Страдают все...
Казахстанские фермеры недовольны. Еще год назад все, кто работал в животноводстве, считали это направление весьма перспективным. Государственная поддержка в виде субсидий, богатый выбор рынков сбыта. Особенно манил экспорт: закупочные цены на мясо, в том числе на живой скот, за рубежом оказались выше, чем в пределах Казахстана. Отечественные предприниматели, понимая потенциал экспортных направлений, взялись за улучшение мясных качеств своих буренок. Для этого "разбавляли" беспородный скот высокопроизводительными бычками, например, породы Ангус. Приплод уже обладал отличными качественными характеристиками. Однако с введением запрета на вывоз живого скота из страны желание улучшать сельхозживотных у фермеров поубавилось.
"Мы заметили такую тенденцию, что пошел спад у нас на рынке закупа племенных животных. Когда была первая волна экспорта, в тот же Узбекистан, пошел хороший спрос на КРС. Люди стали дополнительно покупать маточное поголовье. У кого было 50 голов – стало 100. Благодаря спросу выросла цена на бычков-полукровок, активнее стали закупать и наших быков-производителей. После запрета экспорта фермеры огорчились и стали сокращать свои стада. Тратить столько денег и времени на выращивание качественного поголовья, чтобы потом реализовать по низкой цене – в этом нет ни смысла, ни мотивации", – рассказал корреспонденту inbusiness.kz директор республиканской палаты Ангус Казахстана Даурен Салыков.
Свое решение о закрытии границ власти мотивировали тем, что из-за интенсивного экспорта страдает отечественная переработка, а сами предприниматели зачастую хитрили и вместо бычков вывозили из страны маточное поголовье. В свою очередь фермеры недоумевают: из-за чьих-то нарушений вынуждены страдать все. И претензии в данном случае должны быть не к ним, а к контролирующим органам непосредственно на границе.
Антирыночный подход
Что касается загрузки казахстанских перерабатывающих предприятий, то тут тоже не вина животноводов. Подобный подход к решению системных проблем экономист Виктор Сиволап считает антирыночным. Любые запреты, по его мнению, только тормозят развитие отрасли, а внутренний спрос нельзя компенсировать преградами на спрос внешний. Вместо этого следовало бы, наоборот, стимулировать предпринимателей к увеличению поголовья, параллельно развивая исключительно экономическими рычагами конкурентоспособность переработки и помогая главному производителю мяса в стране, то есть простым людям.
"Главный производитель скота в стране – это личные подсобные хозяйства. Там и содержится большая часть поголовья КРС в Казахстане. Но эта экономическая категория как раз в большинстве случаев и не поддерживается государственными программами. Если сдается скот с личного подсобного хозяйства, то почему им не платят те же дотации по мясу и молоку?" – считает Виктор Сиволап.
Самое главное, отмечает эксперт, государству стоит задуматься, почему между отечественными перерабатывающими предприятиями и иностранными казахстанские фермеры выбирали именно последние. Ответ очевиден.
"Если они скот экспортировали, значит, им это было выгодно. По сути дела, мы лишаем производителей выгодных рынков сбыта. Если бы внутренний рынок был для производителей более привлекательным, то какой смысл вывозить скот? Значит, по экономическим соображениям внешние рынки лучше", – отметил экономист.
Между тем, Казахстан по-прежнему остается импортозависимым. Так, около 65% всей колбасной продукции на местных прилавках ввезено извне. Нашей стране, считают эксперты, для того чтобы стать конкурентоспособной на мясном рынке и обеспечить продовольственную безопасность в своих границах, стоит активнее развивать глубокую переработку. В начале года на уровне парламента отмечалось, что загруженность мясокомбинатов в Казахстане составляет 40-45%. Сами фермеры отмечают что, несмотря на то, что им перекрыли экспорт, ситуация на перерабатывающих предприятиях не сильно то и улучшилась.
Павел Притолюк
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!