 млн. тенге.
"Мы никогда не производили отчисления от фонда оплаты труда в Отраслевой профсоюз машиностроителей в Нур-Султане. Все деньги переводили на счет первичной организации профсоюза при заводе, чтобы деньги шли именно на поддержку трудового коллектива точечно, адресно, – рассказывает Вячеслав Валиев. – До 2019 года никаких претензий по взносам и отчислениям в профсоюз к нам не было. Но после смены председателя Отраслевого профсоюза ситуация изменилась".
Доводы завода: Зачем троим миллионы?
Директор "Зенита" подчеркивает, что за эти три года Толеген Казангапов ни разу не приехал на завод, не встретился с членами Отраслевого профсоюза машиностроителей.
В мае 2022 года, как поясняет Валиев, они получили проект отраслевого соглашения между министерством индустрии и инфраструктурного развития, объединениями – представителями работодателей и Отраслевым профсоюзом машиностроителей на 2023-2025 годы.
"Мы увидели в проекте, что "аппетиты" отраслевого профсоюза очень сильно выросли. Отраслевой профсоюз выдвигает требование – увеличить отчисления на социальную поддержку трудового коллектива до 3% с 1% и, кроме того, требует, чтобы эти отчисления мы делали уже не в наш первичный профсоюз при заводе, а перечисляли деньги напрямую в Нур-Султан, на счет Отраслевого профсоюза машиностроителей. Сейчас в штате отраслевого профсоюза состоят три человека – среди них сам председатель Толеген Казангапов, юрист Ануар Айтмурзин. Мы не считаем целесообразным перечислять деньги, предназначенные для поддержки трудового коллектива, в центр, чтобы ими распоряжались там эти три человека, которые за последние 3 года ни разу не были на нашем предприятии", – заявляет Вячеслав Валиев.
Он также подчеркивает, что таких предприятий, как уральский завод, у Отраслевого профсоюза машиностроителей – десятки. И все они ежемесячно перечисляют в качестве членских взносов сотни тысяч тенге.
"Но, видимо, этих денег профсоюзу не хватает. Им нужны сотни миллионов от предприятий машиностроительной отрасли", – говорит Валиев.
Директор "Зенита" отмечает, что коллективный договор завода "Зенит" был признан лучшим в 2013 году – за него предприятию была вручена премия "Парыз". Он уверяет, что этот договор за прошедшие годы если и менялся, то только в лучшую сторону для работников.
Кроме того, Вячеслав Валиев утверждает, что, как руководитель предприятия, он не давал доверенностей подписантам отраслевых соглашений от лица работодателей.
"С 2014 года, впрочем, как и до этого, как социально ответственное предприятие, мы перечисляем в свою первичную профсоюзную организацию положенные соцотчисления– в рамках своего коллективного трудового договора для поддержки коллектива. Но мы не являемся стороной соглашения на отчисления этих денег в Отраслевой профсоюз машиностроителей в Нур-Султане, – говорит директор "Зенита". – У меня есть официальные бумаги от НПП "Атамекен" и от АО "НК "Казахстан Инжиниринг" о том, что я не давал никаких доверенностей на то, чтобы подписывать соглашение с отраслевым профсоюзом машиностроителей на перечисление 1% от фонда оплаты труда им напрямую, тем более что в тексте самих отраслевых соглашений указано, что они подлежат перечислению на счет первичной профсоюзной организации, т. е. филиалу отраслевого профсоюза, а не его центральному органу, а поэтому не выполнял и не собираюсь выполнять необоснованные требования Отраслевого профсоюза. В ответе заводу "Казахстан Инжиниринг" прямо написали, что превысили свои полномочия, когда от лица завода подписали отраслевое соглашение".
Валиев отмечает, что, когда в мае 2022 года завод получил проект отраслевого соглашения на 2023-2025 годы, он направил свои замечания и предложения по проекту в АО "Национальная компания "Казахстан Инжиниринг", а также письмо, в котором пояснил, что предприятие не согласно перечислять соцотчисления в Нур-Султан на счет Отраслевого профессионального союза машиностроителей.
По инициативе председателя профкома завода "Зенит" было собрано расширенное заседание профсоюзного комитета предприятия с участием членов профсоюза, где приняли решение: вынести эту проблему на съезд, так как у коллектива возникли сомнения по поводу членства в Отраслевом профсоюзе работников машиностроительной отрасли. Одним из вопросов предложили досрочно переизбрать председателя Отраслевого профсоюза.
А в начале июля 2022 года Отраслевой профсоюз машиностроителей подал иск в суд на АО "Уральский завод "Зенит" с требованием перечислить с 2014 по 2021 год на счет профсоюза в Нур-Султане социальные отчисления с учетом неустойки в общей сумме 187 миллионов тенге.
"Эта сумма в два раза превышает размер чистого дохода предприятия (он составил в 2021 году 89,5 млн тенге). Свободных денег на счетах у нас нет. Я должен буду просто перестать платить людям зарплату, чтобы закрыть этот непонятный долг. Или же перекинуть эти деньги с гособоронзаказа – но тогда я сорву выполнение заказа, нам выставят штраф. В итоге предприятие станет банкротом. И 750 человек, которые сейчас работают на предприятии, пойдут на улицу. Получается, что в угоду трем людям будет уничтожен старейший в республике судостроительный завод", – резюмирует Вячеслав Валиев.
Он рассказывает, что у председателя первичной профсоюзной организации завода "Зенит" Владимира Куликова Отраслевой профсоюз машиностроителей отозвал доверенность.
По словам Валиева, сейчас деятельность профкома на предприятии практически парализована, условия коллективного договора не исполняются, счет профсоюза заблокирован. Предприятие не может отчислять в профсоюз деньги, которые предназначены для оказания людям материальной помощи – на похороны близких, на свадьбы, на лечение.
"Что меня больше всего возмущает в этой ситуации: истец заявляет в суде, что подал иск в интересах членов профсоюза завода "Зенит". Но их слова расходятся с делом. Они инициировали проверку инспекцией по труду на предмет выполнения отраслевых соглашений нашим предприятием. Но инспекция после проверки вынесла заключение, что установить факт наличия нарушений трудового законодательства на "Зените" не представилось возможным. Ведь, согласно Трудовому кодексу, контроль за выполнением соглашений осуществляют стороны социального партнерства, а инспекция ею не является. Более того, никаких жалоб от членов профсоюза завода в инспекцию, которые тоже могли бы послужить основанием для проверки, никогда не было. О защите каких интересов трудового коллектива может идти речь, если интересы своих работников мы на заводе никогда не ущемляли?!" – негодует глава завода.
Также остается без ответа и другой вопрос: куда пойдут эти деньги, которые требует Отраслевой профсоюз с предприятия за 7 лет?
"Неизвестно, вернут ли их в последующем времени нашим членам профсоюза или нет, для меня лично непонятно. Мы хотим выйти из Отраслевого профсоюза машиностроителей и прекратить вакханалию с этими судебными исками. Все отчисления должны делаться в первичные филиалы отраслевых профсоюзов, подписанты основного соглашения – АО "НК "Казахстан Инжиниринг" и министерство индустрии и инфраструктурного развития РК письменно подтвердили нам, что в наш первичный профсоюз мы должны делать все членские взносы и соцотчисления" – говорит Валиев.
По словам Валиева, судебные иски от Отраслевого профсоюза машиностроителей получили также ряд других казахстанских заводов.
Позиция отраслевого профсоюза: Спор возник не на пустом месте
Председатель ОО "Отраслевой профсоюз машиностроения"Толеген Казангапов поясняет, что спорная ситуация с заводом "Зенит" возникла не на пустом месте.
По его словам, на заседании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (РТК) под председательством Ералы Тугжанова республиканским объединениям профсоюзов совместно с государственными органами было поручено усилить контроль за выполнением условий отраслевых и региональных трехсторонних соглашений.
Так, Отраслевой профессиональный союз машиностроителей, руководствуясь статьей 155 Трудового кодекса РК, осуществил мониторинг по исполнению отраслевого соглашения. И в ходе мониторинга выяснилось, что АО "Уральский завод "Зенит" не исполняет условия отраслевого соглашения, тем самым лишает права своих работников и членов профсоюза на дополнительные льготы, компенсации и гарантии (приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление членов профсоюза, оказание материальной помощи нуждающимся работникам и финансирование спортивных, культурно-массовых мероприятий для членов профсоюза).
В настоящее время идут судебные разбирательства в СМЭС ЗКО в отношении АО "Уральский завод "Зенит" по взысканию денежных средств в интересах работников данного предприятия, являющихся членами профсоюза, и в отношении председателя первичного филиала профсоюза Владимира Куликова по истребованию финансовых документов.
Толеген Казангапов утверждает, что денежные суммы, которые в суде профсоюз взыщет с АО "Уральский завод "Зенит", пойдут на выполнение условий отраслевого соглашения в интересах работников АО "Уральский завод "Зенит", являющихся членами профсоюза.
В Отраслевом профсоюзе уверяют, что банковский счет на прием членских взносов от членов профсоюза АО "Уральский завод "Зенит" не закрыт. Реквизиты были направлены руководству завода. На сайте Отраслевого профсоюза машиностроителей www.opsm.kz размещены судебные решения, которые отражают работу профсоюза по защите прав работников в отрасли машиностроения.
Толеген Казангапов также поясняет, что работодатель не вправе воздействовать на членов коллектива, заставлять их воздержаться от вступления в профсоюз, выйти из одного профсоюза, или вступить в другой, либо самостоятельно распустить профсоюз.
Однако данное давление было определено письмом генерального директора АО "Зенит Вячеслава Валиева от 16 июня 2022 года № 2364/51, в котором он указал, что примет все меры для выхода из Отраслевого профсоюза. Более того, он открыто заявляет об этом на других площадках. Об указанных действиях со стороны руководителя АО "Зенит" Отраслевой профсоюз направил соответствующие заявления в компетентные органы для принятия мер по исключению вмешательства руководства промышленного предприятия в деятельность общественной организации.
АО "Уральский завод "Зенит" является оборонным предприятием РК. Выпускает продукцию судостроения: катера проекта 100 "Сұңқар" (Сункар), проекта 0200 "Бүркіт" (Беркут), проекта FC-19, проекта 0210 "Айбар" и корабли проекта 0300 "Барс", проекта 250 "Барс-МО".
Светлана Макарова